Тема 1: Общая характеристика стратегического управления.
Раздел 1.
Стратегический менеджмент
Литература для подготовки:
1. Велесько Е.И., Быков А.А., Неправский А.А. Стратегический менеджмент:
деловая игра «Дельта»: Учебное пособие. – Минск, БГЭУ, 2001.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М., Гардарика, 1998. –
296 с.
3. Велесько Е.И., Быков А.А., Дражек З. Стратегическое управление. Практика принятия системных решений: Учеб. пособие. – Минск, Тэхналогiя, Изд-во БГЭУ,
1997. – 199 с.
Тема 1: Общая характеристика стратегического управления.
Сущность стратегического управления.
Эволюция стратегического мышления.
Конкурентные преимущества.
Особенности стратегического управления.
Содержание и структура стратегического управления.
1. Сущность стратегического управления :
Понятие «стратегическое управление» сегодня довольно распространенное и широко употребляется в сфере экономики. Сам термин «стратегия» был заимствован из военной лексики. «Стратегами», например, называли в Др.Греции военачальников, полководцев. Со временем понятие «стратегия» пришло и в экономику.
Долгое время под стратегией в экономике понимали управление ресурсами.
Предприятия стремились с максимальной отдачей использовать имеющиеся в наличии ресурсы, материалы, оборудование и т.п., произвести побольше товаров и предложить их потребителям на рынке. Так продолжалось до 30-х гг. 20 века, т.е. пока не начались проблемы со сбытом готовой продукции. После «великой депрессии» положение, как известно, сильно изменилось. Сегодня существует много определений стратегии. Приведем следующие из них :
1) Стратегия– это процесс формулирования долгосрочных целей и намерений предприятия, выбор надлежащих направлений деятельности, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения целей.
2) Стратегия– это искусство руководства, общий план ведения работы.
Сам термин «стратегическое управление» был введен в лексику в 60 – 70 гг. с целью подчеркнуть разницу между управлением на высшем и низшем уровнях (т.е. стратегическим и тактическим управлением).
Сегодня различают три уровня управления организацией, каждыц из которых требует менеджеров соответствующей подготовки :
МЕНЕДЖМЕНТ III ВШУБ РАЗДЕЛ 1
Качества руководителя идеи, -- стратегический уровень
интуиция,
творческий подход
количественные подходы, -- тактический уровень
алгоритмизация, анализ, опыт
умение решать проблемы, вовлеченность оперативный уровень
Стратегическое упраление появилось, когда организации столкнулись с серьезной проблемой : сбыт продукции. Сегодня необходимо уловить ожидания потребителей, научить их покупать продукцию фирмы.
В современных условиях внешнее окружение предприятия нестабильно и динамично. Поэтому руководителям необходимо искать новые способы и методы
решения проблем (интуиция, творч. подход).
Стратегическоеуправление– это такое управление организацией, которая ориентирует ее (организации) деятельность на запросы потребителей, что позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая своих
целей.
Нестратегическое управление базируется, исходит из того, что окружение предприятия не будет меняться и планы надо стороить опираясь на фактические данные. Например : завтра производим то, что пользовалось спросом вчера и сегодня. Применяя стратегическое упраление, мы скажем так : завтра будем производить новый товар.
2.Эволюция стратегического мышления :
Развитие стратегического мышления шло параллельно с эволюцией на предприятиях и во внешнем окружении. С изменением условий функционирования предприятий менялось и управление. Этот процесс носит непрерывный характер и можно выделить следующие фазы в развитии стратегического управления :
·краткосрочное планирование
·долгосрочное планирование
·стратегическое планирование
·стратегическое управление
1990….. | |||
краткосрочное планирование | долгосрочное планирование | стратегическое планирование | стратегическое управление |
финансовое планирование; расчет затрат; краткосрочные бюджеты | многолетние планы; анализ отклонений; экстраполяция результатов; бюджетный контроль | определение целей; исследование конкурентов; динамика явлений; анализ вариантов | Миссия фирмы; анализ рисков; мотивация персонала; культура и имидж фирмы; поиск новых возможностей развития |
Таким образом, стратегическое управление не есть стратегическое планирование.
