Тема: «Общая характеристика стратегического менеджмента»

04.10.04

Тема: «Общая характеристика стратегического менеджмента»

Сущность стратегического менеджмента.

Система стратегического управления

Вопрос 1. Сущность стратегического менеджмента.

Процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, он зависит от:

- позиции фирмы на рынке,

- динамики ее развития,

- ее потенциала,

- поведения конкурентов,

- характеристик производимого ею товара,

- состояния экономики,

- культурной среды и т.д.

Идея перехода к стратегическому управлению от оперативного управления – это идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое управление – такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгострой перспективе.

Отсутствие стратегического управления проявляется, прежде всего, в следующих формах:

1. организация планирует свою деятельность исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений

2. выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации, руководство определяет, какое количество продукта фирма может произвести и какие издержки при этом она может осуществить.

Недостатки и ограничения по использованию стратегического менеджмента:

1. стратегический менеджмент не может дать точной и детальной картины будущего, оно лишь формирует будущее желаемое состояние организации.

2. у стратегического менеджмента нет описательной теории, то есть набора рутинных процедур и схем

3. стратегический менеджмент требует огромных усилий и больших затрат времени и ресурсов, стратегический план должен быть гибким. Службы нужные – служба маркетинга, общественных отношений и т.д.

4. резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения.

5. важнейшей составляющей стратегического менеджмента является реализация стратегического планирования, это предполагает создание организационный культуры, создания систем мотивирования и организации труда, создание определенной гибкости в организации.

Тема 2. «Анализ среды».

Анализ внешней среды.

Анализ внутренней среды.

Вопрос 1. Анализ внешней среды

Анализ макроокружения. Макроокружение состоит из:

1. Экономического компонента: Темп инфляции; Величина ВНП; Уровень безработицы; Процентная ставка; Производительность труда; Нормы налогообложения; Платёжный баланс; Норма накопления; Общий уровень экономического развития; Добываемые природные ресурсы; Климат; Тип и уровень развитости конкурентных отношений; Структура населения; Уровень образованности рабочей силы; Величина зарплаты.

2. Правового компонента: Законы и правовые акты; Приемлемые методы отстаивания своих интересов; Действенность правовой системы; Сложившиеся традиции в этой области; Процессуальная сторона; Сторона практической реализации законодательства.

3. Политического компонента – изучается для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых, государство намерено проводить в жизнь свою политику.

4. Социального компонента: Отношение людей к работе и к качеству жизни; Существующие в обществе обычаи и верования; Разделяемые людьми ценности; Демографическая структура общества; Рост населения; Уровень образования; Мобильность; Готовность к перемене места жительства.

5. Технологического компонента – её анализ позволяет увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, модернизации изготовления и сбыта продукции.

Профиль среды.

Факторы среды Возможности для отрасли А Влияние на организацию В Направленность влияния С Степень важности Д=А*В*С.

В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается:

1. оценка его важности для отрасли по шкале: 3 – сильное значение, 2 – умеренное значение, 1 – слабое значение.

2. оценка влияния на организацию; 3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние, 1 – слабое влияние, 0 – отсутствие влияния.

3. оценка направленности влияния по шкале: (+1) – позитивная направленность, (-1) – негативная направленность.

Далее все экспертные оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации.

Миссия организации.

Цели организации.

Установление целей.

Вопрос 2. Цели организации.

Это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Долгосрочные цели - цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла.

На практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течении 1 года, долгосрочные – через 2-3 года.

Выделяют сферы, применительно к которым организации устанавливают цели:

- доходы организации

- работа с клиентами

- потребности и благосостояние сотрудников

- социальная ответственность

Наиболее распространенные направления, в которых в деловых организациях устанавливаются цели:

1. прибыльность, отражается в следующих показателях: рентабельность, величина прибыли, доход на акцию.

2. положение на рынке, отражаемое в следующих показателях: доля рынка, объем продаж, относительность по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж.

3. производительность: издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы производственных мощностей, объем производимой в единицу времени продукции.

4. финансовые ресурсы: структура капитала, движение денег в организации, величина оборотного капитала.

5. мощности организации: размер занимаемой площади, количество единиц техники и т.д.

6. разработка, производство продукта и обновление технологии.

7. изменение в организации и управлении.

8 человеческие ресурсы: количество прогулов, текучесть кадров, квалификация.

9. работа с покупателями: скорость обслуживания, число жалоб и т.д.

10. оказание помощи обществу: объем благотворительности и др.

Цели роста организации отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отраслям в целом:

1. цели быстрого роста – предполагают, что руководство хорошо понимает рынок, умеет выбрать наиболее подходящую часть рынка, сконцентрировать на ней свои усилия, при этом организация развивается быстрее, чем отрасль в целом.

