Менеджмент в современной россии
Российская модель управления хорошо описана в работе А. Прохорова «Русская модель управления».
Как относились в постсоветской России к западным идеям и опыту в области менеджмента? _________________________________
Что отличает Homo Post-Soveticus? _________________________
Какова роль российской культуры в системе современного менеджмента? _________________________________________________
Перечислите основные рекомендации западным менеджерам, работающим с русскими коллективами. Насколько они правильны с Вашей точки зрения? _________________________________________
Какие актуальные проблемы менеджмента в России и пути их решения выделяют эксперты? __________________________________
Каковы перспективы развития российской модели менеджмента?
Особенности профессиональной подготовки менеджеров в
России: _____________________________________________________
Источники по данной теме:
1. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент: Учебник для вузов. 2-е издание. – СПб: Питер, 2008.– 480 с.
2. Кравченко А.И. История менеджмента. Издание 8-е. – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.
3. Прохоров А. Русская модель управления – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013. – 492 с.
Дополнительные источники:
1. Мещеряков А.Н. Основные параметры японской цивилизационной модели // История и современность. – 2006. – № 1. – С. 98-128.
2. Мещеряков А.Н. Самоидентификация японцев в отношениях с западом и приемы преодоления национальных комплексов // Историческая психология и социология истории. 2009. – Т. 2. – № 2. –
С. 27-41.
3. Розмаинский И.В.«Homo Post-Soveticus»: Основные характеристики экономического поведения с точки зрения институционально-посткейнсианского подхода // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Том 5 (№ 1). – 2007. – С. 28-40. URL – http://publications.hse.ru/articles/74956933.
4. Спандарьян В. Деловая Япония. – М.: Мысль, 1991. – 252с.
5. Тело японца: от патернализации к национализации. Текст лекции выдающегося япониста - доктора исторических наук, профессора РГГУ, сотрудника кафедры истории и филологии Дальнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ Александра Николаевича Мещерякова, прочитанная 9 февраля 2012 года в клубе ZaVtra (ПирОГИ на Сретенке) в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». http://polit.ru/article/2012/03/29/meshcheryakov/.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
Введение в менеджмент
Цель:
– изучить основные категории менеджмента;
– изучить основные принципы менеджмента;
– изучить основные закономерности менеджмента;
– получить навыки определения субъекта и объекта управления.
Основные понятия и термины:
– цель, объект, предмет и субъект управления;
– принципы менеджмента;
– закономерности менеджмента;
– инфраструктура менеджмента;
– интеграция;
– эффективность.
Менеджмент осуществляется в организации.
Основные составляющие любой организации:
_______________, входящие в данную организацию, _____________, на решение которых направлена деятельность данной организации, _______________, которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач.
Организация | это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Цель | идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Новая философская энциклопедия |
Цель | это желаемое состояние, которого стремится достичь организация. Ричард Дафт |
Эффективно разработанные цели организации образуют _______
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.
Субъект | (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель деятельности, сознания и познания. Новая философская энциклопедия |
Субъект управления | управленец, организующий принятие и реализацию управленческих решений, определяющих деятельность объекта управления Борис Григорьевич Литвак |
Объект | (позднелат. Objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; во-вторых, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют разные типы объектов и соответственно разные типы субъектно-объектных отношений. Объектом может быть физическая вещь, существующая в пространстве и времени, объективно-реальная ситуация. Это может быть собственное тело субъекта. Объектами могут быть состояния сознания субъекта и даже его Я в целом. В этом качестве могут выступать другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы. Новая философская энциклопедия |
Объект управления | пять групп функциональных процессов, которые присущи любой организации: • производство; • маркетинг; • финансы; • работа с кадрами; • эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности). Олег Самуилович Виханский, Александр Иванович Наумов |
Предмет управления более узок, чем объект. В предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки.
Предмет управления – это то, на что направлена деятельность, внимание субъекта управления.
Основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов, называются ___________________________________________________________.
Закономерности | относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. Новая философская энциклопедия |
Закономерности управления | повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, проявляющиеся в виде объективных тенденций, определяющих основных линию развития организации. Александр Петрович Егоршин |
Перечислите закономерности управления: ___________________
Инфраструктура менеджмента – это: ________________________
В чем состоит сущность интеграции? _______________________
Интегрированные системы управления – это: ________________
Микулаш Седлак отмечает, что: «При определении содержания теории менеджмента следует исходить из постулата, что в каждой организации существует система (подсистема) управления, которую надо изучать в статике (организационная структура) и динамике (процесс управления). Основой системы управления является процесс менеджмента, включающий различные действия, выполняемые менеджерами».
Система | (от греч. σύστεμα – целое, составленное из частей, соединение) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Новая философская энциклопедия |
Дайте определение понятию «система управления» в научной литературе по менеджменту с указанием источника: ______________
Процесс управления | это последовательность управленческих актов (! актов, а не операций), включающих подготовку, принятие и реализацию управленческих решений Борис Григорьевич Литвак |
Современный состав видов менеджмента организации многообразен. А.Н. Стерлигова в своем исследовании показала, что существует около 284 видов менеджмента, большинство выявленных видов менеджмента (76%) имеют оригинальные названия. Это:
– антикризисное управление;
– государственное управление;
– инвестиционный менеджмент;
– инновационный менеджмент.
Перечислите в качестве примера десять видов менеджмента:
Функции управления | особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Александр Петрович Егоршин |
Основные функции менеджмента: _________________________
Результативность менеджмента определяется с помощью оценки его эффективности.
Эффективность управления | совокупность оценочных показателей управления, определяемых посредством сопоставления результата (экономики) и затрат на его достижение. Александр Петрович Егоршин |
Источники по данной теме:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 656 с.
2. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Электронный учебник. – Нижний Новгород: НИМБ, 2009. – 124 с.
3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. Интернет-версия издания http://iph.ras.ru/enc.htm
4. Стерлигова А.Н. Современный состав видов менеджмента организации // Вестник университета (Государственный университет управления). – № 4 (17). – 2006. – С. 183-194.