Принципы организации финансового менеджмента

Современная наука финансового менеджмента к фундаментальным основам основополагающих принципов, лежащих в основе разработки моделей управления финансами организаций, относит:

Ø инвестирование - предполагает, что вложения производятся только в случае, если ожидается доход не меньше среднерыночного;

Ø финансирование - выбранные источники финансирования и их соотношение должны обеспечивать максимальную стоимость фирмы;

Ø принцип распределения дивидендов - заключается в том, что в периоды, когда фирма не может найти проекты, отдача от которых не ниже среднерыночной, вся чистая прибыль может распределяться на дивиденды для самостоятельного поиска путей прибыльных вложений каждым акционером.

С учетом их строится стратегия большинства успешных организаций.

Принципы организации финансового менеджмента состоят из:

1. Организации предпринимательской деятельности - строятся в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, по которым отчет о движении денежных средств должен состоять из денежных потоков трех видов деятельности организации:

2. операционной (основной производственной деятельности;

3. инвестиционной организации;

4. финансовой организации (операции по привлечению капитала, выплат дивидендов, получения и погашения займов и процентов по ним).

Финансовая деятельность любого субъекта во всех сферах начинается с организации. Чем разнообразнее отношения и больше денежные ресурсы, тем сложнее организация финансового менеджмента. Любая организация сводится, прежде всего, к созданию руководящих органов и наделению их определенными функциями и полномочиями. Руководящие органы делятся на: представительные, исполнительные и контрольные. Согласно этим положениям осуществляется организация финансового менеджмента.

Коммерческого расчета - метода хозяйствования организаций в рыночных условиях с целю максимизации получаемой прибыли (улучшении материального благосостояния ее владельцев) и экономической основой коммерческого расчета - многообразием форм собственности с преобладанием частной собственности, обеспечивающей свободу самостоятельного функционирования. Функциональной формой коммерческого расчета является планомерность.

Ни одно образование любой организационно-правовой формы не может работать без предварительно составленного бизнес-плана.

Главным условием коммерческого расчета является рентабельность, т.к. только прибыль служит основой благосостояния собственника организации, а также источником расширенного воспроизводства.

Основными принципами коммерческого расчета выступают:

Ø свобода выбора предпринимательской деятельности в рамках законодательства;

Ø конкуренция;

Ø полная экономическая и оперативная самостоятельность организаций;

Ø рентабельность предпринимательской деятельности;

Ø материальная ответственность и заинтересованность;

Ø финансовый контроль.

Организации финансовой работы - складывается из трех участков:

1. Финансового планирования - составляет основную часть бизнес-плана: начинается с баланса имущества и источников его формирования заканчивается составлением баланса на конец планового периода и включает в себя планирование затрат, объема реализации, прибыли и направлений ее использования.

2. Оперативного регулирования - осуществляется постоянно и включает:

Ø расчеты с покупателями и поставщиками (составление договоров с ними, контроль соблюдения условий и платежной дисциплины);

Ø обеспечение своевременности расчетов по налоговым платежам и страховым взносам по обязательному социальному страхованию, оформление договоров страхования имущества, жизни и здоровья работников;

Ø определение потребности в заемных средствах (кредитах банка, займах у других организаций и граждан);

Ø составление заявок на получение кредита, кредитных договоров, договоров займа;

Ø формирование портфеля ценных бумаг организации;

Ø другие текущие финансовые операции;

3. Учета, контроля и анализа - представляют собой систематический расчет и оценку финансовых показателей с основными задачами:

Ø максимальная мобилизация денежных доходов и повышение эффективности вложенного капитала;

Ø обеспечение интересов учредителей (участников) и других инвесторов;

Ø своевременное и полное выполнение финансовых обязательств перед государством, работниками организации, банками и другими кредиторам;

Ø учет стоимостных потоков;

Ø внутренняя ревизия и контроль (аудит);

Ø подготовка различных видов отчетности;

Ø сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями;

Ø оптимизация и реализация налоговой политики (разработка налоговой политики, планирование и перечисление налогов и сборов, подготовка налоговой отчетности);

Ø минимизация рисков и защиты имущества организации (структурирование рисков, анализ конъюнктуры фондового рынка, разработка планов превентивных мероприятий, формирование страховых фондов и резервов, обеспечение внешнего страхования, внутренний контроль сохранности имущества, анализ инвестиционных проектов);

Ø формирование инвестиционного портфеля клиентов, ?управление портфелем ценных бумаг, привлечение внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности;

Ø обеспечение связи с инвесторами, формирование дивидендной политики.

Принципы бизнес - планов инвестиционных проектов в финансовом менеджменте

Инвестиционный проект представляет собой комплекс документов, детально определяющих цель, задачи, механизм и эффективность использования инвестиций.

Основные характеристики инвестиционного проекта включают:

Ø документарное оформление инвестиционной инициативы;

Ø объект вложения инвестиций, их объём и форма;

Ø ориентацию на достижение определённых инвестиционных целей;

Ø направленность на получение определённых финансовых результатов;

Ø проектный цикл - детерминированность реализации проекта во времени.

