Общая характеристика стратегического управления

Значение стратегического поведения позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе, в долгосрочной перспективе резко выросло в последнее десятилетие. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии компании и вырабатывать долгосрочную стратегию выживания, которая позволяла бы поспевать за изменениями, происходящими в окружении.

Преимуществами в конкурентной борьбе обладает не самый большой, а самый быстрый.

Практика бизнеса показала, что не существует стратегии единой для всех компаний и не существует единого универсального стратегического управления.

Каждая фирма уникальна в своем роде и процесс выработки стратегии будет уникальным, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, тенденции поведения конкурентов, характеристик производимого товара, состояния экономики, культуры, среды и т. д. В то же время есть ряд основополагающих моментов которые позволяют говорить об обобщенных принципах осуществляемых стратегическим управлением.

Термин стратегическое управление был введен на стыке 60-70г.г. для того чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. Ведущей идеей отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому явилось необходимость переноса внимания высшего руководства на внешнее окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения:

Стратегичность управления 50-60г.г. это долгосрочное планирование производства продукции и освоение рынков.

В 70-ые годы существенно изменялся смысл стратегического выбора. Это ужу не планы производства на долгосрочную перспективу, а выбор сферы бизнеса и решений по поводу действий вследствие изменений потребительских приоритетов.

В 80-ые годы динамизм внешней среды на столько усложнил задачу своевременной адаптации к изменениям во всех сферах общественной жизни, что создание потенциала изменений способствовало для фирмы возможностью отвечать на вызов внешнего окружения. Сначала стратегическое выполнение, а затем стратегическое управление окончательно утвердили понимание стратегического поведения фирмы как управление организацией, при котором стратегическое решение- это выбор поведения фирмы в текущий момент, который одновременно рассматривается как начало будущего.

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации и ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своей цели.

Проявление нестандартного управления:

Проявление нестандартности деятельности организации приводит к поражению в конкурентной борьбе и проявляется в следующих формах:

1.Попытки составить долгосрочные планы, исходя из предположения, что окружение либо поиск решения в исходный момент на многие годы вперёд существенно не изменятся.

Стратегическое управление- это то, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь цели в будущем. Это как бы взгляд из будущего в настоящее.

При нестандартном управлении составляется план конкретных действий, как в настоящем, так и в будущем, определяя, что конечное состояние чётко известно, и окружение фактически не изменится.

2. При нестандартном управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При этом анализе возможно лишь определение объемов производства и его издержек, но какое количество продукции будет куплено и по какой цене определяет рынок и внешнее окружение.

Содержание и структура СУ.

СУ можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Существует устойчивая обратная связь каждого процесса на другие и на всю их совокупность. В этом заключается особенность СУ.

Схему структуры СУ можно выразить в следующем виде:

Общая характеристика стратегического управления - student2.ru

1. Анализ среды, обычно считается исходным моментом СУ, так как он обеспечивает базу для определения миссий и целей фирмы. Ключевая роль управления – это поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

- получение ресурсов (вход в организацию);

- преобразование ресурсов (производство);

- реализация продукции (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс между входом и выходом. При нарушении этого баланса организация обречена на гибель. Это и объясняет, что в структуре СУ первым блоком является анализ среды.

Анализ структуры предполагает изучение трех её составляющих:

- макроокружение

- непосредственное окружение

- внутренняя среда.

Анализ внешней среды макроокружения и непосредственного окружения направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, на какие возможности и опасности.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования, управление политическими процессами, природной среды и ресурсов, социальные и культурные составляющие общества, научно технического и технологического развития. Непосредственное окружение изучается по следующим компонентам: потребители, конкуренты, поставщики и рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели организации, лучше сформулировать миссию и определить направление деятельности.

2. Определение мисси и целей, является одной из ключевых задач управления для поддержания баланса между входом и выходом. Другой не менее важной задачей является установление баланса интересов различных социальных групп и институтов заинтересованных в функционировании организации и оказывающих влияние на нее.

Определение миссии состоит из трех процессов:

1. Определение миссии фирмы, в которой определяется смысл существования и предназначения. Миссия определяет оригинальность организации и наполняет особым смыслом ее существование;

2. Определение долгосрочных целей;

3. Определение краткосрочных целей.

Формирование миссии и цели вносит ясность в функционирование фирмы и ее стремлений.

3. Выбор стратегии. Осуществляется для принятия решения о средствах фирмы, для достижения целей. Выбор стратегии – это центр стратегического управления. Определение стратегии – это не составление плана, а принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом, в каком направлении развиваться фирме и какое место занимать на рынке.

4. Выполнение стратегии. Не является процессом реализации стратегии, а лишь создает базу для реализации, привлекает потенциал в частности человеческий. Основная задача выполнения стратегии – это создание необходимых предпосылок, необходимых для успешной реализации. Таким образом выполнение стратегии – это проведение стратегических изменений в организации для приведения ее в состояние готовности при реализации стратегии.

5. Оценка и контроль. Является логически завершающим процессом, который позволяет установить обратную связь между ходом достижения целей и собственно целями организации.

Основными задачами являются:

· Определение того, что и по каким показателям определять;

· Оценка состояния объекта в соответствии с принципами, стандартами, нормативами и другими эталонами;

· Выяснение причин отклонений;

· Осуществление корректировки.

Наши рекомендации