3. Конкурентные преимущества :
Стратегическое управление призвано обеспечить фирме выживание в долгосрочной перспективе. Для этого ей должны быть присущи определенные качества, позволяющие справляться со своими задачами. Такие качества называют конкурентнымипреимуществами.
Конкурентные преимущества можно разделить на две составляющие :
1) Продукт (преимущества по продукту : цена, качество, отличительные особенности товара и т.д.);
2) Степень монополизации рынка или положение фирмы на рынке (конкуренция,
монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
При рассмотрении вопроса о создании и удержании конкурентных преимуществ уделяют внимание трем субъектам :
1) Наша фирма
2) Покупатель
3) Конкуренты
Т.е. необходимо знать : что нужно покупателям, каковы возможности нашей фирмы, кто наши конкуренты. Изучив эти факторы становится ясно, какими конкурентными преимуществами обладает наша фирма.
4. Особенности стратегического управления :
Возможности стратегического управления не безграничны. Существует ряд ограничений в его использовании. Основные из них – это :
· Стратегическое управление не дает точной картины будущего; оно позволяет лишь определить : выживет ли организация в конкурентной борьбе или нет при данных условиях.
· Стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур;
у него нет теории, это скорее философия и идеология бизнеса (некоторые говорят, что это искусство).
· Чтобы начать процесс стратегического управления в организации необходимы огромные затраты времени, ресурсов и человеческих сил.
· В условиях стратегического управления резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения (на уровне стратегического управления надо просто угадать, что будет в будущем и на основании этого
строить свои финансовую политику, производство и т.д.).
· Стратегическое управление гораздо шире, чем просто стратегическое планирование (план – лишь малая часть стратегического управления).
5. Содержание и структура стратегического управления :
Схематично процесс стратегического управления можно представить так (см. ниже):
Анализвнутреннейивнешнейсреды– т.е. тут важен системный подход в управлении организацией. Окружение сильно влияет на предприятие. Окружение организации состоит из:
- внешнего окружения ( оно складывается из макроокружения и непосредственного окружения )
- внутренней среды.
Предприятие испытывает влияние макроокружения, но не может само повлиять на него (это политика государства, экономическое состояние страны и т.д.).
Непосредственное окружение фирмы составляют поставщики и покупатели. Они
тоже влияют на фирму, но иона тоже может на них повлиять.
Внутренняя среда – это кадры, маркетинг, различные параметры фирмы и т.д.
фмрма активно влияет и определяет её.
Анлизируя окружение фмрмы, мы получаем представление о ССВУ( т.е. Сильных
и Слабых сторонах фирмы, а также о её Возможностях и Угрозах; это – SWOT-
анализ).
АНАЛИЗ
ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
ССВУ
АНАЛИЗ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Миссия
Цели
Альтернативные
стратегии
Выбор
Реализация
Контроль
Миссияфирмы– это ключевое направление, в котором движется фирма, её
целевая ориентация. Она не может быть выражена количественно, каками-либо рамками. Это идеал, полная реализация которого практически невозможна. Не следует путать миссию и цели.
Цели –это уже нечто конкретное, что достижимо и имеет количественные рамки
(хотя и не всегда). Напр.: наша цель – завоевать 30% рынка стиральных машин к концу 2003-го года.
Цели могут быть количественными и качественными, финансовыми и нефинансовыми и т.д.
Альтернативныестратегии– это пути достижения целей. Их обычно существует
много, но из всех стратегий с помощью разных методов выбирается лучшая и происходит её реализация. Выбор стратегии происходит с учётом SWOT-анализа.
Реализациястратегии– главное внимание на этом этапе уделяется управлению
персоналом (мотивация, создание благоприятного морально-психологического климата и т.д.).
Контроль– это поиск и устранение отклонений.
Вся последовательность этих действий является логической, но не временной.
Так, контроль может осуществляться постоянно и т.д.
Анализ макроокружения.
Анализ внутренней среды.
SWOT-анализ.
1. Анализ макроокружения:
Макроокружение создает общие условия нахождения организации в среде и не имеет специфического характера. Оно действует на все предприятия сразу и без исключения.
Компонентымакроокружения:
1) Экономическая – она определяет способы формирования и распределения
ресурсов (финансовых, трудовых, сырьевых, информационных и т.д.). Здесь учитываются темпы инфляции, уровень безработицы,процентная ставка за
кредит и проч.