Реализуемые инвестиционные проекты классифицируются по:

Ø содержанию;

Ø масштабам;

Ø продолжительности.

Этапы инвестиционных проектов состоят:

1. Пред инвестиционной стадии;

2. Технико-экономического исследования;

3. Технико-экономического обоснования;

4. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект включает в себя следующие документы:

Ø обоснование инвестиций в составе инвестиционного предложения;

Ø технико-экономического обоснования целесообразности инвестиций;

Ø технико-экономическое обоснование проекта;

Ø бизнес-план инвестиционного проекта;

Ø проектно-сметную документацию;

Ø разрешительно - контрактную и другую документацию, обеспечивающую реализацию инвестиционного проекта.

Цель оценки инвестиционного проекта заключается в выводе о целесообразности или нецелесообразности инвестирования с помощью финансово – экономической оценки, для проведения которой необходимы четкие методы оценки инвестиционных проектов.

Основная задача, решаемая при определении финансовой состоятельности проекта, - это оценка его ликвидности.

Важнейшей задачей экономического анализа инвестиционных проектов является расчет будущих денежных потоков, возникающих при реализации произведенной продукции.

Методы оценки инвестиционных проектов предполагают соответствующие основные показатели эффективности:

Ø Чистая текущая стоимость.

Ø Внутренняя норма прибыли.

Ø Индекс прибыльности.

Ø Коэффициент эффективности инвестиций.

Ø Период окупаемости.

Ø Сравнительный анализ проектов различной продолжительности.

При чистой текущей (дисконтированной) стоимости очевидно: для чистого приведенного дохода: NPV> 0 проект следует принять; NPV< 0 - проект не принимается; NPV= 0 - проект не прибылен, но и не убыточен.

Для внутренней норма прибыли IRR при сравнении с ценой привлеченных финансовых ресурсов СС должно выполняться условие:

> СС, то проект следует принять;< СС, проект следует отвергнуть;= СС - проект ни прибыльный, ни убыточный.

Индекс прибыльности, рентабельности (PI) определяется как продолжение метода расчета чистого приведенного дохода - NPV и является относительной величиной.

Коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли (PN) на среднюю величину инвестиции.

Коэффициент выражается в процентах. Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны.

Срок окупаемости инвестиций (РР) – один из наиболее часто применяемых показателей для анализа инвестиционных проектов. Его показатель срока окупаемости можно определить по формуле:

где nу - упрощенный показатель срока окупаемости; размер инвестиций;

Рk - ежегодный чистый доход.

Комплексное использование показателей эффективности инвестиционных проектов в значительной степени снижает уровень инвестиционных и финансовых рисков организации.

Заключение

Финансовый менеджмент, как управление финансовыми ресурсами и отношениями, весьма динамичен. Он охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменения условий финансового рынка, финансовой ситуации, финансового состояния объекта управления. Финансовый менеджмент - это искусство, наука, базирующийся на знании стандартных приемов управления, на умении быстро и правильно оценивать конкретную финансовую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный, выход из этой ситуации, поскольку большинство финансовых решений ориентировано на будущие финансовые успехи компании. В финансовом менеджменте готовых рецептов нет и быть не может, но зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, можно добиться ощутимого успеха для конкретного хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент - это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений, поэтому финансовый менеджмент нельзя сводить только к инвестиционным решениям, а надо рассматривать как интегральное явление, имеющее разные формы проявления. С функциональной точки зрения финансовый менеджмент представляет собой систему экономического управления и часть финансового механизма, с институционным органом управления.

При малом бизнесе для управления финансами достаточна квалификация бухгалтера или экономиста, так как финансовые операции не выходят за рамки обычных безналичных расчётов, основой которых является денежный оборот. Совершенно иная картина с финансами большого бизнеса. В большом бизнесе действует закон перехода количества в качество. Большому бизнесу требуется большой поток капитала и соответственно большой поток потребителей продукции (работ, услуг). При среднем и большом бизнесе, объем, и размах деятельности которого измеряются значительными суммами, преобладают финансовые операции, связанные с инвестициями, движением и преумножением капитала. Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в области финансового бизнеса - финансовые менеджеры (финансовые директора). Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер, приобретая опыт, вырабатывая у себя интуицию и чутьё рынка, становится ключевой фигурой бизнеса. Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Эффективный финансовый менеджмент позволяет формировать высокие темпы производственного развития хозяйствующего субъекта, обеспечивая постоянный рост собственного капитала, существенно повышать конкурентную позицию на рынке, обеспечивать стабильное экономическое развитие в перспективе, но на уровне малых предприятий он еще не развит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие - М.:ДИС, 2007 – 128с.

2. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2005.

3. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра – М., 2009- 343 с.

4. Ефимова О.Е. Финансовый анализ – М.: АО Бизнес школа, 2004

5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 432с.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: «Новое знание», 2000 – 688с.

7. Бакадаров В.Л., Алексеев П.Д., Финансово – экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: издательство «ПРИОР», 2000 – 205с.

8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности – М.: Финансы и статистика. – 2005 –157с.

9. Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия – Алматы «Каржи-Каржат», 2008 – 294с.

Наши рекомендации