Прогнозирование в менеджменте.
Прогнозирование – деятельность по научному предвидению будущего социальной экономической системы и составлению прогноза.
Принципыпрогнозирования:Научность,Системность,Комплексность,Многовариантность,Преемственность,Непрерывность,Рассмотрение объекта в динамике.
13. Виды планов в менеджменте.
Планирование – предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развитие организациии в целом и отдельных её частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата.
В зависимости от того или иного признака выделяются различные виды планирования:
1. По степени охвата: Общие, охватывающее всю сферу деят-ти фирмы, частное, охватывающее опред-ые сферы деят-ти.
2. По содержанию планирования: стратегическое (поиск новых возможностей),тактическое (создание определенных предпосылок), оперативное (реализация возможностей).
3. По предмету планирования:целевое (определение целей), планирование средств (материальные рес-сы, трудовые рес-сы, финансы), Программное (планирование программ произ-ва и сбыта), планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
4. По сферам функционирования: планирование произ-ва, планирование сбыта, планирование персонала, расширенное общее планирование.
5. Посрокам:краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное), Среднесрочное (на срок от 1 до 5 лет), Долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет).
1. С точки зрения структуры управления: общее планирование пред-ия, планирование места строительства предприятия, планирование сфер деят-ти, планирование работы подразделений фирмы.
2. По возможности изменения планов: жесткое и гибкое планирование.
Весь процесс планирования на предприятии делится на 2 стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).
Все планы, разрабатываемые в организации, можно классифицировать по двум главным направлениям:
1. Длительность планового периода.
2. Уровень организационного планирования, соответствующим структуре организации.
По длительности планового периода планы подразделяют на :
Стратегические, ориентированные на длительный период времени (на срок от 5 и более лет).
Тактические, рассчитаны на среднесрочный период (на срок от 1 до 5 лет).
Оперативные, связанные с повседневным выполнением задач.
По уровням организационного планирования планы подразделяются следующим образом:
Разработанные для организации в целом.
Разные для функциональных подсистем организации.
1.Планы – цели ( набор качественных и количественных характеристик, желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Непредсказуемость планирования предприятия.) К ним можно отнести: федеральные целевые программы, стратегический план организации.
2.Планы для повторяющихся действий ( предписывающие их сроки и порядок осуществления.) К ним относят: зарплату, учебное расписание.
3.Планы для неповторяющихся действий ( созданы для решения специальных проблем. )К ним относят в зависимости от ситуации.
4.По срокам выполнения плана:
а)Планы краткосрочные ( до года)
б)Среднесрочные ( от 1 до 5 лет в виде программ)
в)Долгосрочные ( свыше 3 или 5 лет. планы – цели)
Стратегия фирмы.
Стратегия организации -это комплексный план выполнения её миссии и достижения её целей.
Выбор стратегии управления.
Выбор стратегии обычно состоит из этапов:разработки,доводки и анализов.На этапе разработки формируется различные альтернативные стратегии ,позволяющие достичь поставленных целей.
Этап доводки стратегии закл. В доведении её до уровня адекватности целям развития организации во всём их многообразии.
Анализ и оценка альтернативных вариантов закл. в выборе такой стратегии,которая обеспечивала бы максимальную эффективность деятельность организации в будущем для реализации её миссии.
Выбор происходит путём сравнения альтернатив между собой.
Миссия и цели организации.
Миссия - положение, в котором детализируется статус организации, декларируются ее главные задачи, определяются общие направления ее деятельности и руководства ею.
Миссия организации-это её предназначение,это философия её существования.Это то,зачем была создана организация;принципиальное отличие от других организаций,то,зачем люди объединяются и осуществляют свою деятельность.
Прибыль никогда не должна являться миссией.
Содержание миссии:Целевые ориентиры,сфера деятельности организации,философия организации
возможности и способы осуществления деятельности.
Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Требование к целям:Достижимость,гибкость,измеримость,конкретность,совместимость,приемлемость
Этапы процесса разработки целей организации:
Выявление и анализ тенденций в окружении
Разработка целей для организации в целом
Построение «дерева» целей
Установление индивидуальных целей
Значение миссии в организации:
Ø Представляет собой базис,точку опоры для всех плановых решений организаций,для определения её целей и задач.
Ø Создает уверенность ,что организация преследует,непротиворечивые ,ясные цели
Ø Помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении,объединяет их действия.
Ø Вызывает понимание и поддержку внешних участников организации.