2) Правовая – она определяет границы действий и методы отстаивания своих интересов.
3) Политическая – даёт представление о намерениях власти в отношении общества и о средствах, с помощью которых государство будет проводить свою
политику.
Эти три компоненты сильно связаны между собой и менеджер должен рассматривать их в системе, т.е. он должен разбираться в политике, не говоря уже о
экономике и праве.
4) Социальная компонента – изучаются такие явления, как отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, уровень образования и т.д.
5) Технологическая – здесь имеется в виду НТП со всеми его последствиями. Эта компонента особенно важна для предприятий, работающих с высокими
технологиями.
Существуют следующие способы отслеживания внешней среды:
- анализ материалов в печати;
- участие в профессиональных конференциях;
- анализ опыта деятельности организации;
- изучение мнения сотрудников организации;
Главное при анализе макроокружения – это уловить тенденции её изменения.
2. Анализ непосредственного окружения :
Непосредственное окружение отличается от макроокружения тем, что фирма
может на него влиять. Основными компонентами непосредственного окружения являются :
1) Покупатели – надо знать, кто будет покупать наш продукт. Здесь важны такие характеристики покупателя, как :
- географическое положение;
- демографические характеристики (возраст, образование и т.п.);
- социально-психологические характеристики (статус покупателя в обществе, его вкусы, привычки и т.п.);
- отношение покупателя к продукту (для чего они его покупают и др.).
Эти характеристики важны для выяснения позиции покупателя при торге.
2) Поставщики – все те, кто снабжает фирму ресурсами. Важны такие характеристики поставщика как :
- уровень специализации поставщика;
- стоимость поставляемых товаров и их качество;
- условия поставки товаров;
- объёмы закупок.
3) Конкуренты– тут важно выявить слабые и сильные стороны каждого конкурента,
его долю на рынке и др.
4) Рынок рабочей силы – его надо изучать для выявления потенциальных возможностей обеспечения предприятия кадрами. Здесь важно определиться с такими показателями как : квалификация, срок найма и др.
3. Анализ внутренней среды :
Внутренняя среда – это часть общей среды, которая находится в пределах организации.
При изучении внутренней среды уделяется внимание следующим группам параметров :
1) Кадры – тут рассматриваются вопросы:
- взаимоотношения менеджеров и рабочих
- политики найма и продвижения кадров
- стимулирования и мотивации
2) Организационная структура – здесь рассматриваются :
- распределение прав и ответственности
- иерархия подчинения
- нормы, правила, процедуры
3) Производство -- здесь рассматриваются :
- изготовление продукта (технология, способы и т.д.)
- производственные мощности
- логистика
- исследования и разработки
4) Маркетинг:
- выбор рынков сбыта и систем распределения
- стратегия продукта (ценовая стратегия, способы продвижения и др.)
5) Финансы :
- поддержание ликвидности и обеспечение рентабельности
- создание инвестиционных возможностей (предприятие должно быть выгодным
инвестиционным объектом)
6) Организационная культура– разлиные обычаи, нормы поведения и т.п., которые существуют в данной организации.
4. SWOT-анализ:
В анализе среды используют матричные методы. Они позволяют выявить общие направления развития организации с учётом их потенциальных возможностей.
SWOT-анализ – один из таких методов. Он более универсален и прост, чем SPACE,
который связан с экспертными оценками и используется на мелких и средних предприятиях. При помощи метода SWOT подвергаются анализу и интегрируются две группы факторов, характеризующих соответственно внутреннюю и внешнюю среду организации.
S W O T – это аббривиатура английских слов, которые означают:
S – сильныестороныорганизации – это факторы внутренней среды, способные
позитивно повлиять на будущую работу организации. Напр.: огромные производственные мощности, высококвалифицированный персонал, большой научно-технический задел и т.д.
W – слабыестороны– это тоже факторы внутренней среды, но способные
негативно повлиять на будущее организации ( низкая квалификация персонала,
низкое качество продукции и др.).
O – возможности– это факторы внешней среды, которые предоставляют шансы для дальнейшего развития организации (банкротство главного конкурента, открытие новых рынков, снижение налогов и др.).
T – угрозы– факторы внешней среды, способные негативно повлиять на работу
организации ( смена власти, увеличение таможенных пошлин и др.).
