ТЕМА IV. Менеджмент процессов - предпосылка
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ предприятия
Адаптируемость предприятия к условиям рынка
Цель любого коммерческого предприятия - это получение прибыли. При этом процесс создания стоимости находится под влиянием законов рынка. Предприятие может вести успешную коммерческую деятельность только в том случае, если клиенты, в условиях рыночной конкуренции, принимают и оплачивают предлагаемый спектр продуктов и услуг. Одновременно, предприятие само является сложной социо-технической системой, подверженной всевозможным влияниям рынка. Эти внешние воздействия, вместе с целями предприятия, определяют в итоге организационную структуру предприятия и порядок ведения его хозяйственной деятельности.
Чтобы обеспечить свою конкурентоспособность, компании необходимы инструменты руководства, управления и контроля, а также прозрачная модель собственной цепи создания добавленной стоимости. Только имея четкое представление о структуре своих биснес-процессов, компания способна проводить их непрерывную и последовательную адаптацию в зависимости от изменяющихся условий рынка, т. к. именно бизнес-процессы являются, в конечном счете, предметом любых нововведений. Неструктурированные процессы не могут быть изменены хотя бы по причине того, что отсутствует контроль над взаимосвязями между отдельными процессами с вытекающими из этого непредсказуемыми побочными эффектами. Напротив, четко обозначенные процессы выявляют имеющиеся между ними причинно-следственные связи и могут быть адаптированы в контексте хозяйственной деятельности всего предприятия в целом.
При этом процесс адаптации должен быть оперативным и экономичным. Бенчмаркинг (эталонное тестирование) является одним из возможных способов эффективной адаптации процессов. Идентификация бизнес-процессов, которые могут быть использованы в качестве эталона, может помочь предприятию сформировать процессы, приносящие прибыль
Процессный подход к управлению организацией
Содержание и цели процессного подхода
Процессный подход является важнейшим признаком совершенного управления. Этот подход, используемый в качестве базового в международных стандартах ИСО семейства 9000:2000, на самом деле не нов. Еще в конце 1960-х годов была разработана методология структурного анализа и проектирования сложных систем SADT (Structured analysis and design technique). В начале 1970-х годов вооруженные силы США использовали SADT для моделирования процессов в рамках программы ICAM (Integrated computer-aided manufacturing).
На рынке методология SADT появилась в 1975 году. Позднее этот подход к описанию процессов был оформлен в виде Федерального стандарта США под названием IDEFO. Пожалуй, наибольший интерес к процессам появился после публикаций М. Хаммера и Д. Чампи и других в середине 1980-х годов. В 1988 году Процессный подход был включен в модель премии имени М. Болдриджа, а в 1991 году — в модель совершенного бизнеса Европейской премии качества.
Процессом называют совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которая преобразует входы в выходы (ИСО 9000:2000).Выход процесса (продукт) обладает ценностью для потребителя. Когда говорят о процессном подходе, то имеют в виду прежде всего то, что управление процессом и каждой из входящих в него работ (деятельностью, подпроцессом, процессом второго или последующих уровней или функцией) происходит с применением особых методических приемов, достаточно хорошо разработанных и позволяющих исключить многие ошибки.
Эти методические приемы включают структурирование и декомпозицию работ, измерения, анализ и оценку уровня управления, непрерывное совершенствование и взаимосвязь. Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления организацией как управление системой взаимоувязанных процессов.
Эффективность применения процессной структуры модели совершенного бизнеса хорошо видна на конкретных примерах.
Японская фирма «Хонда» только благодаря процессной структуре организации работ сумела сократить цикл обновления автомобилей с 7 до 3 лет.
Переход к процессной структуре в компании IBM привел к высвобождению нескольких тысяч человек.
Корпорация Hewlett-Packard за счет совершенствования (реструктуризации) процессов в короткое время сумела сэкономить 150 миллионов долларов.
Опыт многих предприятий показал, что вертикальная организационная структура не обеспечивает конкурентоспособность. Подразделения и службы при вертикальной организационной структуре слабо связаны между собой, так как находятся как бы в условиях конкуренции. Разобщенность и решение задач без четкого согласования их с целями организации не обеспечивают эффективность работы такой структуры, несмотря на наличие высококвалифицированных специалистов. Напротив, объединение подразделений и служб процессами обеспечивает:
1. Ориентирование подразделений и служб на достижение конечного результата, определяемого общей целью, оптимизацию процесса в целом, а не деятельности отдельной службы, оценку вклада в общее дело каждого из подразделений, наибольшую суммарную эффективность.
