Тема 4. Научно-техническое прогнозирование. Научно-техническое прогнозирование на макроуровне.Стратегические цели, базовые принципы и методологическая основа комплексного прогноза научно-технического

Научно-техническое прогнозирование на макроуровне.Стратегические цели, базовые принципы и методологическая основа комплексного прогноза научно-технического прогресса в Республике Беларусь.

Базовые структурные элементы (блоки) комплексного прогноза НТП. Блок №1. Отраслевые и региональные прогнозы. Анализ мировых тенденций инновационного развития. Блок №2. Действующие программные ограничения. Блок №3. Системные требования обеспечения реализации комплексного прогноза. Блок №4.Воздействие научно-технического прогресса на развитие природы, человека и общества. Блок №5. Граничные условия реализации комплексного прогноза. Формирование открытой экономики. Либерализация экономической деятельности. Институциональная адекватность экономики. Экономическое стимулирование научно-технического прогресса. Создание рынка научно-технической продукции.

Предмет научно-технического прогнозирования на микроуровне. Повышение производительности труда. Рост конкурентоспособности выпускаемой продукции. Модернизация производственных мощностей. Финансирование инновационного развития производства. Повышение уровня компетенции работающих.

Тема 5. Технологическое предвидение.

Понятия и определения, цели и задачи технологического предвидения. Мировой опыт форсайта. Макроэкономические цели и задачи, решаемые с использованием методов форсайта. Место форсайта в структуре инновационной политики. Функциональные основы проведения исследований по технологическому форсайту.

Методология и методы проведения форсайтных исследований: метод Дельфи, метод критических технологий, использование экспертных групп, технологическая дорожная карта, деревья относительной важности, экстраполяция тенденций, методы сценариев и опережающих показателей, мозговой штурм.

Основные процедуры и регламент проведения форсайта. Целевая аудитория обучения методике проведения исследований. Основные участники форсайта. Определение фокуса форсайта. Временной горизонт форсайта. Продолжительность и стоимость проведения работ, основные источники финансирования. Ожидаемые результаты применения форсайта, основные меры по обеспечению его непрерывности.

Тема 6. Приоритеты научно-технической деятельности.

Диверсификация и технико-технологическая специализация. Максимальная компетенция. Технологическое лидерство. Приоритеты научно-тех-нической деятельности. Инновационные векторы стратегической альтернативы.

Структура приоритетов научно-технической деятельности в развитых странах мира. Научно-инновационный вектор формирования приоритетов научно-технической деятельности. Секторальный и дисциплинарный подход.

Производственная специализация экономики в системе мирового разделения труда. Стратегические направления научно-технической деятельности Республики Беларусь. Отраслевая структура приоритетов научно-тех-нической деятельности. Макротехнологии. Критические технологии. Приоритеты научных исследований.

Критерии и показатели для ранжирования макротехнологий. Масштаб производства. Конкурентоспособность производственной базы. Конкурентоспособность производимой продукции. Социально-экологический императив.

Нормализация показателей. Коэффициенты значимости критериев и показателей. Алгоритм расчета ранга макротехнологии. Состав экспертных групп. Схема и оптимизация выбора приоритетных макротехнологий. Декомбинирование критических технологий. Механизм целеполагания при определении приоритетных научных исследований.

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

Очная форма обучения

Номер темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Самостоятельная работа Учебно-методические и наглядные пособия Литература Форма контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Управляемая самостоятельная работа Всего
1.   Предмет, содержание и задачи дисциплины «Планирование инновационного развития»         УМК     Основная. .  
    1.1. Предмет и целевая функция изучаемой дисциплины. Ее задачи по формированию у обучаемого требуемого уровня компетенций. 1.2. Роль изучаемой дисциплины в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля. 1.3. Концепция и структура изложения дисциплины. Организация образовательного процесса.          
2. Стратегическое планирование как функция стратегического управления.     Компьютерная презентация. УМК. Основная. Дополнительная. Устные опросы. Дискуссия по теме. Рефераты. Тестирование.
    2.1. Понятие стратегического планирования. 2.2. Стратегическое планирование на микроуровне. 2.3. Стратегическое планирование на макроуровне.                      
3. Перспективноепланирование как системная составляющаястратегического планирования.         Компьютерная презентация. УМК.   Основная. Дополнительная   Устные опросы. Дискуссия по теме. Рефераты. Тестирование
    3.1. Понятие перспективного планирования. 3.2. Методы перспективного планирования.              
4. Научно-техническое прогнозирование Компьютерная презентация. УМК.   Основная Дополнительная   Устные опросы. Дискуссия по теме. Групповые доклады. Рефераты. Тестирование.
    4.1. Научно-техническое прогнозирование на макроуровне. 4.1. Научно-техническое прогнозирование на микроуровне                                              
5.   Технологическое предвидение Компьютерная презентация. УМК.   Основная. Дополнительная   Устные опросы. Дискуссия по теме. Групповые доклады. Рефераты Тестирование.
    5.1. Мировой опыт организации технологического предвидения. 5.2. Методики технологического предвидения. 5.3. Фокус и временной горизонт Форсайта.                                              
6. Приоритеты научно-технической деятельности   Компьютерная презентация. УМК.   Основная Дополнительная   Устные опросы. Дискуссия по теме. Рефераты. Тестирование.
    6.1. Стратегическая цель перспективного планирования. 6.2. Методология выбора приоритетов научно-технической деятельности в Республике Беларусь. 6.3. Механизм ранжирования макротехнологий по уровню приоритетности.                                                          
    ИТОГО: 96 часов        

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

Заочная форма обучения

Номер темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Самостоятельная работа Учебно-методические и наглядные пособия Литература Форма контроля знаний
Лекции Семинарские занятия Управляемая самостоятельная работа Всего
 
1.   Предмет, содержание и задачи дисциплины «Планирование инновационного развития»           УМК.   Основная.    
    Предмет и целевая функция изучаемой дисциплины. Ее задачи по формированию у обучаемого требуемого уровня компетенций. Роль изучаемой дисциплины в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля. Концепция и структура изложения дисциплины. Организация образовательного процесса.                  
2. Стратегическое планирование как функция стратегического управления.         Рефераты. Тестирование.
    Понятие стратегического планирования. Стратегическое планирование на микроуровне. Стратегическое планирование на макроуровне.          
3. Перспективноепланирование как системная составляющаястратегического планирования.       Компьютерная презентация. УМК. Основная, дополнительная.   Рефераты. Тестирование.  
    Понятие перспективного планирования. Методы перспективного планирования.            
4. Научно-техническое прогнозирование   Компьютерная презентация. УМК. Основная. Дополнительная. Групповые доклады. Рефераты. Тестирование.
    Научно-техническое прогнозирование на макроуровне. Научно-техническое прогнозирование на микроуровне.          
5. Технологическое предвидение   Компьютерная презентация. УМК. Основная Дополнительная   Групповые доклады. Рефераты. Тестирование.
    Мировой опыт организации технологического предвидения. Методики технологического предвидения. Фокус и временной горизонт Форсайта.          
6. Приоритеты научно-технической деятельности   Компьютерная презентация. УМК. Основная Дополнительная   Рефераты. Тестирование.  
    Стратегическая цель перспективного планирования. Методология выбора приоритетов научно-технической деятельности в Республике Беларусь. Механизм ранжирования макротехнологий по уровню приоритетности.          
  ИТОГО: 96 часов      

IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4.1. Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература

1. Марков А.В. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизм реализации. - Мн.: Право и экономика, 2005. - 370 с.

2. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы.- Мн.: БГЭУ, 2003, 229 с.

3. Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. Государственное регули­рование инновационной деятельности: Уч. пос. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 235 с.

