Социологические и маркетинговые исследования

Методические основы социологических и маркетинговых исследований. Сущность, цели и задачи социологических и маркетинговых исследований. Основ­ные направления исследований. Информационное обеспечение в маркетинге. Разработка программы и рабочего плана исследования. Обоснование и расчет выборки. Методы анализа в маркетинговых исследованиях Обработка и анализ маркетинговой информации. Прикладные маркетинговые исследования. Отчет о маркетинговых исследованиях. Использование программных продуктов и баз данных в маркетинговых исследованиях.

Маркетинг товаров производственного назначения

Концепции промышленного маркетинга. Мировой опыт развития промышленного маркетинга. Состояние и перспективы развития отраслевых рынков в России.

Прогнозирование спроса на средства производства. Производственный спрос. Сегментирование корпоративного рынка. Использование карт позиционирования для выбора стратегии охвата рынка. Конкурентоспособность промышленной продукции. Жизненный цикл товаров производственного назначения. Стратегия развития продуктового ряда.

Методы и стратегии ценообразования в промышленном маркетинге. Организационные структуры маркетинга на промышленном предприятии. Управление запасами и организация заказов. Ценовая дискриминация на средства производства. Характеристика и особенности клиентского рынка в России. Моделирование поведения организации-потребителя на товарном рынке. Стандартизация и сертификация товаров производственного назначения. Промышленные инновации и патентная защита.

Антимонопольное регулирование отраслевых рынков в России. Организация промышленного маркетинга на фирмах и предприятиях России. Сервиз в промышленном маркетинге. Роль и функции оптовой торговли товарами производственного назначения. Организационные формы оптовой торговли средствами производства.

Стратегический маркетинг

Определение и сущность стратегического маркетинга. Концепции и функции стратегического маркетинга. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятием. Концепция холистического маркетинга. Маркетинговая среда компании, анализ внешней среды: рынка и его динамики, потребностей и потребителей, продукта, конкуренции, распределения, продвижения, макросреды.

Маркетинговая стратегия. Базисные маркетинговые стратегии. Факторы формирования маркетинговой стратегии. Этапы разработки маркетинговой стратегии. Стратегии маркетинга на корпоративном уровне Портфельные стратегии. Портфельный анализ. Наступательная, оборонительная стратегии, стратегия деинвестирования. Стратегии роста Ансоффа. Матрица Ансоффа. Стратегии специализированной, концентрированной, фрагментарной и бесперспективной деятельности. Стратегии роста Котлера: стратегии интенсивного роста, роста за счет интеграции, стратегия диверсификации.

Понятие конкурентных преимуществ. Общая конкурентная матрица и конкурентные стратегии. Модель конкурентных сил Портера. Матрица конкурентных преимуществ. Концепция стрежневых компетенций. Стратегии маркетинга на функциональном уровне. Стратегии сегментации. Классификация рынков, используемая при сегментировании. Критерии сегментации. Стратегии позиционирования. Стратегии маркетинга на инструментальном уровне. Сущность стратегий комплекса маркетинга. Продуктовые стратегии. Стратегии распределения. Стратегии продвижения. Ценовые стратегии.

Сущность операционного плана маркетинга. Разработка маркетинговой программы и ее связь с маркетинговой стратегией (тактический маркетинг).

2.2.3 Программа подготовки «Управление инновационным проектом»

Теория инноваций.

Экономическая сущность инноваций. Роль инноваций в развитии экономики. Классификация инноваций как предпосылка принятия рациональных управленческих решений.Основы теории циклов делового и научно-технологического развития.Основные положения теории М. Кондратьева, Й. Шумпетера, Г. Менша, К. Фримена, А. Кляйнкнехта. Эволюционная экономическая теория как исследовательское направление в теории инноваций.Современные теории экономического роста. Технический прогресс в эндогенных теориях экономического роста. Модель Эрроу-Ромера «обучение посредством практики». Модель Лукаса-Узавы с накоплением человеческого капитала. Диффузия технологии, технологические изменения и улучшение качества продуктов (подходы Гроссмана-Хэлпмана, Агийона-Хоувитта).

Структура инновационного процесса. Модели инновационного процесса: линейная, линейно последовательная, соединяющая, интегрированная, полностью интегрированная. Основные этапы инновационного процесса и источники их финансирования. Характеристика факторов, влияющих на длительность инновационного процесса.

Концепции национальных и региональных инновационных систем.Роль государственной инновационной политики в формировании НИС.Инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности. Проблемы в функционировании институтов развития в России. Региональный уровень государственной инновационной политики РФ. Государственное регулирование инновационной деятельности в Белгородской области. Инновационная политика государства. Инструменты государственной инновационной политики.

Бизнес-планирование

Планирование: понятие, цели, принципы. Необходимость бизнес-планирования в условиях рыночных отношений. Классификация бизнес-планов. Методы бизнес-планирования. Рекомендации по написанию бизнес-плана. Организация процесса инвестиционного бизнес-планирования.

Оформление и структура разделов бизнес-плана. Резюме проекта. Описание предприятия, его окружения. Описание продукта. Анализ рынка, маркетинг и продажи. Организационный план. План производства. Финансовый план. Экономическая и финансовая оценка эффективности деятельности предприятия. Риски проекта, их минимизация и правовое обеспечение. Календарный план реализации инвестиционного проекта. Оформление приложений.

Пакеты прикладных программ по бизнес-планированию. Назначение аналитической системы Project-Expert. Подготовка и алгоритм составления бизнес-проекта в программе Project-Expert.

Венчурное инвестирование

Сущность и особенности венчурного бизнеса. Виды венчурных инвестиций. Источники венчурного капитала.

Российская венчурная компания (РВК), ее цели и приоритетные направления инвестирования. Фонд посевных инвестиций РВК. Жизненный цикл венчурного фонда.

Схема венчурного финансирования. Отбор проектов для венчурного инвестирования. Участие венчурного инвестора в проекте. Объемы инвестиций в зависимости от стадий развития инноваций и секторов экономики. Особенности выхода венчурного инвестора из проекта. Региональные венчурные фонды РФ. Зарубежный опыт венчурного инвестирования. Примеры венчурного инвестирования в России.

Наши рекомендации