Б1.В.ДВ.8.2 Персональный менеджмент
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.8.2 Персональный менеджмент
направление подготовки
38.03.02Менеджмент
Профиль: «Проектный менеджмент»
бакалавр
квалификация
очная, заочная формы обучения
Год набора – 2016
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Автор – составитель:
к.э.н., доцент кафедрыменеджмента И.В. Пивоваров
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО.. 4
3. Содержание и структура дисциплины (модуля) 5
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине 9
5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 29
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 34
6.1. Основная литература. 34
6.2. Дополнительная литература. 34
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 34
6.4. Нормативные правовые документы. 34
6.5. Интернет-ресурсы. 35
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 35
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.В.ДВ.8 «Персональный менеджмент» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК-2 | владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде | ПК-2.2 | Способность эффективно выявлять и противодействовать угрозам возникновения конфликтных ситуаций в коммуникационном процессе; владение навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности, знаниями об имидже делового человека. Способность применять технологии проектировки организационных структур с минимальной конфликтогенностью; технику организации, разделения и кооперации труда персонала; навыками распределения и делегирования полномочий. |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны бытьсформированы следующие знания, умения и навыки:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях | ПК-2.2 | знать: модели качеств и компетенций современного руководителя, втом числе качеств, необходимых руководителю в сфере личной организации;основы научной организации труда;принципы поиска резервов в организации личной деятельности |
уметь: критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;планировать свою работу;анализировать эффективность использования своего времени и находить резервы его оптимизации | ||
владеть: навыками - делегирования полномочий;разработки плана жизни и деловой карьеры; личной презентации. |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) - 3 зачетные единицы (108 часов на очной форме обучения, 108 – на заочной форме обучения).
Для изучения дисциплины предусмотрено 108 часов. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения – 36 академических часов (18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия);
- заочной формы обучения – 10 академических часов(4 часа – лекции, 6 часов – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 72 академических часов;
- заочной формы обучения – 94 академических часов.
Промежуточная аттестация проводится:
- для очной формы обучения в 5 семестре – в форме зачета;
- для заочной формы обучения на 2 курсе – в форме зачета.
Место дисциплины (модуля)
Дисциплина Б1.В.ДВ.8 «Персональный менеджмент»относится кдисциплинам по выбору вариативной части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Проектный менеджмент».Дисциплина изучается на 3 курсе в5 семестредлястудентов очной формы обучения,на 2 курсе для студентов заочной форм обучения. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 3 зачетных единицы (108часов).
Освоение дисциплины опирается на необходимый объем теоретических знаний в области теории менеджмента, а также на приобретенные ранее умения и навыки организации личного труда.
Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин и модулей как:Б1.Б.7.1«История управленческой мысли», Б1.В.ДВ.2«Введение в профиль «Проектный менеджмент».
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Очная форма обучения | |||||||||
Тема 1 | Сущность и содержание персонального менеджмента. Управление личной карьерой | Д, ПЗ | |||||||
Тема 2 | Проектирование рабочего места и его влияние на качество трудовой деятельности | Д, ПЗ | |||||||
Тема 3 | Мотивация в персональном менеджменте и результативность организации | Д, ПЗ | |||||||
Тема 4 | Этика деловых отношений в персональном менеджменте | Д, ПЗ | |||||||
Тема 5 | Лидерство в персональном менеджменте | Д, ПЗ | |||||||
Тема 6 | Коммуникативное поведение в организации | Д | |||||||
Тема 7 | Организация личного труда руководителя | Д, ПЗ | |||||||
Тема 8 | Управление поведением работников и их персональное развитие. Стресс на рабочем месте. | Д | |||||||
Тема 9 | Международные аспекты персонального менеджмента | Д | |||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||
Тема 1 | Сущность и содержание персонального менеджмента. Управление личной карьерой | Д, ПЗ | |||||||
Тема 2 | Проектирование рабочего места и его влияние на качество трудовой деятельности | Д, ПЗ | |||||||
Тема 3 | Мотивация в персональном менеджменте и результативность организации | Д, ПЗ | |||||||
Тема 4 | Этика деловых отношений в персональном менеджменте | Д, ПЗ | |||||||
Тема 5 | Лидерство в персональном менеджменте | Д, ПЗ | |||||||
Тема 6 | Коммуникативное поведение в организации | Д | |||||||
Тема 7 | Организация личного труда руководителя | Д, ПЗ | |||||||
Тема 8 | Управление поведением работников и их персональное развитие. Стресс на рабочем месте. | Д | |||||||
Тема 9 | Международные аспекты персонального менеджмента | Д | |||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
*Формы текущего контроля: Реферат (Р); дискуссия (Д); эссе (Э) деловая игра (ДИ); тест (Т); Кейс (К), практическое задание (ПЗ).