Все эти факторы можно представить в виде матрицы (см.рис. на стр.8).
Необходимо сравнить сильные ислабые стороны организации, а также посмотреть,
что даёт фирме внешняя среда : возможности или угрозы.
Попадание в ту или иную клетку влечёт выдачу различных рекомендаций фирме, которыми полезно руководствоваться при выборе стратегии дальнейшего поведения:
ФАКТОРЫ
Внешние Внутренние
Возможности | Сильные стороны |
Угрозы | Слабые стороны |
1. Сильных сторон > слабых; возможностей > угроз.
Здесь нужна стратегия «макси-макси». Фирма должна укреплять свои позиции на рынке путём инноваций, диверсификации, увеличения доли на рынке.
Фирма находится в благоприятной финансовой ситуации, поэтому нужно вести
научные исследования и опытные разработки по введению новой продукции. Также можно покупать другие компании, акции, т.е. надо активно наращивать капитал фирмы.
2. Слабых сторон > сильных; возможностей > угроз.
Это тоже неплохая ситуация. Здесь нужна стратегия «мини-макси». У фирмы благоприятное внешнее окружение и она должна стремиться к выборочному улучшению своих конкурентных позиций. Это можно сделать путём увеличения доли
на рынке и одновременногоулучшения своего финансового положения, уменьшения
затрат, повышения качества продукции.
3. Сильных сторон > слабых; угроз > возможностей.
Это уже не очень хорошо для фирмы. Приходится действовать в нестабильном внешнем окружении, для чего применяют стратегию «макси-мини», которая предполагает выборочное завоевание рынка. Т.е. фирма должна искать свои рыночные сегменты. Опираясь на свои сильные стороны фирма должна преодолеть негативные стороны внешней среды, привлечь новых клиентов и т.д.
4. Слабых сторон > сильных; угроз > возможностей.
Самая плохая ситуация. Применяется стратегия «мини-мини»: фирма постепенно уменьшает активность и уходит из данной сферы деятельности. Также особое внимание уделяется поиску рискованных решений: привлечение банковского
кредита, внедрение новых проектов и т.п.
Миссия организации.
Цели организации.
Процесс установления целей.
1. Миссия организации:
Важным моментом для любой организации является целеполагание. Любая организация всегда создается для достижения каких-либо целей. Целевое начало в деятельности организации возникает и потому, что она есть объединение людей, которые преследуют определенные цели. Если организация не ставит целей, то она
не выживет в конкурентной борьбе, а все её действия будут бессмысленны.
Цели ставят люди и поэтому внутри организации происходит борьба целей и интересов. Ключевая роль менеджмента состоит в поиске и установлении целевых
ориентиров организации. Целевые ориентиры организации имеют две
составляющие : миссияи цели.
Стратегия организации должна обеспечивать выполнение миссии и достижение целей.
Миссия организацииориентирует в едином направлении интересы людей,
которые воспринимают организацию изнутри. В широком смысле миссия– это философия, предназначение и смысл существования организации. Философия изменяется редко, а вот предназначение может меняться в зависимости от ситуации.
В узком понимании миссия– это утверждение, раскрывающее смысл
существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других. Т.е. миссия должна быть каким-то оригинальным лозунгом.
При формировании миссии учитываются интересы различных групп людей :
- собственники (владельцы) организации ( их интерес – доход организации);
- сотрудники организации (заработная плата);
- деловые партнёры организации (связи, приносящие доход);
- местные сообщества (они заинтересованы в экономической и социальной обстановке);
- общество в целом (выплата налогов и сборов).
Наиболее устойчивое и сильное влияние на формирование миссии оказывают интересыпервых трёх групп.
На выбор миссии оказывают влияние следующие факторы :
- история фирмы;
- стиль поведения собственников и управленческого персонала;
- состояние среды обитания организации (социальная, политическая,
экономическая и экологическая среды);
- ресурсы;
- отличительные особенности данной организации (всё остальное).
Миссия формулируется для того, чтобы :
- дать субъектам внешней среды общее предсталение об организации;
- способствовать единению сотрудников организации и созданию корпоративного духа;
- создавать условия для более эффективного управления организацией.
2. Цели организации:
Цели– это конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена её деятельность, поскольку это является желательным для данной организации.
