Принципы теорий финансового менеджмента
Ранг | Теории | Принципы |
Теория деривативов | Будущее финансовых активов должно быть надежно застраховано. | |
AP-теория С. Росса | Доходность рискоемких акций зависит от многих факторов, причем по-разному. | |
CAP-теория У. Шарпа | Сравниваться должны доходности и рискованности акций. | |
DCF-теория Дж. Вильямса | Каждый денежный поток должен оцениваться с позиции будущего. | |
ROIC-теория | Существует одна привилегированная интегральная характеристика деятельности фирмы. |
В силу особой специфики теорий финансового менеджмента, включающих непростые для вербального истолкования математические формулы, мы решили ограничиться всего лишь пятью теориями. ROIC-теория претендует на определение универсальной финансовой характеристики. У показателя ROIC немало соперников, в частности, средневзвешенная стоимость капитала и эффективная добавленная стоимость. Все эти три показателя то и дело переживают очередное обновление. Но, в конечном счете, выясняется, что каждый из них характеризует лишь одну сторону финансового менеджмента, причем не самым детальным образом. По критерию детальности следует предпочесть другие теории.
Основная парадигма финансовая менеджмента была задана DCF-теорией семьдесят лет тому назад, затем она была модифицирована в CAP-теории и AP-теории. Судя по новейшим тенденциям развития современного менеджмента, заданная DCF-теорией парадигма непременно будет преобразована в соответствии с теорией деривативов. На наш взгляд, именно она приобретает в финансовом менеджменте ключевое значение. Таким образом, на наш взгляд, строй теорий финансового менеджмента следует представить в следующем виде:
Теория деривативов ð AP-теория ð
ð CAP-теория ð DCF-теория ð ROIC-теория
Финансовые потоки выражают специфику бизнеса в большей степени, чем что-либо другое. Но они представляют собой некоторый процесс с соответствующими дискретностями и квантификациями. Освоиться с ними задача финансового менеджмента. В этой связи возникает масса вопросов, взаимосвязанных с пониманием соотношения настоящего и будущего. В менеджменте будущее проектируется с позиций настоящего. Но при этом настоявшее берется не само по себе, а в мысленно скорректированном виде, ибо оно, как правило, не устраивает людей. Будущее должно стать более благоприятным для человека, чем настоящее. Итак, будущее проектируется на основе мысленно трансформированного настоящего. А это означает, что будущие финансовые активы подсчитываются, строго говоря, не с позиций настоящего, а более замысловато. Все сторонники финансового менеджмента полагают, что будущее оценивается с позиций настоящего. Но в концептуальном отношении доминирует как раз будущее, а не настоящее. Настоящее и будущее оказываются как бы закольцованными в общий для них концептуальный круг. Именно в нем необходимо освоиться разработчикам теорий финансового менеджмента.
Дискурс
Вы полагаете, что менеджеры не вполне успешно справились с осмыслением соотношения настоящего и будущего в области управления финансовыми потоками. Почему, на Ваш взгляд, это произошло?
Речь идет о процессе, довольно сложном для концептуального осмысления. Этому обстоятельству далеко не всегда придается должного значения даже профессиональными менеджерами. Если это имеет место, то их собственные издержки, помноженные на недостаточную компетенцию людей, далеких от менеджмента, приводят к нежелательным явлениям уже далеко не рядового масштаба.
Не могли бы Вы пояснить свою позицию. В чем именно Вы обвиняете менеджеров?
Язык обвинений уместен разве что в суде. В данном случае речь идет не об обвинениях, а о научной критике. Ошибка некоторых менеджеров состояла в недооценке актуальности института деривативов. Характеристика их в качестве вторичных финансовых инструментов оказалась не лишенной налета поверхностности.
Вторичные финансовые инструменты важнее первичных, базовых?
Какие факторы более значимы, зависит от конкретной ситуации.
Как исправлять допущенную ошибку? По-моему, введением института деривативов в правовое русло.
Я оцениваю ситуацию несколько по-другому. Ошибка, о которой мы говорим с Вами, имеет не столько правовые, сколько концептуальные основания. Мы все еще недостаточно пониманием концептуальное содержание финансового менеджмента, в результате делаем грубые ошибки, в том числе и в правовой области.
Выводы
1. Процесс, преобразовывающий настоящее в будущее, должен определенным образом осмысливаться и квантифицироваться.