Содержание дисциплины
Тема 1. Сущность и содержание персонального менеджмента. Управление личной карьерой.
Значение и сущность персонального менеджмента. Основные понятия и категории персонального менеджмента. Моделирование системы персонального менеджмента.
Планирование и управление профессиональной карьерой. Определение жизненных целей. Значение постановки целей. Формулирование целей.
Понятие карьерной стратегии и принципы постановки карьерной цели. Влияние личных особенностей на выбор карьеры. Профессиональная и внутриорганизационная карь-ера.
Поиск и получение новой работы. Составление резюме. Собеседование с работодате-лем, тестирование. Заключение контракта. Адаптация в новом коллективе: методы и пути оптимизации.
Тема 2. Проектирование рабочего места и его влияние на качество трудовой деятельности.
Проектирование рабочих мест и качество трудовой деятельности. Социотехническое проектирование рабочих мест. Обогащение труда. Теоретические основы целеполагания. Применение целеполагания к проектирование организационных систем. Освещение и оснащенность рабочего места.
Тема 3. Мотивация в персональном менеджменте и результативность организации.
Понятие мотивации. Мотивация как циклический процесс. Соотношение мотива и стимула. Иерархия потребностей и ее использование для мотивации персонала. Виды мотивов. Подходы к трудовой мотивации. Содержательные, процессуальные и современные теории трудовой мотивации. Значение и использование наказания. Организационная система вознаграждений. Категории нематериальных вознаграждений. Денежное вознаграждение. Факторы самомотивации.
Тема 4. Этика деловых отношений в персональном менеджменте.
Понятия этики и этики деловых отношений. Суть этических проблем деловых отношений на макроуровне: отношения между организациями, отношения между организациями и государством, отношения между организациями-производителями и потребителями, отношения между организациями и владельцами, отношения между организациями и окружающей средой. Этические проблемы на микроуровне: принятие управленческих решений, взаимоотношения между руководителем и подчиненными. Политика социальной ответственности организации, ее положительные и отрицательные стороны. Причины неэтичной практики ведения дел. Меры повышения этичности поведения персонала. Этические нормы, этические кодексы, карты этики, обучение этичному поведению руководителей и сотрудников, консультирование по вопросам этики.
Тема 5. Лидерство в персональном менеджменте.
Власть и политика. Организационная политика. Политические стратегии и тактика приобретения власти в современных организациях. Политические выгоды власти. Теории лидерства. Групповая теория лидерства и теория обмена. Ситуационная теория лидерства. Теория харизматического лидерства. Стили лидерства в классических и современных организациях. Системы лидерства в менеджменте по Р. Лайкерту. Поведенческие роли и действия менеджеров. Навыки лидерства. Модель личностных и межличностных навыков. Отличие лидерства и руководства. Организация коммуникативного пространства руководителя.
Тема 6. Коммуникативное поведение в организации Коммуникативные средства и технологии в менеджменте. Факторы коммуникации. Коммуникация как процесс личностного и поведенческого обмена. Эффективность межличностных коммуникаций. Нисходящие, восходящие и интерактивные коммуникации в организациях. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Коммуникативное пространство руководителя.
Тема 7. Организация личного труда руководителя.
