Анализ сильных и слабых способностей индивида

Способности Сильные стороны Слабые стороны
Профессиональные знания и опыт Теоретические знания Практические навыки
Социально-коммуникативные способности Коммуникабельность, умение расположить к себе людей Навыки публичного выступления, неумение слушать собеседника
Личные способности Пунктуальность, собранность Эмоциональная неустойчивость
Способности руководителя Инициативность,, деловая активность, уверенность в себе Неумение пользоваться оргтехникой, отсутствие практических навыков
Интеллектуальные способности Хорошая память, широкий кругозор Неумение чётко выражать мысли

В третьем разделе составляется баланс личных успехов и неудач, являющийся предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по достижению целей. Баланс личных успехов и неудач рекомендуется составить в табличной форме. (табл. 3)

Таблица 3

Баланс личных успехов и неудач

Успехи Неудачи
Мои крупней-шие успехи, достижения и т.п. Способности, которые были для этого необходимы Мои крупнейшие поражения, неудачи и т.д. Способности, которых мне недоставало Как я преодолел неудачи?
1. 2. 3. Прочее   1. 2. 3. Прочее    

Экономической деятельностью занимаются люди, обладающие высокоразвитой потребностью в достижениях, но если у них нет объективной возможности её реализовать, она начинает постепенно угасать. Поэтому мотивом экономической деятельности является достижения удачи и боязнь неудачи. Так как если вторая превосходит первую, то человек вряд ли станет заниматься экономической деятельностью.

В четвёртом разделе, определив свои профессиональные и личные жизненные цели, необходимо разработать собственный алгоритм их достижения. При выполнении задания у студентов появляются навыки по поиску путей достижения поставленных целей и планированию своей деятельности как в профессиональной, так и личной сферах деятельности.

Дерево целей представляет собой своеобразный план реализации жизненных целей. В домашней работе предлагается разработать алгоритм по двум направлениям: получение профессиональных знаний и управленческих навыков. Пример построения дерева целей приведён в приложении 5.

Каждая цель имеет смысл тогда, когда установлены сроки её реализации и сформулированы желаемые результаты. Студентам предлагается сформулировать их применительно к своим индивидуальным и профессиональным целям и проверить свои планы с точки зрения реалистичности, составив в пятом разделе домашней работы жизненный план. Пример жизненного плана с сформулированными желаемыми результатами и сроками воплощения поставленных целей представлен в табл. 4.

Таблица 4

Жизненный план

№ п/п Сфера жизни Жизненная цель Практическая цель Срок реализации (год)
Имущественное состояние Автомобиль Высокооплачиваемая работа
Квартира
Отдых и развлечения Путешествия Финансы
Здоровье Занятие спортом Стабильные занятия физкультурой
Повышение квалификации Получение высшего образования Посещение занятий, самообразование
Углублённое изучение английского языка Посещение специальных курсов
Семья Рождение ребёнка Высокооплачиваемая работа, создание условий для совместного проживания

В заключении студенту необходимо сделать выводы по всем разделам, пояснив, какие знания и навыки приобрёл в ходе выполнения домашней работы.

Для каждого человека самоопределение и самоутверждение в жизни всегда очень важно, и поэтому люди, точно знающие, «что и как делать?», являются наиболее преуспевающими. Выдающийся менеджер Ли Яккока утверждает: «Чтобы преуспеть в бизнесе, как, впрочем, и почти во всём другом, самое главное – это уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем. А чтобы целесообразно использовать своё время, необходимо твёрдо осознать, что именно главное в вашей работе, а затем отдать себя целиком осуществлению этого главного». Человек, ясно видящий свою цель, наверняка достигнет её, приложив определённые усилия и выработанные способности.

Домашняя работа №2

По дисциплине «Теория менеджмента» в третьем семестре выполняется домашняя работа в виде описания миссии и структуры управления организации, в которой студент учится или работает.

Целью выполнения домашней работы является разработка студентами организационной структуры управления предприятием, формулирование миссии организации и составление дерева целей.

