Принципы финансового менеджмента

1. Принцип «время — деньги»реализуется в двух аспектах.

- Со временем деньги теряют (или увеличивают) свою ценность из-за инфляции (дефляции), изменения рыночной конъюнктуры и других факторов.

- Чем быстрее товарный и денежный оборот, тем больше экономия денег или мобилизация (высвобождение) финансовых ресурсов. И наоборот, замедление оборачиваемости влечет убытки или иммобилизацию (дополнительное вложение) денег.

2. Принцип соотношения доходности и риска. Жесткое правило гласит: чем выше доходность, тем выше риск потери доходов.

3. Принцип «финансового рычага»s характеризующий соотношение собственных и заемных источников, гласит: чем больше доля заемных средств, тем выше эффект финансового рычага, но тем и меньше надежность и финансовая устойчивость предприятия. Эффект финансового рычага зависит не только от доли, но и от цены заемных средств, т.е процента за кредит. Последний, как правило, должен быть меньше нормы прибыли на собственный капитал. В итоге эффект финансового рычага составит разницу в уровне рентабельности собственных средств в варианте привлечения или отсутствия кредита.

4. Принцип действия производственного, или «операционного рычага»и соответственно — эффекта этого рычага связан с соотношением условно-постоянных и переменных затрат, прежде всего в составе коммерческой себестоимости.

Положительный эффект операционного рычага возникает только при росте объема производства за счет экстенсивного фактора, равного экономии от относительного снижения услов­но-постоянных затрат.

5. Принцип страхования рисков путем резервированияотносится и к доходам, и к расходам. Чтобы вскрыть резервы (получить доход), надо сначала их скрыть (предусмотреть расход или «заморозить» известную часть доходов).

6. Следующий принцип связан с сущностью и оценкой финансовых ресурсов. Назовем его принципом «цены капитала»,или принципом «финансового магнита», подбирающего и притягиваю­щего все денежные источники.

7. Принцип «перманентного балансирования доходов и расходов»с непреложностью действует и в перспективном, и в текущем, и в оперативном планировании, а также в реализации планово-прогнозных балансов.

Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется используемой информационной базой и зависит от нее. В свою очередь формирование информаци­онной базы финансового менеджмента на предприятии представля­ет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих ин­формативных показателей, ориентированных как на принятие стра­тегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Формирование системы информативных показателей финансо­вого менеджмента для конкретного предприятия связано с его от­раслевыми особенностями, организационно-правовой формой, объ­емом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, вклю­чаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе применительно к прак­тической деятельности конкретного предприятия.

К первой группе относятся показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования усло­вий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой дея­тельности.

К этой группе относятся следующие показатели:

- объем доходов государственного бюджета;

-объем расходов государственного бюджета;
- объем размера бюджетного дефицита;

- объем эмиссии денег;

- денежные доходы населения;

- вклады населения в банках;
- индекс инфляции;

- учетная ставка ЦБ России.

Формирование показателей этой группы основывается на пуб­ликации данных государственной статистики.

Ко второй группе относятся основные информативные показате­ли, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия.

Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности.

К этой группе относятся следующие показатели:

- индекс цен на продукцию;

- ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

- общая стоимость активов, в том числе оборотных;

- общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;

- объем произведенной (реализованной) продукции и др.

К данной группе целесообразно отнести показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.

Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес -справки, предоставляемые на рынке инфор­мационных услуг.

К третьей группе относятся показатели, характеризующие конъ­юнктуру финансового рынка.

Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления крат­косрочных финансовых вложений и других операций.

К этой группе относятся следующие показатели:

- виды основных котируемых фондовых инструментов (акции облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

- котируемые цены спроса и предложения основных видов фон­довых инструментов;

- цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;

- сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;

- депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;

- официальные курсы отдельных валют;

- курсы покупки-продажи отдельных валют на межбанковской валютной бирже и в коммерческих банках и т.д.

Источником формирования системы показателей этой группы при необходимости ежедневного использования служат публикации коммерческих изданий, представленных на соответствующих электронных источниках или получаемых по технологиям сетевых кана­лов связи.

К четвертой группе относятся показатели, формируемые из внут­ренних источников информации предприятия по данным управлен­ческого и финансового учета.

Система показателей данной группы составляет информацион­ный базис финансового менеджмента.