Планирование и распределение рабочего времени. Анализ, оценка и принципы эффективного использования рабочего времени руководителя. Значение фактора времени. Типичные ошибки руководителей. Техника планирования личного времени руководителя. Правила личной организованности и самодисциплины. Методы учета и анализа использования времени руководителя. План и распорядок рабочего дня. Делегирование полномочий: сущность, цели и задачи. Преимущества и недостатки делегирования. Основные факторы повышения эффективности делегирования
.
Тема 8. Управление поведением работников и их персональное развитие.
Стресс на рабочем месте. Сущность и задачи управления поведением организации. Соотношение целевых установок поведения организации и поведения работников. Организационная социализация работника. Карьера работника. Управление процессами социализации и карьерой работни-ка. Критерии оценки персонального развития работника в организации. Причины стресса. Внешние и внутренние факторы стресса. Стадии стресса. Индивидуальные и групповые факторы стресса. Эффекты стресса на рабочем месте. Индивидуальные и групповые методы борьбы со стрессом. Стресс-менеджмент в организациях.
Тема 9. Международные аспекты персонального менеджмента.
Национальные системы менеджмента. Основные черты американского менеджмента. Особенности японского менеджмента. Философия японской системы управления. Управление качеством на японских предприятиях: система «Канбан», метод «участвующего управления», кружки качества, система управленческого контроля. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента. Менеджмент в многонациональных компаниях
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины, используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1. Сущность и содержание персонального менеджмента. Управление личной карьерой | Дискуссия, практическое задание |
Тема 2. Проектирование рабочего места и его влияние на качество трудовой деятельности | Дискуссия, практическое задание |
Тема 3. Мотивация в персональном менеджменте и результативность организации | Дискуссия, практическое задание |
Тема 4. Этика деловых отношений в персональном менеджменте | Дискуссия, практическое задание |
Тема 5. Лидерство в персональном менеджменте | Дискуссия, практическое задание |
Тема 6. Коммуникативное поведение в организации | Дискуссия |
Тема 7. Организация личного труда руководителя | Дискуссия, практическое задание |
Тема 8. Управление поведением работников и их персональное развитие. Стресс на рабочем месте. | Дискуссия |
Тема 9. Международные аспекты персонального менеджмента | Дискуссия |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Зачёт проводится в форме устного опроса.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Тема 1. Сущность и содержание персонального менеджмента. Управление личной карьерой.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Понятие, цель и необходимость применения персонального менеджмента в условиях рынка.
2. Сущность процесса постановки целей. Этапы формулирования целей.
3. Профессиональная карьера менеджера: планирование и управление ею.
4. Рабочее время руководителя и принципы его эффективного использования.
5. Понятие карьерной стратегии и принципы постановки карьерной цели.
6. Профессиональная и внутриорганизационная карьера.
7. Планирование карьеры и факторы, влияющие на ее эффективную реализацию.
8. Влияние личных психологических особенностей работника на выбор карьеры.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Проектирование рабочих мест: основные подходы.
2. Влияние проектирования рабочих мест на качество трудовой деятельности работников. Освещение и оснащенность рабочего места.
3. Основы социотехнического проектирования рабочих мест.
4. Теоретические основы целеполагания.
5. Применение целеполагания к проектирование организационных систем.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Понятие мотивации в современной управленческой теории.
2. Основные звенья механизма трудовой мотивации.
3. Основные теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
4. Экономические стимулы и социально-психологические основы мотивации как эффективный механизм управления персоналом.
5. Факторы, влияющие на изменение системы стимулирования в современных организациях. Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Сущность понятий этики и этики деловых отношений.
2. Этические проблемы на микроуровне: принятие управленческих решений, взаимоотношения между руководителем и подчиненными.
3. Политика социальной ответственности организации, ее положительные и отрицательные стороны.
4. Меры повышения этичности поведения персонала.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Теории лидерства. Групповая теория лидерства и теория обмена.
2. Ситуационная теория лидерства. Теория харизматического лидерства. Стили лидерства в классических и современных организациях.
3. Системы лидерства в менеджменте по Р. Лайкерту. Поведенческие роли и действия менеджеров. Навыки лидерства.
4. Отличие лидерства и руководства.