К основным задачам домашней работы относятся следующие:

- приобретение студентами теоретических знаний в области менеджмента;

- ознакомление с практической деятельностью менеджера;

- изучение основных подходов к формулированию и постановке целей организации;

- выявление основных преимуществ и недостатков организационной структуры предприятия;

- получение навыков разработки миссии и дерева целей.

Структура домашней работы включает введение, два основных раздела, заключение и список литературы.

Во введении студентам предлагается обосновать актуальность вопросов, связанных с формированием системы эффективного управления. В данной части обязательно должны быть сформулированы цель и задачи выполняемой домашней работы как формы практической реализации навыков и умений, полученных ими на первоначальном этапе получения теоретических и практических знаний.

В первом разделе необходимо раскрыть содержание основных понятий – «миссия», «цель», «план»; дать характеристику основным видам целей, выделить основные методы планирования, которыми должен владеть современный менеджер. Желательно представить примеры как удачных миссий организаций, так и неудачных. Разработать миссию и дерево целей для организации, которую исследует студент.

Во втором разделе студентам необходимо раскрыть понятие организационной структуры и её виды. Представить организационную структуру, определить её тип, описав основные преимущества и недостатки.

Примерная тематика рефератов по дисциплине «Теория менеджмента»

По дисциплине «Теория менеджмента» на втором курсе (4 семестр) обучения студентами выполняется реферат по одной из предложенных тем:

1. Адаптация в новом коллективе.

2. Разработка системы планирования рабочего времени с учетом индивидуальных особенностей.

3. Информационное обеспечение деятельности руководителя.

4. Этика во взаимоотношениях руководителя и подчиненных.

5. Формирование индивидуального имиджа руководителя.

6. История развития менеджмента.

7. Современные взгляды на управление.

8. Развитие управления в России.

9. Японская модель менеджмента.

10. Американская модель менеджмента.

11. Европейская модель менеджмента.

12. Управление социально-экономическими системами (организациями).

13. Коммуникации в системе менеджмента.

14. Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений.

15. Модели и методы принятия решений.

16. Разработка и реализация планов в организации.

17. Внутренняя среда организации.

18. Внешняя среда организации.

19. Руководство в организации: власть, партнёрство и личное влияние.

20. Организационные отношения в системе менеджмента.

21. Механистические типы организационных структур.

22. Органические (адаптивные) типы организационных структур.

23. Новые типы организационных структур.

24. Понятие и сущность процесса мотивации.

25. Содержательные теории мотивации.

26. Процессуальные теории мотивации.

27. Функция контроля в системе менеджмента.

28. Проблемы взаимодействия человека и организационного окружения.

29. Управление формальной группой внутри организации.

30. Неформальные группы и их влияние на эффективность работы организацией.

31. Групповая динамика.

32. Руководство и лидерство в системе менеджмента.

33. Модель поведенческого подхода к лидерству.

34. Модель ситуационного подхода к лидерству.

35. Этика и культура менеджмента.

36. Управление конфликтными ситуациями.

37. Управление человеческими ресурсами.

38. Управление рисками в организации.

39. Психологический аспект менеджмента.

40. Основные цели в управлении организацией.

О результатах обучения свидетельствует проверка знаний и умений студентов. Для студента проверка знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к обучению.

Для реализации проверки знаний и умений студентов необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки. Под объективностью проверки понимается такая ее постановка, при которой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания студентов по проверяемым вопросам.

Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков студентов обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами - непосредственным контактом между студентом и преподавателем в процессе проверки. Это дает возможность преподавателю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний студента, исправлять погрешности речи, учить логически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию и т.п.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ (1 семестр)

1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента.

2. Сущность отношений управления и их классификация.

3. Законы и закономерности управления.

4. Методы исследования систем управления.

5. Роль менеджера в управлении.

6. Требования, предъявляемые к современному менеджеру.

7. Особенности и цель менеджмента как науки.

8. Формирование менеджмента на стыке различных областей знаний.

9. Менеджмент как эмпирическая наука и двойственность её развития: научно-исследовательской деятельности и практического опыта.

10. Предмет и содержание менеджмента.

11. Научная организация труда специалиста-менеджера.

12. Основы организационного поведения.

