СТ ТулГУ 8.5.3-2010. Предупреждающие действия
Принято и введено в действие
Приказом ректора
№556от29.04. 2010 г.
Дата введения11 мая 2010 г.
1. П. 5.11 «В качестве критериев для измерения результативности процесса управления ПД используются требования, изложенные в документах Приложения 3 настоящего стандарта» исключить.
2. П. 5.12 присвоить номер 5.11.
3. П. 5.11 изложить в новой редакции:
«Измерение результативности процесса управления ПД осуществляет ПРМК на основе анализа соответствия выходных данных входным».
4. П.5.13 присвоить номер 5.12.
5. П. 6.1 изложить в новой редакции:
«Ответственность за организацию работ по выполнению ПД и контролю их выполнения возложена на ПРМК».
6. Схему процесса выполнения предупреждающих действий приложения 1 изменить в части исключения пунктов «Выявление несоответствий», «Регистрация несоответствий».
Изменение №2
СТ ТулГУ 8.5.3-2010. Предупреждающие действия
Принято и введено в действие
Приказом ректора
№776от15.06.2011 г.
Дата введения1 сентября 2011 г.
1. Внести изменение в части наименования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный университет».
Содержание
1 Назначение и область применения. 7
2 Нормативные ссылки. 7
3 Термины, определения, обозначения, сокращения. 7
4 Общие положения. 9
5 Порядок разработки и выполнения предупреждающих действий. 10
6 Ответственность. 12
Приложение 1. 13
Схема процесса выполнения предупреждающих действий. 13
Приложение 2. 14
Форма плана предупреждающих действий. 14
Приложение 3. 16
Контрольные точки выявления потенциальных несоответствий. 16
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ.. 18
Назначение и область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к выявлению потенциальных несоответствий и выполнению предупреждающих действий в ТулГУ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008 (п.8.5.3).
1.2 Настоящий стандарт распространяется на все структурные подразделения ТулГУ, входящие в систему менеджмента качества.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования.
РК ТулГУ. Система менеджмента качества. Руководство по качеству
СТ ТулГУ 4.2.4. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Управление записями.
СТ ТулГУ 8.2.2. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Внутренний аудит.
СТ ТулГУ 8.5.3. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Предупреждающие действия.
СТ ТулГУ 8.3. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией.
СТ ТулГУ 7.2.2. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Маркетинговые исследования.
СТ ТулГУ 6.3. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Управление инфраструктурой и производственной средой.
СТ ТулГУ 7.4.1. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Отбор абитуриентов.
3 Термины, определения, обозначения, сокращения
3.1 В настоящем стандарте использованы термины и определения в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2008, а также:
несоответствие: невыполнение требования.
предупреждающее действие: действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
П р и м е ч а н и я: 1) у потенциального несоответствия может быть несколько причин; 2) предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие - для предотвращения повторного возникновения события.
анализ: деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
результативность(3.2.14): степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
заинтересованная сторона: физическое, юридическое лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации.
П р и м е ч а н и е: к заинтересованным сторонам относятся: сотрудники кафедры; учащиеся; их родители или родственники; работодатели; компании или организации, с которыми заключены контракты на обучение; промышленные предприятия; государственные регулирующие, надзорные и управляющие органы и т.п.
3.2Обозначения
При построении блок-схемы выполнения работ (Приложение 1) используются символы, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Символы блок-схемы
Символ | Обозначение |
Начало/конец | |
Проработка, проведение анализа, выполнение действия | |
Принятие решения | |
Документ | |
Проведение контролирующих действий | |
Линия, указывающая на связь последовательно выполняемых работ | |
Направление выполнения процесса |
3.3 Сокращения:
ГОС – государственный образовательный стандарт;
ОМКОД –отдел менеджмента качества образовательной деятельности;
ПД - предупреждающие действия;
ПРМК – представитель ректората по менеджменту качества;
ППД– план предупреждающих действий;
РГ – рабочая группа;
СМК – система менеджмента качества;
СП – структурное подразделение;
УМУ – учебно-методическое управление;
УСО – управление по связям с общественностью;
ФГОС– федеральный государственный образовательный стандарт;
ФД – финансовая деятельность.
Общие положения
4.1 Целью выполнения предупреждающих действий является выявление и устранение причин потенциальных несоответствий в СМК для предупреждения их появления.
4.2 ПД предпринимаются для демонстрации пригодности СМК, ее улучшения, повышения результативности и повышения удовлетворенности потребителей.
4.3 ПД основаны на данных, получаемых в результате систематического анализа и оценки деятельности университета.
4.4 По результатам выполнения ПД планируются мероприятия по улучшению деятельности университета.
4.5 Критерии результативности процесса «Предупреждающие действия»:
- увеличение числа предпринятых предупреждающих действий (с записями результатов);
- перераспределение ресурсов в пользу предупреждения возникновения несоответствий, а не на исправление несоответствующей продукции.
4.6 Входные данные процесса:
- требования потребителя (письма, результаты анкетирования);
- информация о перспективах повышения результативности СМК полученная из тематических журналов и участия в конференциях, семинарах и т.д.;
- результаты самооценки деятельности СП;
- информация о несоответствиях, выявленных в ходе внутренних, внешних, сертификационных аудитов, а также проверок, выполненных органами надзора и контроля;
- отчеты о маркетинговых исследованиях;
- результаты анализа СМК руководством университета;
- результаты мониторинга процессов;
- результаты анализа разрабатываемой учебно-методической документации, ее верификации и валидации;
- результаты анализа успеваемости студентов.
4.7 Выходные данные:
- завершенные предупреждающие действия, относящиеся к продукции или процессам СМК;
- актуализированная документация СМК;
- перераспределение ресурсов для повышения качества подготовки выпускников с учетом выявленных приоритетов;
- повышение результативности деятельности СП;
- результаты анализа результативности ПД.
4.8 Особой областью применения предупреждающих действий является совершенствование организации учебного процесса путем решения возникающих у студентов проблем, препятствующих их успешному обучению. Для этого выявляются:
- учащиеся, нуждающиеся в дополнительных занятиях;
- учащиеся, нуждающиеся в помощи при подготовке к экзаменам;
- учащиеся, нуждающиеся в продлении сессии по состоянию здоровья или по другой уважительной причине;
- учащиеся, нуждающиеся в предоставлении индивидуального графика обучения.