5. Организация коммуникативного пространства руководителя.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Техника коммуникаций и межличностные процессы. Факторы, влияющие на формирование коммуникаций.
2. Нисходящие, восходящие и интерактивные коммуникации в организациях.
3. Коммуникативные средства и технологии.
4. Влияние обратных связей на эффективность межличностных коммуникаций.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Планирование и распределение рабочего времени.
2. Анализ, оценка и принципы эффективного использования рабочего времени руководителя.
3. Значение фактора времени. Типичные ошибки руководителей. Техника планирования личного времени руководителя.
4. Правила личной организованности и самодисциплины. Методы учета и анализа использования времени руководителя.
5. План и распорядок рабочего дня.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Причины и факторы стресса на рабочем месте.
2. Удовлетворенность трудом и стадии потери интереса к труду.
3. Индивидуальные и групповые факторы борьбы со стрессом в организации. Организационный и индивидуальный стресс-менеджмент.
Примерный перечень тем для дискуссии
1. Национальные системы менеджмента.
2. Основные черты американского менеджмента.
3. Особенности японского менеджмента.
4. Философия японской системы управления.
5. Управление качеством на японских предприятиях: система «Канбан», метод «участвующего управления», кружки качества, система управленческого контроля. 6. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента.
7. Менеджмент в многонациональных компаниях
Шкалы оценивания
Методические материалы
Зачет проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса, ситуационного задания.
Устные зачеты могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме зачета студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Устный зачет должен проводиться без билетов, ответы студентов оцениваются по двухбалльной системе: "зачтено" — "не зачтено". Студент должен знать, что требования к ответу на зачете такие же высокие, как и на экзамене. Отличие может проявиться лишь в объеме изучаемого студентом материала и допустимыми рамками, в пределах которых преподаватель может положительно оценивать результат собеседования. Зачеты принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины Б1.В.ДВ.8 «Персональный менеджмент»предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение контрольных работ, участие в дискуссии, деловых играх, ситуациях (мини-кейсах), выполнение практических заданий.
Дисциплина Б1.В.ДВ.8 «Персональный менеджмент»разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студентов: посещение лекций, семинарских занятий, устный опрос, тестирование, написание рефератов, выполнение домашних заданий.
Дисциплина состоит из тем, которые разбиты на отдельные вопросы, представляющие собой логически завершенные блоки и являющиеся комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных работ, проведение дискуссии, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии.Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, выполнение домашних заданий, участие в дискуссии.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике системы налогообложения;
3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.
4) Выполнение итогового практического задания включающие в себя элементы разных заданий из тематики курса
После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработки совместных рекомендаций по методике решения задач.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Сущность и содержание персонального менеджмента. Управление личной карьерой.
1. Понятие карьерной стратегии и принципы постановки карьерной цели.
2. Профессиональная и внутриорганизационная карьера.
3. Планирование карьеры и факторы, влияющие на ее эффективную реализацию.
4. Влияние личных психологических особенностей работника на выбор карьеры.
Тема 2. Проектирование рабочего места и его влияние на качество трудовой деятельности.
1. Теоретические основы целеполагания.
2. Применение целеполагания к проектирование организационных систем.
Тема 3. Мотивация в персональном менеджменте и результативность организации.
1. Экономические стимулы и социально-психологические основы мотивации как эффективный механизм управления персоналом.
2. Факторы, влияющие на изменение системы стимулирования в современных организациях. Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом.
Тема 4. Этика деловых отношений в персональном менеджменте.
1. Политика социальной ответственности организации, ее положительные и отрицательные стороны.
2. Меры повышения этичности поведения персонала.
Тема 5. Лидерство в персональном менеджменте.
1. Отличие лидерства и руководства.
2. Организация коммуникативного пространства руководителя.
Тема 6. Коммуникативное поведение в организации.
1. Коммуникативные средства и технологии.
2. Влияние обратных связей на эффективность межличностных коммуникаций.
Тема 7. Организация личного труда руководителя.
1. Правила личной организованности и самодисциплины. Методы учета и анализа использования времени руководителя.
2. План и распорядок рабочего дня.
