Процессный, системный и ситуационный подходы.
Наука управления или количественный подход предполагает количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций. Последние означают применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывает модель ситуации. Модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества. После создания модели переменным задаются количественные значения. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Количественные методы тесно связаны в применением компьютеров и их возможностью конструировать модели возрастающей сложности.
Во второй половине ХХ века в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-х гг.) и ситуационный (80-е гг.).
Процессный подход берет начало в школе административного управления, которая пыталась определить функции менеджмента. Однако рассматривались эти функции как независимые друг от друга. В противоположность этому процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других – это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.
В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования (подготовки и принятия управленческих решений), организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.
Различные школы концентрируют внимание преимущественно на определенном важном элементе управления, в то время как эффективность управления зависит от многих факторов. Указанный недостаток стало возможным преодолеть благодаря системному подходу, нашедшему применение в управлении в конце 50-х годов. Теория систем рассматривает организацию в единстве составляющих ее частей. Она увязывает находки, достоинства всех предыдущих школ управления. Следуя этой теории, руководители строят свою деятельность на анализе информации обо всех существенных элементах организации.
Различают два основных типа систем: закрытые и открытые. Действия в закрытой системе относительно независимы от внешней среды.
Организации главным образом являются открытыми системами, т.к. их деятельность зависит от взаимодействия с внешней средой, от потребителей ресурсов, материалов, информации, поступающих извне, от приспособления к изменяющейся внешней среде.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:
- менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;
- менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;
- менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;
- менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.
Литература к разделу 7:
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. Москва: Знание, 1996.
2. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Москва: ДеКА, 1996.
3. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Издательство Московского университета, 1995.
5. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М,1997.
6. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1998.
7. Менеджмент (Современный российский менеджмент) / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.