2. Более четкое восприятие организацией изменений требований потребителей (основные процессы ориентированы на потребителя, они начинаются с запросов потребителей и заканчиваются ими).
3. Возможность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям;
4. Измеримость процесса числовыми характеристиками выпускаемой продукции, например, такими, как себестоимость, длительность цикла, производительность, уровень качества и удовлетворенность потребителей.
5. Возможность постоянного и прорывного совершенствования на основе измеримости процесса. Механизм совершенствования процессов достаточно хорошо отработан и широко применяется во многих организациях мира, в то время как иерархическая структура с одним функциональным делением обычно не подлежит измерению, и поэтому ее трудно улучшить.
6. Обозримость всех сфер деятельности и их согласованность.
7. Более легкое управление организацией: сокращается путь передачи управляющих действий и информации — как по вертикали, так и по горизонтали.
8. Объединение людей и усиление коллективной (командной) работы, мотивацию.
Весьма важным признаком процесса является то, что он ориентирован на конкретного потребителя. Американский ученый Э. Деминг отметил, что продукция, полученная на выходе, предназначается для конкретных потребителей, которые и определяют ее ценность для себя. Может оказаться, что продукция просто никому не нужна, тогда и процесс становится бесполезным. Вот почему потребитель — всегда самое важное звено процесса, и его требования должны быть учтены как на входе в процесс, так и при выполнении всех работ.
Другим важным положением является то, что процесс представляет собой совокупность работ, каждая из которых в свою очередь является процессом (функцией). Оптимизация отдельных работ — функций без увязки со всем процессом не может принести сколько-нибудь заметных результатов. Рассмотрение процессов как совокупности функций часто позволяет выявить тот факт, что некоторые из функций просто не нужны для получения конечного результата.
Большие потери, особенно на крупных предприятиях, обычно происходят из-за несогласованных действий подразделений. В ряде случаев до 80% времени от поступления заявки на продукцию до ее отправки потребителю тратится на непроизводственные операции.
М. Портер ввел несколько понятий, связанных с процессами.
Цепочка ценностей есть совокупность «ценных видов деятельности», которые создают продукт и обеспечивают его ценность.
Ценность организации, по М. Портеру, измеряется той стоимостью, которую покупатели готовы заплатить за ее товары и услуги.
В организации бизнеса основополагающее значение имеют технологическая и экономическая деятельность: обеспечение поставок сырья и других используемых в производстве продуктов, выполнение работ по производству продукции, обеспечение сбыта продукции, маркетинг, продажа и обслуживание. Эти виды деятельности М. Портер назвал первичными (центральными). С точки зрения процессного подхода эти виды деятельности образуют процессы, ориентированные на потребителя. Поддерживающими видами деятельности (поддерживающими процессами) являются материально-техническое обеспечение, развитие технологии, управление инфраструктурой и персоналом.
Система ценностей. Цепочки ценностей есть не только у организации, но и у ее поставщиков и покупателей. Например, предприятие-производитель продукции и потребитель связаны цепочкой ценности каналов сбыта. Все эти цепочки и образуют систему ценностей. Работоспособность и эффективность бизнес-системы организации обеспечиваются с помощью связей, объединяющих ценные виды деятельности внутри предприятия с другими цепочками ценностей. За счет оптимизации всех связей организация может создать конкурентное преимущество. Цепочка видов деятельности, создавая ценность, одновременно требует затрат на их осуществление, что, разумеется, увеличивает стоимость продукта.Бизнес становится прибыльным, если ценность, которую он создает, превышает совокупные издержки. Отношение ценности продукта к затратам (или общим издержкам потребителей при покупке и пользовании продуктом) является решающим фактором конкурентоспособности.
Позиционирование предполагает совокупность действий по обеспечению конкурентоспособности товара на основе соответствующего комплекса маркетинговых мероприятий, создающих обособленное благоприятное отношение к товару в сознании определенной группы потребителей.
Стратегическое преимущество может быть достигнуто за счет позиционирования, основанного на использовании отличных от конкурентов видов деятельности или оптимизации связей между различными видами деятельности.
Подбор видов деятельности и оптимизация связей (структуры процессов) являются, таким образом, стратегическим подходом, обеспечивающим устойчивое положение на рынке и высокие доходы. Скопировать такую систему даже при хорошо организованном бенчмаркинге практически невозможно, что и делает «уникальной природу создаваемой ценности».