Тема 8. Управление поведением работников и их персональное развитие. Стресс на рабочем месте.
1. Индивидуальные и групповые факторы борьбы со стрессом в организации. Организационный и индивидуальный стресс-менеджмент.
Тема 9. Международные аспекты персонального менеджмента
1. Философия японской системы управления.
2. Управление качеством на японских предприятиях: система «Канбан», метод «участвующего управления», кружки качества, система управленческого контроля.
3. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента.
4. Менеджмент в многонациональных компаниях
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Сущность и содержание персонального менеджмента. Управление личной карьерой.
1. Понятие, цель и необходимость применения персонального менеджмента в условиях рынка.
2. Сущность процесса постановки целей. Этапы формулирования целей.
3. Профессиональная карьера менеджера: планирование и управление ею.
4. Рабочее время руководителя и принципы его эффективного использования.
Тема 2. Проектирование рабочего места и его влияние на качество трудовой деятельности.
1. Проектирование рабочих мест: основные подходы.
2. Влияние проектирования рабочих мест на качество трудовой деятельности работников. Освещение и оснащенность рабочего места.
3. Основы социотехнического проектирования рабочих мест.
Тема 3. Мотивация в персональном менеджменте и результативность организации.
1. Понятие мотивации в современной управленческой теории.
2. Основные звенья механизма трудовой мотивации.
3. Основные теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
Тема 4. Этика деловых отношений в персональном менеджменте.
1. Сущность понятий этики и этики деловых отношений.
2. Этические проблемы на микроуровне: принятие управленческих решений, взаимоотношения между руководителем и подчиненными.
Тема 5. Лидерство в персональном менеджменте.
1. Теории лидерства. Групповая теория лидерства и теория обмена.
2. Ситуационная теория лидерства. Теория харизматического лидерства. Стили лидерства в классических и современных организациях.
3. Системы лидерства в менеджменте по Р. Лайкерту. Поведенческие роли и действия менеджеров. Навыки лидерства.
Тема 6. Коммуникативное поведение в организации.
1. Техника коммуникаций и межличностные процессы. Факторы, влияющие на формирование коммуникаций.
2. Нисходящие, восходящие и интерактивные коммуникации в организациях.
Тема 7. Организация личного труда руководителя.
1. Планирование и распределение рабочего времени.
2. Анализ, оценка и принципы эффективного использования рабочего времени руководителя.
3. Значение фактора времени. Типичные ошибки руководителей. Техника планирования личного времени руководителя.
Тема 8. Управление поведением работников и их персональное развитие. Стресс на рабочем месте.
1. Причины и факторы стресса на рабочем месте.
2. Удовлетворенность трудом и стадии потери интереса к труду.
3. Индивидуальные и групповые факторы борьбы со стрессом в организации. Организационный и индивидуальный стресс-менеджмент.
Тема 9. Международные аспекты персонального менеджмента
1. Национальные системы менеджмента.
2. Основные черты американского менеджмента.
3. Особенности японского менеджмента.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Персональный менеджмент [Текст] : учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / С. Д. Резник [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2010. - 558 с.
2. Персональный менеджмент [Текст] : учеб. для вузов: Рек. УМО / С. Д. Резник [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2016. - 590 с.
6.2. Дополнительная литература.
1. Конфликтология [Текст] : учебник / А. Я. Кибанов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2017. - 301 с.
2. Персональный менеджмент [Текст] : учеб. для вузов: Рек. УМО / С. Д. Резник [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2016. - 590 с.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Пивоваров И.В. Рабочая программа дисциплины «Персональный менеджмент». Электронная версия.
Интернет-ресурсы.
1. www.nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской. Федерации.
2. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов РоссийскойФедерации.
3. www.gks.ru . – официальный сайт Федеральной службы государственнойстатистики.
4. www.pfrf.ru – официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации.
5. www.fss.ru – официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.8.2 Персональный менеджмент
направление подготовки
38.03.02Менеджмент
Профиль: «Проектный менеджмент»
бакалавр
квалификация
очная, заочная формы обучения
Год набора – 2016
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Автор – составитель: