Роль менеджмента в современном обществе.

Менеджмент - это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Именно менеджеры через их контроль за принятием решений в современных корпорациях вдыхают жизнь в организации и общество.
Менеджерам даны человеческие и материальные ресурсы для работы, они создают продуктивное производство, которое ведет к здоровому обществу.
Справедливость этого утверждения возрастает, так как мы движемся в эру интеллектуальных технологий, делающих возможности человека особенно важными для эффективного производства в организациях. Однако, менеджеры, будучи наиболее важным ресурсом бизнеса, являются более дефицитными... Направленность менеджмента на получение прибыли предполагает участие всего персонала в организованной и успешной деятельности. Поэтому менеджмент изначально ориентирован на успех организации, вернее на создание условий для успеха.

Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов и др. под руководством менеджера, управляющего предприятием или фирмы в целом.

Хотя возникновений менеджмента относят к концу XIX века, роль его была осознана лишь в 30-е годы XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией, область знаний — самостоятельной дисциплиной, а социальный слой менеджеров превратился во влиятельную обществен­ную силу.   В связи с возросшей ролью менеджмента заговорили о «революции менеджеров». Эта роль особенно возрастает с появлением корпораций-гигантов, которые обладают огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. По своей мощи эти корпорации сопоставимы с целыми государствами. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и поли­тической силы государства. В зависимости от крупнейших корпораций находятся правительства стран и власти целых регионов. Крупнейшие корпорации имеют свои филиалы во всем мире, где устанавливают правила распределения мате­риальных благ, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров таких корпораций опреде­ляют судьбы миллионов людей.   Однако в зрелой ры­ночной экономике это 95 % всех фирм — это предприятия малого бизнеса, а для большинства населения — это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозможно без эффективного менеджмента.   Роль менеджмента для предприятия, работающего в условиях рын­ка, конкурентной среды, сложно переоценить. Успешная деятельность на товарном рынке в острой кон­курентной борьбе требует знания механизмов эффектив­ной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации — резуль­тат продуманной деятельности руководства и персонала компании.  

Анализ состояния российского рынка показывает, что в результате острой конкуренции в России ежегодно прекра­щают деятельность около 250 000 юридических лиц. Работа по схеме «кредит (деньги)—продукт (изготовление или при­обретение)—продажа (деньги с приращением)» в режиме жесткой конкуренции без привлечения и участия специалис­тов по менеджменту перестала «работать». По данным Аме­риканского института экономики, до 70 % прибыли пред­приятия получают за счет управления организацией и подго­товки (отбора) кадров соответствующей квалификации.

Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за ранки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций. Поэтому требования к современному менеджеру растут. От него требуют способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать свой собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы. Также гибко реагировать на изменения ситуации, использовании современных управленческих приемов и подходов в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способность быстро становиться изобретательными и результативными в работе. Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финан­совым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму..

10. Развитие менеджмента в России.
В начале 20 века управленческие преобразования осуществлялись под руководством С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

Осуществляя денежную реформу ,Витте использовал способ понижения золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля,благодаря чему удалось на несколько лет закрепить установленный курс рубля,а затем сделать его разменным на золото.

Программа реформ А.С.Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации управления Россией.
В сфере управления экономикой в годы горбачёвской перестройки следует выделить три этапа:
1.ускорение социально-экономического развития(1986-1987 гг,)
2.радикальная экономическая реформа(1988-1989 гг.)

3.переход к рыночным отношениям(с 1990г.)
В течение первых двух этапов сохранялась прежня затратная система управления экономикой,что приводило к дальнейшему обострению экономического кризиса.
Накручиванию объема производства в рублях, искусственное завышение цен,перевыполнение планов по выгодным дорогим изделиям и срыв заданий приводило к следующим негативным последствиям:
1.усилению диспропорции между отраслями и сферами общественного производства.
2.систематическому невыполнению годовых и пятилетних планов выпуска продукции
3.разбалансированию потребительского рынка,созданию всеобщего дефицита
4.увеличению эмиссии денег ,которая к 1990 г. возросла до 18 млрд. руб.,

5.росту внешней задолженности ,которая в конвертируемой валюте увеличилась за годы перестройки в несколько раз.
Все это дискредитировало плановую систему управления экономикой и содействовало ее развалу.