2. цель стабильного роста - при ее достижении организация развивается таким же темпом, как и отрасль в целом, она стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

3. цель сокращения – ставиться организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке.

Ключевые требования, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели:

- цели должны быть достижимыми

- цели должны быть гибкими

- цели должны быть измеримыми

- цели должны быть конкретными, то есть четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, кто и в какие сроки должен ее достигать.

- цели должны быть совместимыми: долгосрочные цели должны соответствовать миссии, краткосрочные цели – долгосрочным, не должны противоречить друг другу, относящиеся к прибыли и к установлению конкурентной позиции, цели прибыльности и благотворительности.

- цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.

25.10.04

Области выработки стратегии

6.11.04

Тема: «Выбор стратегии»

Ключевые факторы, учитываемые при выборе стратегии:

1. сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы (стратегия диверсификации концентрированного роста)

2. слабые стороны фирмы (все стратегии сокращения)

3. цели фирмы

4. интересы и отношения высшего руководства

5. финансовые ресурсы фирмы

6. квалификация работников

7. обязательства фирмы по предыдущим стратегиям. Выполнение старых обязательств прежде, чем начинать новые.

8. степень зависимости от внешней среды. Зависимость от поставщиков и покупателей; законодательства, правовое регулирование поведения фирмы.

9. временный фактор.

Первая стадия.

Простая структура – образец предпринимателя, который основывает фирму для реализации какой-то идеи, товара, услуги. На этой стадии предприниматель непосредственно управляет деятельностью каждого служащего, принимает все решения и находится в курсе всех дел организации. Фирма характеризуется неформальной структурой, планирование носит краткосрочный и реактивный характер. Сильная сторона заключается в его гибкости и динамичности, слабое место – предприниматель несет полную ответственность за выбор стратегии и за реализацию оперативных задач. В результате развивается кризис руководства – предприниматель не справляется со всем комплексом типичных функций менеджмента.

Вторая стадия.

Функциональная структура – предприниматель заменяется или дополняется группой управляющих, имеющих функциональную специализацию: НИОКР, производство, маркетинг, финансы, персонал. При переходе на новые виды продукции других отраслей преимущества функциональной структуры могут быть утрачены. В то время как концентрация в одной привлекательной отрасли может принести хорошие результаты.

Кризис автономии наступает в том случае, если людям, управляющим новыми производственными линиями (новыми видами бизнеса) требуется больше свободы в принятии решений, чем они имеют в рамках сложившейся функциональной структуры.

Третья стадия.

Филиальная (дивизиональная) структура – предприятие фокусирует внимание на управлении различными производственными линиями в нескольких отраслях (различными видами бизнеса). Такие предприятия имеют центральный штаб и децентрализованные оперативные подразделения, при чем каждое подразделением или единица бизнеса является функционально организованной компанией во второй стадии развития.

Стратегическая единица бизнеса – внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.

Сегмент – часть рынка (определенным образом выделенная), где может быть реализована продукция предприятия.

Критерии сегментации:

- географическое положение

- социально-демографический (пол, возраст)

- поведенческий (товары для садоводов)

- по размеру

- по форме собственности

- по отраслям

Критерии выделения стратегических единиц бизнеса (СЕБ):

1. СЕБ имеет определенный круг клиентов и заказчиков

2. бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение

3. деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибыли.

13.11.04

20.11.04

27.11.04

4.12.04

11.12.04

Стратегическая проблема предполагает осознание, выявление и четкую конструктивную формулировку проблемы, предполагающую определенные методы ее решения. При этом проблема может быть направлена как на преодоление выявления слабых сторон, так и на развитие возможностей предприятия.

Организация возможностей предприятия, такие как: структура, система управления, сложившаяся корпоративная культура и обычаи, система мотивации труда, управленческая команда, в любой ситуации могут быть источником сильных и слабых сторон предприятия. Важнейшей частью управленческого анализа является анализ финансовых обязательств предприятия в части уплаты налогов, а также структуры задолженности.

Гибкость управления может быть достигнута несколькими путями:

1. стратегией диверсификации, как средство адаптации к изменениям внешн6ей среды.

2. вложение средств в обучение персонала, формирование и оценка управленческих альтернатив.

Определение сильных и слабых сторон предприятия основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности. Эти стороны всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов).

Подходы к определению сильных и слабых сторон могут быть следующими:

1. внутренний (мнение специалистов предприятия)

2. внешний (сравнение с конкурентами)

3. нормативный (как должно быть)

04.10.04

Тема: «Общая характеристика стратегического менеджмента»

Наши рекомендации