Тема 4: Диагностика использования рабочего времени. Рациональная организация рабочего времени.
Время как важнейший ресурс. Инвентаризация времени. Способы изучения структуры времени, затрат на деловые мероприятия. Анализ потерь рабочего времени и выявление их причин. Использование ключевых областей в профессиональной деятельности и диагностике рабочего времени. Анализ использования времени, определение степени эффективности затрат времени, разработка мероприятий по устранению потерь, нерационального использования рабочего времени.
Принципы построения рационального распорядка дня. Составление рамочного плана дня, недели. График работоспособности и его применение. Значение биоритмов в повышении результативности труда. Законы Паркинсона и их применении при анализе рабочего времени.
Тема 5: Организация личного труда руководителя и делегирование полномочий.
Планирование и распределение рабочего времени. Анализ, оценка и принципы эффективного использования рабочего времени руководителя. Значение фактора времени. Типичные ошибки руководителей. Техника планирования личного времени руководителя. Правила личной организованности и самодисциплины. Методы учета и анализа использования времени руководителя. План и распорядок рабочего дня.
Управление стрессом. Причины стресса. Внешние и внутренние факторы стресса. Стадии стресса. Индивидуальные и групповые факторы стресса. Эффекты стресса на рабочем месте. Индивидуальные и групповые методы борьбы со стрессом. Стресс-менеджмент в организациях.
Делегирование полномочий: сущность, цели и задачи. Преимущества и недостатки делегирования. Основные факторы повышения эффективности делегирования.
Понятие процесса делегирования в персональном менеджменте, его цель. Содержание процесса делегирования. Значение развития делегирования для результативной деятельности руководителя, подчиненных, для всей организации в целом. Техника правильного делегирования. Причины недостаточного делегирования в практике руководителей.
Сущность и задачи управления поведением организации. Соотношение целевых установок поведения организации и поведения работников. Организационная социализация работника. Карьера работника. Управление процессами социализации и карьерой работника. Критерии оценки персонального развития работника в организации.
Тема 6: Контроль достижения результатов
Функции контроля в персональном менеджменте. Контроль процесса в персональном менеджменте. Контроль результатов. Обзор истекшего дня.
Контроль результатов достижения стратегических и тактических целей.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины ФТД.1 «Персональный менеджмент» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Концептуальные основы персонального менеджмента | Опрос Практическое задание Тест |
Постановка целей в профессиональной деятельности. Планирование личной трудовой карьеры. | Опрос Практическое задание Тест Реферат |
Планирование и определение средств достижения целей. | Опрос Практическое задание Тест Реферат |
Диагностика использования рабочего времени. Рациональная организация рабочего времени. | Опрос Практическое задание Тест |
Делегирование полномочий. Управление поведением работников | Опрос Практическое задание Тест |
Контроль достижения результатов | Опрос Практическое задание |
4.1.2. Зачет проводится с применением следующих методов: в форме устного опроса. Для проведения зачета разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Типовые оценочные материалы по теме 1
Тема 1. Концептуальные основы персонального менеджмента
Примерный перечень тем для опроса
1. Понятие персонального менеджмента. Соотношение понятий: персональный менеджмент, самоменеджмент, менеджмент персонала.
2. Содержание труда руководителя.
3. Современный менеджер: способность к самоуправлению.
4. Элементы персонального менеджмента: диагностика рабочего времени, постановка целей профессионального роста, планирование работы, определение приоритетов дел, делегирование, организационные основы результативной деятельности, контроль достижения результатов, эффективные коммуникации и информация.
Практические задачи и задания
1.Тест: «Саморазвивающийся менеджер – 9С»
Цель задания: на основе предложенного теста оценить способности к самоуправлению, оценить свои преимущества по развитию конкретных способностей к самоуправлению, выявить наиболее слабые стороны этого процесса, определить наиболее важные ключевые характеристики, требующие развития.
Методика выполнения: Данный тест выполняется методом тройной оценки: самооценки, оценки способностей другом и критиком. При этом каждый участвующий проводит оценку самостоятельно, ориентируясь на собственное мнение о тестируемом. Для этого необходимо:
1) Провести самооценку способности к самоуправлению, стараясь объективно оценить свои способности. Числовое значение варианта ответа является также баллом. Тест состоит из девяти блоков, каждый из которых соответствует определенной характеристике. Оценки по каждому блоку суммируются. Затем определяется общий балл, суммируя баллы по каждому блоку.
2) Предложить оценить Ваши способности человеку, хорошо знающего Вас и настроенного к Вам лояльно. При этом следует договориться, что оценка будет производиться объективно. Подсчет баллов проводится аналогично.
3) То же предложить сделать человеку настроенному достаточно критично к Вам. Если сложно выделить критически и лояльно настроенных к Вам близких знакомых, родственников, друзей, то можно просто выбрать два человека для участия в тестировании.
4) Тройная оценка необходима для того, чтобы иметь возможность снизить субъективность самооценки. Поэтому полученные баллы по каждому вопросу суммируются (три оценки: личная, друг, критик) и делится на 3. Получаем среднюю оценку по каждому вопросу. Определяется балльное значение по каждому блоку, исходя из средней оценки, и общий балл по всем блокам.
5) Результаты теста иллюстрируются при помощи диаграмм: первая диаграмма отражает три оценки (индивидуальную оценку, друга и критика). Вторая – сравнение индивидуальной и средней оценки.
6) В заключение пишется резюме, в котором тестируемый отражает полученный результат (насколько совпадает личная и средняя оценки), фиксирует свое внимание на характеристиках, развитых слабо и своих преимуществах. Выражает свое мнение о полученной информации, и прогнозирует свои действия по развитию способностей к самоуправлению.