Показатели качества продукции
Качество -это
•Совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворить потребности.
•Степень соответствия присущих характеристик требованиям, где требование –это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (ISO 9000:2000)
Показатели качества продукции
Обобщающие:
•сортность;
•марка;
•класс;
•содержание полезного вещества;
•доля продукции, соответствующая мировым стандартам
Единичные:
•показатели предметов труда;
•показатели средств труда
Как управляли качеством в древние и средние века
Первое упоминание
Кодекс Хаммурапи(Царь Вавилона, 1728 – 1686 гг. до н.э.)
«Если убивало господина, то строителя постигала та же участь. Если смерть настигла сына господина, то убивали так же сына строителя»
Указ Петра I
«… Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастырь, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи, старшину Флора Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клеймо на плохие ружья…»
Развитие менеджмента качества
Предпосылки развития современной теории качества
Первая мировая война.
Мощное развитие серийного производства. Разработка статистических методов.
Начало великой депрессии 1929 г.
Ужесточения условия рынка. Расширение применения статистических методов.
Вторая мировая война.
Статистический контроль качества.
НАЧАЛО СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Конец XIX века – 20-е годы XX века
Контроль качества
Цель: не допустить бракованные изделияк потребителю
Качество продукции как соответствие стандартам
ФОРМИРОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА
Конец 20-е – 50-е годы
Статистический контроль качества
Цель: увеличить выход качественных изделийв технологических процессах
Качество продукции как соответствие стандартам и стабильности процессов
Основные представители формирования системы управления качества.
Фредерик Винслоу Тэйлор (1856-1915)
Основные положения труда Тэйлора:
1. В управлении и принятии решений используй все тебе доступное.
2. Анализируй рабочие операцииподробнейшим образом.
3. Освобождайся от всего, что мешает работе.
В 1911 г. опубликовал книгу Принципы научного менеджмента «ThePrinciplesofScientificManagement»)
Уолтер Эндрю Шухарт (1891—1967)
• Применение статистики (основоположник статического контроля).
• Постоянное улучшение качества с применениемциклаPDCA
Методы Шухарта позволяли проследить процессы производства во всех фазах и, таким образом вовремя заметить все возможные изменения, которые могли привести к снижению качества.
Шухарт является основоположником не только статистического контроля процессов, но и современного управления процессами.
Эдвард Уильям Деминг (1900-1993)
Понимание системы.
Структура фирмы, ее внутренние связи должны быть одинаково ясны и приемлемы как для всех работников, так и потребителей, собственников, партнеров и поставщиков.
2. Применение теории статистического контроля. Контрольные карты, статистическое управление процессами, регрессионный и корреляционный анализ и т.д. Высшее руководство должно принять на себя ответственность за то, чтобы все понимали, о чем идет речь и для чего это нужно.
3. Знание вариантов. Богатство форм, способов проявления и существования составляет основу науки о качестве.
4. Прикладная психология. Человеческие отношения, мотивация, конфликты, поведение — все это элементы сложной мозаики успешного управления.
Джозеф Джуран (1904-2008)
американский ученый, который является одним из творцов «японского экономического чуда»
Впервые классифицировал затраты на обеспечение качества:
затраты на предупреждение дефектности,
затраты на оценку качества,
издержки вследствие внутренних отказов
издержки из-за внешних отказов.
Каору Исикава (1915-1989)
Самый известный японский ученый в области качества, типичный
представитель успешного использования американского опыта.
Основные элементы учения и практики:
1. Непосредственное применение основных статистических методов контроля качества.
2. Непосредственное применение усложненных (интеллектуальных) статистических методов.
3. Семь основных (классических) инструментов управления качеством.
4. Цикл Деминга.
5. Теория и практика кружков контроля качества.
6. Полный контроль качества в организации.
7. Преимущества системы полного контроля качества фирмы.
Рыночно-ориентированное
Принцип 4.Процессный подход
•четкое распределение обязанностей и полномочий;
•целенаправленное управление, которое «подстраивается» под потребности следующего процесса или конечного потребителя;
•определение критериев результативности управления –количественных и качественных;
•надежное планирование и прогноз результатов, последствий и рисков.
Логические модели.
Логические модели необходимы в управлении, но формальная логика не может решить проблемы выявления связей в сложных системах и определить все последствия стратегических планов и действий.
2) Регрессионные модели, связывающие один или несколько параметров (причины, аргументы) с другим или другими параметрами (результатами). При этом статистически достоверно должно выполняться условие влияния изменений аргумента на результаты, например, увеличение затрат на рекламу на 10% ведет к росту продаж на 1,5%.
3) Модель вида «Причина и Следствие» («Cause&Effect»).Сущность модели заключается в определении по каждому процессу факторов (причин) на него влияющих, оценке степени их влияния на процессы и общий результат. Исторически эта методология возникла в 1943 г. на основе разработок японского инженера Исикавы.
Рисунок 1. Причинно-следственная модель Исикавы на примере модернизации компании.
На схеме показано, что на результаты модернизации (следствия) влияют три процесса П1, П2, П3, на каждый из которых влияет ряд причин (факторов).
Суть подхода Исикавы в разделении общего процесса на отдельные процессы («кости скелета»), указании факторов (причин), которые на него влияют, оценке удельного вклада каждого фактора в общий результат. На основе этого затем разрабатываются меры по повышению эффективности процесса.
Петля качества
Под петлей качествапонимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы:
•маркетинг;
•проектирование и разработку технических требований, разработку продукции;
•материально-техническое снабжение;
•подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов;
•производство;
•контроль, испытания и обследования;
•упаковку и хранение;
•реализацию и распределение продукцию;
•монтаж; эксплуатацию;
•техническую помощь и обслуживание;
•утилизация.
Виды контроля
· входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);
· приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;
· входной контроль применяемых материалов, изделий;
· операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;
· оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ.
«Организация строительного производства» необходимо систематически проводить
· входной контроль,
· операционный (или промежуточный), сопровождаемый лабораторным и геодезическим контролем,
· приемочный (с оценкой качества проведенных работ)
· инспекционный.
ISO 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»
Требования стандарта носят общий характер и могут быть применены по отношению к организациям всех типов и размеров, вне зависимости от того, какого рода продукцию или услуги они предлагают.
Методы аудита
• Обследование всех процессов деятельностиподразделений.
• Последовательный аудит каждого процесса в разныхподразделениях организации позволяет обеспечитьвзаимодействия процессов системы менеджмента.
• Аудитор имеет возможность «проследить» весь процесс с учётом структуры организации иполучить информацию о взаимодействииподразделений в рамках процессов.
Качество -это
•Совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворить потребности.
•Степень соответствия присущих характеристик требованиям, где требование –это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (ISO 9000:2000)
Показатели качества продукции
Обобщающие:
•сортность;
•марка;
•класс;
•содержание полезного вещества;
•доля продукции, соответствующая мировым стандартам
Единичные:
•показатели предметов труда;
•показатели средств труда