Принципы финансового менеджмента - student2.ru На основе этой системы показателей проводятся анализ, про­гнозирование, планирование и принятие оперативных управленче­ских решений по всем направлениям финансовой деятельности

предприятия.

Преимуществом показателей этой группы являются их унифи­цированность, регулярность формирования, высокая степень досто­верности и надежности, что определяется соответствующим стату­сом финансовой отчетности и обобщенными финансовыми показа­телями, рассчитанными на ее основе.

Показатели финансового учета агрегируются в финансовую от­четность и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфра­структуры, выполнять функции инструмента взаимодействия пред­приятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источни­ком финансовых ресурсов предприятия.

Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе документально обоснованных показателей фи­нансового учета в целях предоставления пользователям в удобной и понятной форме для принятия деловых решений своевременной, объек­тивной и достоверной многоаспектной информации о финансовом по­ложении предприятия.

В условиях рыночной экономики финансовая отчетность пред­ставляет интерес для следующих категорий пользователей:

- служащих государственных органов, в обязанности которых
входят вопросы экономического развития региона или отрас­ли, содействия предпринимательству, а также бюджетного финансирования, в частности служащих налоговых органов, осуществляющих проверку правильности расчета налогов и составления отчетности в соответствии с заявленной учетной политикой предприятия;

- собственников, акционеров предприятия, для которых необ­ходимо оценить результативность использования вкладывае­мых ресурсов в целях эффективного регулирования финансо­вой политики предприятия;

- руководителей предприятий, а также финансовых менедже­ров, желающих привлечь инвесторов или получить кредит в банке для развития своего предприятия. Финансовая отчет­ность поможет им квалифицированно разработать и представить инвесторам бизнес-план проекта, по данным отчетности определить потребности в финансовых ресурсах, оценить пра­вильность принятых инвестиционных решений, эффектив­ность структуры капитала, основные направления политики дивидендов;

- поставщиков и покупателей, определяющих надежность дело­вых партнерских связей;

- служащих предприятия, интересующихся данными отчетно­сти с точки зрения оценки перспектив работы на данном предприятии;

- индивидуальных и институциональных кредиторов, инвесто­ров, инвестиционных фондов, страховых компаний, которым финансовая отчетность поможет профессионально оценить эффективность инвестиционных проектов, целесообразность предоставления и продления кредита, условий кредитования в целях усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;

- фондовых бирж, оценивающих информацию, представленную в отчетности, при регистрации или приостановке деятельно­сти предприятия;

- юристов, нуждающихся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодатель­ных норм при распределении прибыли, выплате дивидендов, определении условий пенсионного обеспечения;

- прессы и информационных агентств, обобщающих финансо­вые показатели при подготовке обзоров, оценки тенденций развития, а также статистических показателей в целях анализа деятельности предприятий и отраслей;

- контрольно-ревизионного управления Государственного та­моженного комитета (ГТК) России, анализирующего финан­совую отчетность предприятий в целях проверки и статисти­ческого обобщения внешнеторговых операций за фиксиро­ванный временной период в целом и в разбивке по группам стран, а также экспорта/импорта профилирующих товаров, представленных в натуральном и стоимостном выражении;

- торгово-производственных ассоциаций, использующих отчет­ность для статистических обобщений, сравнительного анализа и оценки результатов деятельности предприятий на отрасле­вом уровне;

- профсоюзов, заинтересованных в отчетной информации для определения или уточнения условий трудовых соглашений и оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;

- консалтинговых фирм, консультантов по финансовым во­просам, использующих отчетность в целях выработки ре­комендаций своим клиентам относительно размещения их капиталов;

- аудиторских служб, проверяющих соответствие данных отчет­ности законодательным требованиям, правилам и стандартам 8 целях защиты интересов инвестора.

Ключевой целью разработки финансовой политики предприятия яв­ляется создание рациональной системы управления финансовыми ре­сурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач его деятельности. Указанные задачи индивидуальны для каждо­го субъекта хозяйствования (например, достижение оптимальной фи­нансовой устойчивости и платежеспособности, рентабельности акти­вов и собственного капитала и др.). Эти аспекты деятельности поддаются управлению с помощью финансового налогового и управ­ленческого учета и анализа.