13. Принципы ведения деловых бесед.

14. Искусство убеждающего воздействия.

15. Содержание труда и функции менеджера.

16. Миссия организации и цели менеджмента.

17. Постановка профессиональных целей как основа жизненного успеха.

18. Методы поиска и формулирования жизненных целей.

19. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера.

20. Выбор профессии как основа планирования будущей карьеры.

21. Виды и факторы карьеры в современной организации.

22. Секреты успеха в профессиональной деятельности.

23. Правила собеседования при приёме на работу.

24. Аспекты трудовой адаптации выпускника вуза.

25. Разработка индивидуальной техники планирования учебного и рабочего времени.

26. Технология принятия эффективных решений.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ (3 семестр)

1. Понятие системы, виды систем.

2. Свойства систем. Требования системного подхода.

3. Правила применения системного подхода.

4. Управление производством как процесс, его основные элементы.

5. Основные типы процессов управления.

6. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления.

7. Понятие и классификация основных функций управления.

8. Сущность и классификация конкретных функций управления.

9. Этапы стратегического планирования.

10. Анализ внешней среды организации.

11. Анализ внутренней среды организации.

12. SWOT – анализ.

13. Продуктово-сбытовая стратегия организации.

14. Понятие и содержание функции «организация».

15. Необходимость и сущность делегирования. Классификация полномочий.

16. Построение организационной структуры управления.

17. Линейно-функциональная структура управления как типичная структура иерархичности типа.

18. Дивизиональные структуры, их развитие в современных условиях.

19. Адаптивные структуры управления.

20. Мотивационный процесс.

21. Содержательные теории мотивации.

22. Процессуальные теории мотивации.

23. Методы мотивации.

24. Сущность и причины необходимости контроля.

25. Принципы и направленность контроля.

26. Виды контроля, их особенность.

27. Этапы процедуры контроля.

28. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.

29. Исторические предпосылки зарождения науки управления.

30. Школа научного управления.

31. Классическая (административная) школа управления.

32. Школа человеческих отношений.

33. Школа науки управления (количественный подход).

34. Понятие и признаки организации как социально-экономической системы.

35. Особенности организации как объекта управления.

36. Характеристики организации.

37. Современные концепции менеджмента.

38. Американская модель управления.

39. Европейская модель управления.

40. Японская модель управления.

41. Основные этапы развития управления в России.

42. Модели российского менеджмента.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (4 семестр)

Экзамен является формой итогового контроля знаний студентов по пройденному курсу «Теория менеджмента», поэтому включает в себя все вопросы по предыдущим зачётам, а также вопросы по темам, изученным в 4 семестре:

1. Понятие и общие принципы принятия решений.

2. Модели принятия управленческих решений.

3. Методы разработки решений.

4. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

5. Социально-психологические процессы в группе.

6. Классификация групп.

7. Механизмы образования формальных и неформальных организаций.

8. Социальные роли и отношения в коллективе.

9. Факторы группового поведения.

10. Сущность и виды коммуникаций.

11. Элементы и этапы коммуникационного процесса.

12. Обратная связь в коммуникационном процессе.

13. Основные коммуникационные структуры (сети).

14. Направления совершенствования коммуникаций.

15. Понятие и формы власти.

16. Баланс власти. Власть подчиненных.

17. Власть, основанная на принуждении.

18. Власть, основанная на вознаграждении.

19. Законная (традиционная) власть.

20. Власть примера, влияние через харизму.

21. Власть эксперта через разумную веру.

22. Убеждение и участие.

23. Лидерство и менеджмент.

24. Поведенческий подход к лидерству.

25. Ситуационный подход к лидерству.

26. Понятие конфликта.

27. Типы конфликта.

28. Причины конфликта и модель процесса конфликта.

29. Управление конфликтной ситуацией.

30. Понятие и сущность изменений в организации.

31. Внешние факторы, вызывающие изменения.

32. Причины сопротивления изменениям и методы их преодоления.

33. Выбор стратегии изменений.

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание №1

Перечислите характеристики менеджмента как науки в сравнении с другими науками.

Тест №1

Наши рекомендации