Цели необходимы, т.к.:
- они определяют организацию и её окружение;
- они связывают решения и людей, кторые эти решения принимают;
- цели устанавливают стандарты для оценки деятельности организации;
- цели дают осязаемое выражение миссии организации.
В целях могут быть представлены основные вопросы выживания организации и основные ценности организации.
Цели могут затрагивать следующие вопросы:
- рост сбыта;
- рост прибыли;
- рост доли на рынке;
- инновации;
- условия труда и др.
Цели могут быть количественными и качественными, без градации и с выделением приоритетов, долгосрочные и краткосрочные, финансовые и нефинансовые и т .д.
Цели должны удовлетворять требованиям :
- они должны быть достижимыми, гибкими и измеримыми;
- цели должны быть конкретными (т.е. однозначно определять, в каком направлении будет двигаться организация);
- цели должны быть совместимыми :равные по рангу цели не должны противоречить друг другу; долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а
краткосрочные --- долгосрочным (иерархическая совместимость);
- цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния,
определяющих цели организации.
3. Процесс установления целей:
Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырёх фаз :
1) выявление и анализ тенденцмй, которые наблюдаются в окружении;
2) установление целей для организации в целом;
3) построение иерархии целей;
4) установление индивидуальных целей.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, но при этом не предполагается их неизменность : с изменением внешних условий должны меняться
и цели.
Существует два способа корректировки целей :
- ситуационное изменение целей (изменилась ситуация ---- меняем и цели);
- упреждающее изменение целей (цели меняются в соответствии с прогнозами будущих событий).
Например, компания CANON :
Наша корпоративная философия | Наша миссия | Наши цели | Наша задача по развитию бизнеса | Наши ценности |
Быть мировой корпорацией, обеспечивающей КИОСЕЙ (совместную жизнь и работу на общее благо) во всех странах, где мы действуем. | Вносить положительный вклад путём непрерывного роста и реинвестиций в мировые сообщества. | Быть ответственным гражданином планеты; иметь уникальные товары высочайшего качества; построить идеальную компанию для непрерывного процветания. | Сочетать нашу традиционную силу в машинном обеспечении с развитием ситем программного обеспечения; создавать информационные сети и системы, которые включали бы в себя машинное и программное обеспечение и обслуживание; Действовать в мировом масштабе. | Уважайте различия в культкрах; поощряйте самомотивацию, самосознание и уверенность в своих силах; уважайте чувство собственного достоинства, цените иннициативу; работайте вместе в гармонии; поддерживайте физическое и эмоциональное здоровье. |
Стратегическая пирамида.
Стратегии сокращения.
1. Подходы к развитию организации :
Выбор стратегии развития бизнеса зависит от ситуатции, в которой находится фирма.
При разработке стратегии развития бизнеса, руководство должно ответить на следующие вопросы:
n какой бизнес прекратить;
n какой бизнес продолжить;
n в какой бизнес перейти.
При этом внимание концентрируется на двух моментах : 1) что организация делает
и чего не делает; и 2) что для организации более важно, а что – менее.
Таким образом, стратегия развития бизнеса по своей сути близка к корпоративной
и деловой стратегиям, но внимание здесь концентрируется на динамике.
При выделении основных стратегий развития бизнеса рассматривают пять параметров:
1. Продукт;
2. Рынок;
3. Отрасль;
4. Положение фирмы внутри отрасли;
5. Технология.
Каждый из этих пяти элементов может принимать два значения: 1) существующее положение; и 2) новое положение.
Итак, выделяют следующие базисные (эталонные) стратегии, которые отражают четыре общих подхода к развитию фирм:
1.Стратегии концентрированного роста.
2.Стратегии интегрированного роста.
3.Стратегии диверсифицированного роста.
4.Стратегии сокращения.
2. Стратегии концентрированного роста:
Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменениями продукта и рынка и
не затрагивают остальных трёх параметров. Это :
n стратегия усиления позиции на рынке;
n стратегия развития рынка (поиск новых рынков для существующего продукта);
n стратегия развития продукта (новый продукт на существующем рынке).
3. Стратегии интегрированного роста:
Эта группа стратегий связана с расширением фирмы путём добавления новых
структур. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путём приобретения новых структур, так и путём расширения изнутри.