Третий этап «перестройки»-переход к рыночным отношениям- направлен на повышение темпов социально-экономического развития СССР. Новый этап углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на съезде с Обращением к депутатам и народу, в котором, в частности, говорил о наличии уникальной возможности за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления.

Он предложил систему мер,в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.
Для реализации одобренной программы образовано новое правительство ,во главе которого стоял президент. Оно активизировало процесс образования новых рыночных структур управления.
В частности, создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом ,в функции которого входило:
1.разработка и реализация программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в акционерные общества.

2.анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствлению и приватизации собственности и учет их результатов в практической деятельности.
3.продажа на конкурсных и аукционных началах государственных предприятий и др.

В процессе создания рыночной среды многие отраслевые министерства были преобразованы в различные корпорации и холдинги ,которые получили самостоятельность ,необходимую для перехода от директивных методов управления к рыночному регулированию хозяйственной деятельности. Коренным поворотом в переходе к рыночной экономике стала либерализация цен со 2 января 1992 г. ,получившая название «шоковая терапия».
За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры ,которые и ныне служат базой для рыночных отношений :коммерческие банки и различные биржи ,многочисленные акционерные общества разнообразных типов ,фирмы как местного ,так и федерального масштаба деятельности.
В результате работа правительства признана неудовлетворительной ,Е.Т.Гайдар освобожден от занимаемой должности и.о. главы правительства. Новым премьер-министром стал В.С.Черномырдин,продолживший курс «шоковой терапии»,что вело к дальнейшему спаду производства и ухудшению социального положения населения.
Принятие в 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России.Согласно ей основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент;он назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему усмотрению.

В 1994 г. Президент подписал два пакета, состоящих из шести указов каждый. Все они были направлены на ускорение и углубление рыночных преобразований в России, создание более благоприятных условий для конкуренции и являются одним из базовых основ рыночных отношений.
Наиболее важными указами были следующие:
1. «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»

2. « О некоторых вопросах налоговой политики».
3. « О совершенствовании работы банковской системы РФ».

4. «О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы».

Исключительную важность для развития менеджмента как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» . В ст. 1 этого Закона говорится, что государственное прогнозирование развития РФ представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлении этого развития ,основаны на законах рыночного хозяйствования.

В специфических условиях российской экономики выбор приоритетов социально-экономических преобразований является ключевым и сложным вопросом теоретической и практической разработки новой системы управления ,которую целесообразно строить на многовариантности и альтернативности ряда подсистем. Основными направлениями новой системы управления должны быть следующие :
1.ориентация экономики на решение социальных задач ;
2.достижение высокого уровня жизни;
3.формирование современной системы рыночных отношений при активной роли государственного регулирования;
4.создание высокоэффективной экономики, гибкой и выносливой к научно-техническим нововведениям;
5.укрепление социально-экономических основ Российского государства;
6.необходимость обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого.

Процесс перехода экономики страны на рыночные отношения сопровождается перестройкой управления ,меняется экономическая обстановка и возникает целый ряд проблем у действующих предприятий.

В последние годы в России значительно расширяется и развивается предпринимательская деятельность. Возникают малые предприятия, быстрее приспосабливающиеся к условиям рынка, более гибкие и чуткие к потребностям заказчика.Известно,что малое предпринимательство является основой становления рыночных отношений.
Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства. В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

Только грамотные и квалифицированные менеджеры способны претворить в жизнь те грандиозные планы по экономическому росту, которые позволят России занять достойное место в числе высокоразвитых цивилизованных государств.

Планирование как основная функция менеджмента.

Планирование – предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развитие организациии в целом и отдельных её частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата.

В узком смысле,планирование-это составление специальных документов-планов.

Типы планов:

1. Планы – цели ( набор качественных и количественных характеристик, желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Непредсказуемость планирования предприятия.) К ним можно отнести: федеральные целевые программы, стратегический план организации.

2. Планы для повторяющихся действий ( предписывающие их сроки и порядок осуществления.) К ним относят: зарплату, учебное расписание.

3. Планы для неповторяющихся действий ( созданы для решения специфических х проблем. )К ним относят в зависимости от ситуации.

4. По срокам выполнения плана:

a) Планы краткосрочные ( до года)

b) Среднесрочные ( от 1 до 5 лет в виде программ)

c)Долгосрочные( свыше 3 или 5 лет. планы – цели)

Наши рекомендации