Качества современного менеджера

Нередко менеджер видит свою главную задачу в контро­ле за действиями подчинённых, в высокой требовательнос­ти к ним и в пресечении малейших нарушений. Но менед­жер не надсмотрщик. Его главная задача—создать необхо­димые условия для успешной работы, для достижения кон­курентоспособности. Впрочем, начальник не напрасно но­сит меч (Рим. 13,4).

Можно выделить следующие основные качества совре­менного менеджера:

1. Знать, что нужно организации, в чём она нуждается, ещё до того, как это станет понятным другим.

2. Искусство быть равным—т.е. способность установить ' и поддерживать систему отношений с людьми,, как с равными себе.

3. 'Искусство быть лидером— способность руководить подчинёнными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.

4. Решительность и настойчивость, умение брать на себя ответственность и идти на риск. Для России эти каче­ства имеют особое значение, т.к. наши менеджеры, и это подчёркивают иностранцы, стремятся к большой власти при малой ответственности.

5. Искусство разрешать конфликты —- способность выс­тупать в роли посредника между двумя сторонами в: конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

6. Искусство обрабатывать информацию— способность построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать.

Коммуникация слово латинское (communicatio, от communico) и означает делаю общим, связываю, общаюсь. В русском языке под этим словом понимается:

- общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их деятельности, осуществляющаяся, главным образом, при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем).

— путь сообщения, связь одного места с другим.

7. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить решения проблем в условиях, когда альтернативные варианты действий, цели неясны или сомнительны.

8. Искусство распределять ресурсы—способность выбирать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

9. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

10. Умение находить гармоничное равновесие между социальными и хозяйственными целями.

«Решётка менеджмента», её содержание

Универсальным средством нахождения единства соци­альных и хозяйственных целей в сфере производства явля­ется так называемая «решётка менеджмента». Её иногда называют управленческой матрицей, управленческой решёт­кой Р. Блейка и Д. Моутона. Строится решётка на комбина­ции двух фундаментальных составляющих работы менед­жера: отношения к производству и отношения к людям, и

  1.9. Управление в духе загородного клуба       9.9. Групповое управление (командный менеджмент)  
                                     
                                     
                                     
          5.5. Органюационное управление          
                                     
                                     
                                     
  1.1. Убогий менеджмент       9.1. Власть—подчинение  
                "7      

Рис. 1. Схема «решетки менеджмента»

представляет собой таблицу (матрицу) размером 9S9 пози­ций. По вертикали в ней отражены 9 степеней отношения к людям (забота о человеке), а по горизонтали столько же сте­пеней отношения к производству (забота о производстве).

В решётке имеется 81 возможная позиция, самая лучшая из которых имеет координаты 9S9 — максимум по обеим показателям

Внимание к производству означает концентрацию уси­лии менеджера на формировании успешных идей, объёме продаж, качестве обслуживания, реализации решений вы­шестоящего руководства и т.п. Внимание к людям предпо­лагает создание творческой атмосферы: привлечение пер­сонала к участию в принятии решений, обеспечение спра­ведливой системы оплаты и т.д.

Различные позиции на решётке менеджера выражают типичные модели такого поведения. Модель поведения, при которой менеджер полностью сконцентрирован на произ­водстве, называется моделью управления на основе задач. При этом менеджер выступает как требовательный руко­водитель, который следит за выполнением планов и дис­циплиной сотрудников. Отклонение от намеченного плана рассматривается как результат ошибки кого-либо из сотруд­ников, который должен быть наказан. Подчинение сотруд­ников решениям руководителя — безусловное, несогласие считается нарушением субординации. Недостатки такой модели поведения менеджера связаны с наличием условий, подавляющих творческую энергию сотрудников и снижа­ющих их отдачу.

В другой модели людей не принуждают к работе, они пользуются поощрением и поддержкой. Их ошибки проща­ются. Упор делается на неформальном общении. Сотрудни­ки стараются избегать взаимной критики. Новые цели или идеи, которые могут нарушить взаимоотношения людей, не. внедряются. Подобная модель поведения менеджера при­водит к росту затрат и потере работоспособности сотрудни­ков. Оптимальной является такая модель поведения менед­жера, которая обеспечивает гармоничное сочетание двух предыдущих моделей — интеграцию людей вокруг произ­водства.

Чтобы выбрать оптимальную позицию, менеджер дол­жен прочувствовать изнутри, потренировать каждую ори­ентацию в решётке менеджмента. Таким образом, он опре­делит стиль руководства, о чём более подробно будет сказа­но далее.

Лидер и менеджер

Как мы уже выяснили, менеджер существенно отличает­ся от предпринимателя. Одним из качеств менеджера явля-ется искусство быть лидером. Лидер (от английского 1еабег — ведущий, руководитель) это, вообще говоря, не менеджер. Лидер это лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе, организации. Изучение лидерства на систематической основе было предприня­то только в период между 1930-1950 годами. Согласно возникшей личностной теории лидерства, лучшие из руково­дителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств. Некоторые из этих качеств — уровень ин­теллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициатив­ность, высокая степень уверенности в себе. Иногда указы­вается, что для лидера важно иметь «впечатляющую внешность». Однако, по крайней мере, для России, это не так.

Явными лидерами были, например, В.Ленин, Л.Троцкий, И.Сталин, явно не имевшие такой внешности. С.Есенин пишет о Ленине:

. ..Он меня

Влечёт не по своей фигуре.

Он не садился на коня

И не летел навстречу буре.

С плеча голов он не рубил,

Не обращал в побег пехоту...

...И не носил он тех волос,

Что пьют успех на женщин томных,

Он с лысиною, как поднос,

Глядел скромней из самых скромных.

Л.Троцкий, по воспоминаниям современников, выглядел как обычный еврейский интеллигент, но стоило ему загово­рить и он преображался, полностью владея слушающей ауди­торией.

Одной, самой выдающейся разновидностью лидеров есть харизматический лидер. Харизма— это власть, построен­ная не на логике, не на традиции, а на силе личных качеств или способностей руководителя. Лидеры этого типа испы­тывают высокую потребность во власти, в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во-что они верят. О них можно сказать словами М.Лермонтова:

..знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она Мечты мои звала...

Ответить на вопрос: кто или что внушает им уверенность в правоте, кто или что разжигает огонь их глаз— сегодня невозможно. Невозможно и объяснить, почему люди верят им и идут за ними. Почему они шли на смерть за Ленина, Сталина, Гитлера или Наполеона? Ответа нет.

Наши рекомендации