Выделяют два типа стратегий интегрированного роста:
1) Стратегия обратной вертикальной интеграции (приобретение контроля за поставщиками);
2) Стратегия вперёд идущей вертикальной интеграции (приобретение или
усиление контроля за системами распределения и продажи).
4. Стратегии диверсифицированного роста:
Стратегии диверсифицированного роста применяются в том случае, если фирма не может дальше развиваться на данном рынке, с данным продуктом, в рамках данной отрасли.
Прчины, обуславливающие выбор данной стратегии, могут быть следующие:
n рынок находится в состоянии насыщения;
n текущий бизнес даёт большие поступления наличности, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы;
n антимонопольное регулирование;
n синергетический эффект, вызываемый новым бизнесом и др.
Выделяют три направления стратегий диверсифицированного роста:
1. Стратегия центрированной диверсификации. Тут фирма ведёт поиск производства новых продуктов в рамках существующего бизнеса. Т.е. фирма
использует старые технологии, работает на старом рынке, в старой отрасли.
Изменяются при этом продукт и положение в отрасли. Например : фирма “Хилтон” изначально предоставляла только дорогие гостиницы, а потом решила заняться ещё и дешёвыми.
2. Стратегия горизонтальной диверсификации. В данном случае предполагается введение новой продукции, требующей новые технологии. Но при этом отрасль
и специализация не меняются. Фирма продолжает использовать старые
возможности. Реализация этой стратегии сложнее, чем первой стратегии (она обойдётся дороже и является более рискованной), поэтому её применяют в неблагоприятных для фирм ситуациях.
3. Стратегия конгломеративной диверсификации. При реализации этой стратегии фирма меняет всё и переходит в другую область деятельности. Данная
стратегия является ещё более рискованной и требует больше средств, чем
стратегия (2). Значит и применяют её в исключительно крайних случаях.
Стратегии сокращения :
Проблема сокращения бизнеса рано или поздно встаёт перед любой фирмой :
Cтоимость
фирмы, $ А
0 Время, t
Жизненный цикл фирмы
Молодая фирма, появившися на рынке, начинает развиваться и достигает пика своего развития в некоторой точке А (см.рис.). Достигнув данной точки, руководство фирмы решает, что оно управляет компанией наиболее эффективным способом и ничего менять тут уже не требуется. Но это не так: поскольку внешняя среда изменяется постоянно, то значит надо что-то менять и в самой организации.
Так вот стратегии сокращения бизнеса и применяются либо после такого длительного роста, либо в условиях кризиса.
Стратегия сокращения бизнеса – единственно возможный способ обновления бизнеса (бизнес нельзя обновлять, непрерывно наращивая его : наращивать надо,
но отсекая при этом всё старое и неэффективное).
Выделяют четыре типа стратегий сокращения бизнеса :
1. Стратегия ликвидации. Применяется, когда фирма находится в глубоком кризисе и не может вести далее свой бизнес. Это крайний случай. Реализуется способами : продажа имущества; продажа контрольного пакета акций.
2. Стратегия “сбора урожая”. Она означает отказ фирмы от долгосрочных перспектив в пользу максимизации доходов в настоящее время. Фирма не
делает никаких инвестиций, никак не мотивирует работников, ничего.
Оборудование эксплуатируется, пока оно в состоянии работать, а потом ликвидируется. Такую стратегию проводят для неперспективных и устаревших подразделений.
3. Стратегия сокращения. Означает отсечение фирмой некоторых своих подразделений или видов бизнеса. Данная стратегия может применяться только
высокодиверсифицированными компаниями. Она ведёт к оздоровлению фирмы,
но не к её ликвидации.
4. Стратегия сокращения расходов. Фирма также остаётся работать и старается увеличить эффективность этой работы за счёт уменьшения затрат. Данная
стратегия отличается от стратегии (3) тем, что она : 1) ориентируется на
устранение достаточно небольших источников затрат; и 2) имеет временный (краткосрочный) характер. Тут, если фирма стабилизирует своё положение, то она может быть и вернётся к данной деятельности.
Заметим, что стратегии сокращения имеют не вынужденный, а целенаправленный
характер.
Все рассмотренные выше стратегии являются эталонными. В реальной же действительности фирмы реализуют различные комбинированные стратегии.