2. Дисконтированный денежный поток представляет собой оценку его будущего состояния с позиций настоящего.
3. Согласно САРМ, ожидаемый доход по акциям зависит от процента, который выплачивается по безрисковым инвестициям, и от премии за риск.
4. Рискоемкие акции неодинаково чувствительны к различным факторам.
5. Деривативы не обладают всего лишь вспомогательным значением.
6. Строй теорий финансового менеджмента может быть представлен в следующем виде: Теория деривативов ð AP-теория ð CAP-теория ð DCF-теория ð ROIC-теория.
Концепты
Дисконтированный денежный поток
Аппроксимации ceteris paribus
Деривативы
Форварды
Опцион
Своп
Теории качества
Теория всеобщего управления качеством. В 1980-ые и последующие годы одно из центральных мест в менеджменте заняли теории управления качеством. Вождем качественной революции был американский ученый Эдвардс Деминг. По иронии судьбы его идеи первоначально были приняты не в США, а в Японии. После второй мировой войны в связи с падением производства в США основное внимание уделяли росту производства товаров, качество которых считалось вполне приемлемым. Качество же товаров, выпускаемых японскими фирмами, считалось крайне низким. В этих условиях консультации Деминга оказались весьма уместными для японских фирм. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management – TQM) стало фирменным знаком японских фирм уже в 1960-х годах. На своей родине Деминг получил широкую известность лишь в 1980-х годах, когда он возглавил борьбу за ограничение потока высококачественных японских товаров на американский рынок. В эти же годы TQM стала популярной в Европе, а также, в 1990-х годах, в обновленной России.
Основополагающие идеи различных вариантов менеджмента качества одни и те же: главнейшей целью является удовлетворение запросов потребителей, но она может быть достигнута лишь при соответствующей работе всего персонала, которая должна эффективно контролироваться. Просчеты совершаются не потому, что отдельные работники ошибаются, а постольку, поскольку деятельность фирмы не пронизана концептом качества. По-настоящему актуальным является не улучшение качества товаров, а всеобщее, тотальное управление качеством. Качество товара – это не заданная величина, оно всегда может быть улучшено. В рамках практики TQM важнейшее значение приобретает пакет стандартов ИСО[173] 9000, разработанных Международной организацией по стандартизации. ИСО 9000 – один из важнейших путей действенной реализации управления качеством и его контроля. Основу теории всеобщего управления качеством составляют идеи Деминга[174], в частности, 14 принципов которые мы приводим в сокращенном виде.
1. Четко и ясно формулируйте свои долгосрочные намерения.
2. Примите новую философию качества.
3. Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества.
4. Ориентируйтесь не на низкие цены товаров, а на поставщиков, с которыми можно строить доверительные отношения.
5. Учредите тренинги на всех уровнях.
6. Идентифицируйте проблемы и, преодолевая их, непрерывно улучшайте менеджмент качества.
7. Будьте умелыми руководителями, а не наблюдателями и менторами.
8. Вселяйте в работников уверенность.
9. Ликвидируйте барьеры между отделами.
10. Избавьтесь от призывов, лозунгов и количественных показателей, не относящихся непосредственно к качеству товаров.
11. Минимизируйте рабочие стандарты и количественные показатели на производстве, не заслоняйте качество количественными параметрами.
12. Воспитывайте у сотрудников гордость за их мастерство.
13. Поощряйте непрерывное образование работников и их стремление к самосовершенствованию.
14. Предпринимайте меры для производства необходимых трансформаций, поощряйте новое.
Главная идея теории Деминга состоит в изначальности стратегия повышения качества по отношению к стратегии снижения издержек. Первично качество, а издержки вторичны. Но часто за первичное принимают издержки. Большое значение Деминг возлагал на институт знания. Менеджер должен понимать все стадии процесса обеспечения высокого качества, знать пути изменения качества, развивать свои собственные представления о теории менеджмента, иметь глубокие познания в области психологии. Как видим, Деминг одной из составляющих познания менеджера называл метаменеджмент (познания о самой теории). Он сетовал, что мир тонет во все увеличивающемся потоке информации, но пассивен в преобразовании ее в знания, теорию. Но без теории практический опыт не обладает смыслом, а также не может быть налажен процесс обучения.