В современных условиях для многих предприятий характерна опе­ративная форма управления финансами, т. е. управленческие реше­ния представляют собой реакции на текущие проблемы. Такая форма управления финансами вызывает противоречия между интересами предприятия и его партнеров. Поэтому актуальна проблема перехода к управлению денежными ресурсами на основе анализа финансового состояния, постановки стратегических целей деятельности предприя­тия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения в рамках принятой финансовой политики.

Финансовая политика представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, определенных уч­редительными документами (уставом) предприятия. Содержание финансовой полити­ки многогранно и включает следующие звенья:

1) разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетаниевысокой доходности и защиту от предпринимательского риска;

2) определение основных направлений использования финансо­вых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспек­тиву (год и более длительный период). При этом учитывают перспективы развития производственной и коммерческой дея­тельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (на­логообложение, учетная ставка банковского процента, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды в форме еди­ного социального налога, нормы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам и др.);

3) осуществление практических действий, направленных на до­стижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реаль­ных инвестиционных проектов и т. д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансо­вой политики, стратегическими задачами которой являются:

♦ максимизация прибыли;

♦ оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой
устойчивости предприятия;

♦ достижение финансовой прозрачности предприятия для соб­ственников (акционеров, учредителей), инвесторов и кредито­ров;

♦ использование рыночных механизмов привлечения капитала с
помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг;

♦ разработка эффективного механизма управления финансами
(финансового менеджмента) на основе диагностики финансо­вого состояния, бюджетирования и прогнозирования капитала, доходов и расходов с учетом постановки стратегических целей и поиска путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления финансами по­стоянно возникают проблемы гармонизации различных интересов предприятия (его собственников и управленческого персонала), на­личия достаточного объема денежных ресурсов для расширения про­изводства и сохранения высокой платежеспособности. Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую по­литику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую такти­ку. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (свыше одного года) и предпола­гающий решение крупномасштабных задач развития предприятия.

В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции раз­вития предприятия:

• рост объемов производства и продаж;

• лидерство в конкурентной борьбе, что выражается показателями рентабельности капитала и продаж;

• максимизация цены фирмы;

• укрепление финансового состояния, избежание банкротства и больших финансовых потерь;

• определение финансовых отношений с государством (налоговая
политика), банками (кредитная политика) и партнерами (по­ставщиками, покупателями, подрядчиками и др.).

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию спе­циалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение по­ставленных целей. С позиции стратегии формируют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают оперативные управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии от­носят:

• анализ финансово-экономического состояния;

• разработку учетной и налоговой политики;

• выработку кредитной политики;

• управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;

• управление оборотными активами и кредиторской задолженно­стью;

• управление текущими (операционными) издержками, доходами и прибылью;

• ценовую политику;

• выбор дивидендной и инвестиционной политики.

Однако выбор той или иной стратегии еще не гарантирует получе­ние прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних фак­торов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, бюджет­ной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основ­ных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и пла­тежеспособность.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач кон­кретного этапа развития предприятия путем своевременного измене­ния способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подраз­делениями (филиалами). При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вы­зывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегия и тактика финансовой поли­тики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Такти­ческими целями, достижение которых должно обеспечивать управле­ние финансами, являются:

• сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования
денежных средств;

• достаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном
периоде (декада, месяц, квартал, год);

• рентабельность капитала и продаж (конкурентоспособность на
оперативном уровне).

Целью выбора финансовой тактики является определение оптималь­ной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных. За счет данных источников финанси­руют текущую деятельность предприятия. Финансовую политику в кор­поративных структурах (холдинговых компаниях, финансово-промыш­ленных группах и др.) должны осуществлять профессионалы — главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике акционерной компании.

Построение эффективной системы управления финансами яв­ляется главной целью финансовой политики, проводимой на пред­приятии.

Разработка финансовой политики предприятия должна бытьподчинена как стратегическим, так и тактическим целям.

Стратеги­ческими целями финансовой политики являются:

• максимизация прибыли;

• оптимизация структуры источников финансирования;

• обеспечение финансовой устойчивости;

• повышение инвестиционной привлекательности.

Решение краткосрочных и текущих задач требует разработки учетной, налоговой и кредитной политики предприятия, а также политики управления оборотными средствами, кредиторской и де­биторской задолженностями, издержками предприятия, включая выбор способов амортизации.

Наши рекомендации