Тема 6: Стратегия продукта.
Понятие продукта.
Жизненный цикл продукта.
Марка Имидж
Функциональные
Потребительские
свойства
Анализ портфеля продукции
Метод BCG.
1. Анализ портфеля продукции:
Анализ портфеля продукции – один из важнейших элементов стратегического управления. Этот анализ позволяет понять, что отдельные части бизнеса взаимосвязаны между собой и что фирма в целом – это не простая сумма составляющих её частей бизнеса. Т.е. здесь проявляется синергетический эффект.
С помощью анализа портфеля можно сбалансировать риск, финансовые поступления и выплаты, обновление и отмирание отдельных продуктов.
Термин “портфель”впервые был предложен американским экономистом
Марковичем и означал пакет акций компании. Маркович рекомендовал, чтобы в портфель акций входили такие акции, которые бы не росли и не падали одновременно все сразу.
Рассмотрим следующее определение:
Стратегическаяединицабизнеса(СЕБ)– это продукт или группа продуктов,
возможно, сопровождаемых сервисным обслуживанием, которые реализуются на данном рынке или рыночном сегменте.
Так вот применительно к стратегическому управлению, портфель – это совокупность СЕБ данноц компании.
Портфель считается эффективным , когда различные СЕБ находятся на разных стадиях своего жизненного цикла.
Выделяют три шага в проведении анализа бизнеса (портфеля бизнесов):
1. Фиксация СЕБ (здесь надо выделить СЕБ, узнать, какие они и сколько их).
2. Сбор и анализ информации о привлекательности отрасли, конкурентной позиции фирмы, возможностях и угрозах, ресурсах фирмы и др.
3. Формирование желаемого портфеля бизнеса.
2. Понятие портфельных (матричных) методов:
Портфельные методы – это простая форма оценки и сравнения различных сфер деятельности фирмы или СЕБ.
Центральным моментом в данных методах является построение матриц,
состоящих из нескольких клеток (поэтому портфельные методы называют ещё и матричными).
Портфельные методы позволяют сравнить сферы деятельности фирмы или СЕБ
по таким стратегическим переменным как : темп роста рынка, доля на рынке,
привлекательность отрасли, конкурентная позиция.
Матричные методы используются обычно в двух случаях : 1) для диагностики положения фирмы по сравнению с конкурентами; и 2) для диагностики
ассортиментной структуры фирмы по сравнению с ситуацией на рынке (т.е.
насколько ассортимент соответствует сложившейся ситуации).
Если у фирмы узкий ассортимент продукции, то главная цель анализа – это ответ
на вопрос: должна ли фирма вступать в новые области деятельности.
Использование матричных методов проводится в три этапа :
1) выделение СЕБ (стратегическое сегментирование);
2) установление стратегического положения (изображение матрицы и установление в ней положения различных СЕБ);
3) формирование выводов для построения стратегии.
3. Метод BCG:
Эта матрица была разработана фирмой “Boston Consalting Group” в конце 60-х гг. Она позволяет оценить и спланировать ассортимент выпускаемой продукции в соответствии с двумя факторами : 1) темп роста рынка, который характеризует внешнее окружение предприятия; и 2) относительная доля рынка, которая характеризует внутренние факторы фирмы (её сильные и слабые стороны). Относительная доля рынка показывает отношение доли на рынке, которая принадлежит данной фирме, по сравнению с конкурентами.
Согласно матрице BCG, все продукты в соответствии с вышеуказанными факторами делятся на (см. рис.):
Темп роста >10%
рынка в год Звёзды (0) Вопросы (-)
новый продукт
<10%
в год
«собаки»
Дойные коровы (+) Собаки (-,0)выводятся
из ассортимента
предприятия
>1,5 <1,5
относительная доля рынка
Продукты-вопросы.Это новые перспективные продукы. Для них характерен высокий темп роста рынка и малая доля рынка. Такие продукты надо поддерживать, они приносят, обычно, убытки (-), т.к. требуют больших капиталовложений.
Продукты-звёзды.Для них характерены высокий темп роста рынка и большая
доля рынка. Спрос на них растёт, поступления от их продажи постоянно увеличиваются, но существуют ещё и достаточно большие издержки на их подде