4. Инновационная экономика / А.А. Дынкин, Н.И. Иванова, М.В. Грачев и др.; Под ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой. - М.: Наука, 2004. - 352 с.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: «Дело», 1992.-702 с.

6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998. - 476 с.

7. Колонтай М.М. Инновационный менеджмент. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 191 с.

8. Гончаров В.В. Исследования по технологическому предвидению. Зачем они необходимы Республике Беларусь: пособие / Гончаров В.В., Марков А.В., Успенский А.А.; под ред. Марков А.В., Успенский А.А.; РЦТТ.- Минск, 2009. - 81 с.

9. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006-2025 годы: В 5 т./Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. Институт экономики НАН Беларуси. - Мн.: Изд-во "Право и эко­номика", 2005. - т. 5: Прогноз научно-технического прогресса на 2006-2025 годы (обобщающие показатели). - 200 с.

10. Программа и методика разработки и мониторинга отраслевых и региональных прогнозов научно-технического прогресса Республики Беларусь. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальная акаде­мия наук Беларуси. - Мн., 2002. - с. 23.

12. Кинен М. Форсайт приходит в Россию//Форсайт № l, 2007.

13. Кукушкина С.Н. Метод Дельфи в форсайт-проектах// Форсайт № l, 2007.

14. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее//Форсайт № l, 2007.

15. Гохберг Л.М. Будущее как стратегическая задача // Форсайт № l, 2007.

16. Шелюбская И. «Форсайт» — новый механизм определения приоритетов госу­дарственной научно-технической политики / Проблемы теории и практики управ­ления, 2004, № 2.

17. Марков А.В., Прогнозирование научно-технического прогресса и научно-технические циклы // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук.-2004.- № 1.-С. 35-39.

18. Малицкий Б.А., Попович А.С., Оноприенко М.В. Обоснование системы научно-технологических и инновационных приоритетов на основе «форсайтных» исследований.- К.: Феникс, 2008.- 91 с.

Дополнительная литература

1. Марков А.В. Методологические и методические основы разработки комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень. - 2005. -.№ 11.-С. 3-18.

2. Марков А.В., Асанович В.Я. Индикативный анализ инновационного развития экономики // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономи­ческий бюллетень. - 2005. - № 11. - С. 44-50.

3 Материалы Интернет-сайтов http://ictt.by; http://new.hse.ru; http:// stra.teg.ru

4. Шелюбская Н.В. Глава 7. «Великобритания» //«Инновационные приоритеты го­сударства». — Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. — М.: Наука, 2005.

5. Форсайт Республики Башкортостан// Форсайт Nol, 2007.

6. Unido Technology Foresight Manual. Volume 1. Organization and Methods. United Nations Industrial Development Organization. — Vienna, 2005.

7. Unido Technology Foresight Manual. Volume 2. Technology Foresight in Action. United Nations Industrial Development Organization. — Vienna, 2005.

8. Дуб А.В., Шашнов С.А. Инновационные приоритеты для энергетического ма­шиностроения: опыт отраслевого форсайта// Форсайт No3, 2007.

9. Приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 годы. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь22 июля 2010 г. № 378

4.2. Перечень учебно-методических и наглядных пособий.

№ п/п Наименование
1. Инновационные процессы в мировой экономике. Учебно-методическое пособие. Марков А.В., 2013, Минск, Право и экономика, 251 с.  
  2. Планирование инновационного развития. [Электронный ресурс] :-Электронный УМК.-Электрон. текст, данные (3180620 байт)-Мн.: ИПП, 2015.    

4.3. Перечень используемых средств диагностики результатов

образовательной деятельности:

· проведение текущих контрольных опросов на аудиторных занятиях;

· заслушивание информационных сообщений;

· проведение электронного тестирования;

· подготовка письменных рефератов;

· защита учебных заданий;

· сдача экзамена по учебной дисциплине.

Наши рекомендации