По Демингу, семь смертельных болезней, или грехов фирмы составляют:
1. отсутствие долговременной цели,
2. акцент на краткосрочные выгоды,
3. ежегодные котировки, использование личной системы оценок,
4. высокая мобильность (частый переход из одной фирмы в другую),
5. пренебрежение показателями, неизвестными менеджеру или же не поддающимися ясной квантификации,
6. повышенные социальные издержки, в частности, на медицинское обслуживание,
7. повышенные издержки, связанные с оплатой услуг юристов.
Не столь смертельными, но также существенными изъянами являются:
1. пренебрежение перспективным планированием,
2. стремление разрешить проблемы чисто технологическим путем,
3. следование примерам, образцами, а не теории,
4. придумывание исключений («наши проблемы другие»).
В последние годы своей жизни Деминг с особым удовольствием демонстрировал свою приверженность к афористическим выводам. Приведем лишь некоторые из них, а именно, те, которые имеют явный философский привкус.
Теория незаменима. Самые главные вещи не измеримы. Опыт сам по себе ничему не учит. Для понимания информации необходим метод. Изучение рождает надежду. Извлекайте пользу из дефектов. Система должна управляться. Высшие проблемы скрыты в менеджменте. И т.д.
Разумеется, теория всемерного управления качеством, в частности, в том ее варианте, в котором она представлена Демингом, не является единственной, ориентированной на проблему качества. В этой связи заслуживают рассмотрения также теории непрерывного улучшения качества (кайдзен), лин производства, производства точно в срок, шести сигм.
Кайдзен-теория. Кайдзен дословно означает – изменяй (кай) ради улучшений (дзен). В наиболее разработанном виде кайдзен-теорию представил Массаки Имаи[175]. Пятью основными компонентами кайдзен-теории являются: 1) работа в команде, 2) личная дисциплина, 3) высокое моральное состояние, 4) кружки качества, 5) предложения по улучшению качества. Успех приходит к тем, кто, во-первых, снижает издержки производства, во-вторых, стандартизирует его, в-третьих, и это самое главное, организует свое рабочее место в соответствии с 5 ценностями: 1) опрятность, 2) порядок, 3) чистота, 4) очистка согласно стандартам, 5) дисциплина. Так как все эти ценности начинаются в японском произношении со звука «s», то говорят о 5S-теории. Основной смысл кайдзен–теории состоит в ориентации не на технологии, а на людей.
Теория лин. Теория лин (от англ. lean – бережливое) производства является дальнейшим развитием кайдзен-теории. Ценности последней признаются и даже пропагандируются. Но к ним добавляются новые, в частности, такие, как бережливость (ничего лишнего), своевременность осуществления каждой операции, исключительная тщательность и гибкость[176].
JIT-теория. Теория лин производства тесно смыкается с JIT[177]-теорией, согласно которой каждая операция должна совершаться точно в срок. В кратчайшем изложении JIT-теория ориентирует на осуществление необходимых пропорций в нужном месте, достигая необходимых эффектов за наименьшее время.
Теория шести сигм. Эта теория добавляет к теории лин производства требование допустимости лишь известного отклонения от избранного в качестве образцового качества продукции. В этой связи использует спектр особых величин, квадратичных отклонений, которые принято обозначать греческой буквой сигма (σ). Каждая величина квадратичного отклонения определяет число дефектов, допустимых на миллион операций. Пропорции таковы: 1σ – 691.462, 2σ – 308.537, 3σ – 066.807, 4σ – 006.210, 5σ – 233, 6σ – 3,4, 7σ – 0,019. Таким образом, требование шести сигм допускает не более 3,4 дефекта на миллион операций.
8D-концепция. С теорией шести сигм часто сопоставляют 8D-концепцию, которая также предлагает систему мер по улучшению качества выпускаемой продукции. Речь идет о восьми последовательных шагах (Disziplines), являющихся ответом на некоторую рекламацию: 1) сформируйте команду для разрешения проблемы, 2) выявите и опишите проблему, 3) примите предварительные меры, 4) посредством эксперимента, тестирования и сравнений выявите причину выпуска некачественной продукции, 5) выберите и проверьте коррективные меры, 6) внедрите их, 7) примите меры по недопущению ошибок, 8) оцените усилия группы и ее членов по искоренению ошибки. 8D-процедура использовалась в США в годы второй мировой войны. В последствии она неоднократно уточнялась. Очевидно, что каждая из описанных выше акций предполагает целый ряд мер, при осуществлении которых выявляются многочисленные проблемные аспекты.
Теория бенчмаркинга[178]. Ориентация на концепт качества привела к идее выделения лучших практик, составляющая сердцевину бенчмаркинга. Важными вехами в развитии бенчмаркинга стали книги Ричарда Лэстера (совместно с сотрудниками) и Роберт Кэмпа[179]. По смыслу самого слова «бенчмаркинг», прежде всего, необходимо определить точку отсчета, т.е. зафиксировать положение фирмы, компании или их подразделений. Но это лишь начальная фаза бенчмаркинга. Второй этап предполагает нахождение образцов как внутри компании, так и за ее пределами. На третьем этапе разрабатывается стратегия собственного достижения образцового состояния.
Лэстер выделил семь способов бенчмаркинга: 1) непрерывное и одновременное снижение себестоимости товаров, повышение их качества, улучшение сервиса и введение инноваций, 2) ломка барьеров между отделами фирмы, 3) устранение лишних звеньев организационных иерархий, 4) тесная связь с клиентами и поставщиками, 5) разумное использование новых технологий, 6) определение желаемого сочетания ранее указанных способов, т.е. нахождение его фокуса, 7) преумножение человеческого капитала.
Кэмп выделил 12 стадий бенчмаркинга: 1) определение будущего состояние, 2) определение процесса его достижения, 3) идентификация потенциальных партнеров, 4) идентификация источников данных, 5) сбор данных и выбор партнеров, 6) определение расстояния до образца, 7) определение особенностей процесса, 8) наметка будущих достижений, 9) действия во имя их достижений, 10) приспособление к достигнутому состоянию, 11) обеспечение новое функционирования, 12) обзор сделанного и повторная его проверка.
BSC-теория Каплана-Нортона. Теория сбалансированной системы показателей эффективности, BSC[180]-теория была развита в 1992 году Робертом Капланом и Давидом Нортоном[181]. Основная идея их теории состоит в том, что эффективное поведение не ограничивается одним показателем. Следовательно, необходима система показателей. Причем все они должны тем или иным путем измеряться. В случае отсутствия измерений эффективное поведение затруднительно. Но прежде чем измерять, надо определиться с тем, что именно следует измерить. Кандидатов на измерение сотни и даже тысячи. Каплану и Нортону необходимо было сделать нелегкий выбор. В этой связи они определили четыре основные сферы BSC-теории: 1) финансовую, 2) клиентурную, 3) внутренне-организационную, 4) обучения персонала и развития корпоративной культуры. Каждый из этих аспектов дифференцируется на а) задачи, б) измерения, в) целевые показатели, г) инициативы. Для характеристики каждой сферы используются несколько основных показателей, как правило, их всего два, например, оборот и издержки для финансовой сферы, удовлетворенность клиентов и время выполнения заказов – для клиентурной сферы, качество процесса и его скорость – для внутренне организационной сферы, доля новых продуктов и текучесть кадров. Однако для вычисления основных показателей необходимы десятки других. Важнейшее значение имеет в рамках BSC-теории задание стратегических показателей, например, ставится задача снижения числа рекламаций за год на 10%.
Сами основатели BSC-теории неоднократно подчеркивали ее стратегический потенциал. В этой связи они развили методику стратегических карт[182]. На этих картах указываются все четыре сферы BSC-теории, но применительно к каждой из них указываются исключительно перспективы, по четыре на каждую область и только для клиентурной сферы приводится 8 перспектив. Еще одна особенность этих карт состоит в том, что причинно-следственные связи, изображаемые стрелками, направляются по вектору: перспективы обучения и образования → перспективы внутренние → перспективы клиентов → финансовые перспективы. Надо полагать, руководствуясь системным методом, следовало изобразить и обратные связи.
BSC-теория, безусловно, обладает многочисленными достоинствами. Можно отметить в этой связи, что она учитывает взаимодействие противоречивых, но взаимосвязанных друг с другом сил, а также соотношение монетарных и немонетарных показателей. Но она связана и со значительными угрозами. Выбор показателей эффективности во многом является произвольным. В этом деле необходима постоянная бдительность и опора на развитую теорию. Еще одной слабостью BSC-теории в ее авторской интерпретации является отсутствие учета состояний риска и неопределенности. Впрочем, такой учет в рамках BSC-теории вполне возможен. Было бы неверно расценивать ее как нечто безальтернативное.
Философская оценка.
Таблица 3.7