Тема 3.2 Организация управленческого труда
Функции и задачи менеджера. Требования к менеджеру. Планирование личного труда руководителя. Сущность и необходимость делегирования полномочий. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.
Методические рекомендации
Для начала изучите функции и задачи менеджера. Функции менеджера, как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее, можно выделить три основные.
Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения.
Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.
Далее требования к менеджеру. К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:
· наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
· компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спроса на продукцию);
· владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках;
· умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений;
· наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
· высокая культура, честность, способность быть образцом во всем;
· умение анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов;
· способность и умение управлять ресурсами организации;
· умение прогнозировать и планировать работу организации;
· владение способами повышения эффективности управления и функционирования организации;
· владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;
· умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;
· хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;
· убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;
· уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;
· инициативность, целеустремленность;
· высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость;
· обаяние, популярность, привлекательность;
· готовность взять на себя ответственность;
· решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;
· знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проницательным и находчивым);
· умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации;
· умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
Затем рассмотрите процесс планирования личного труда руководителя. Далее рассмотрите сущность и необходимость делегирования полномочий. Под делегированием понимается передача полномочий по решению задачи от руководителя к подчиненному. Необходимо помнить, что передаются полномочия, а не ответственность. Делегирование может быть длительным или иметь форму разовых поручений.
Далее изучите порядок проведение бесед, собраний, совещаний, приема посетителей.
Обратите внимание на использование листков памяти при организации управленческого труда. Листы-памятки представляют собой разграфленные листы, на которых в определенном порядке перечисляется то, что должно быть сделано, поручено, перепроверено или изменено. Их используют для повторяющихся работ. Листы-памятки образуют основную структуру, которая может постоянно совершенствоваться, являются накопителем опыта. Они служат инструментом личной подготовки к работе.
Использование листов-памяток:
♦ облегчает выполнение рутинной работы;
♦ дает значительную экономию времени, высвобождая дополнительную энергию;
♦ делает многие дела обозримыми;
♦ исключает необходимость снова и снова обдумывать рутинные процессы ("изобретать велосипед");
♦ исключает то, что какое-либо дело может быть забыто;
♦ дает максимум уверенности при минимуме контроля,
♦ способствует накоплению опыта и совершенствованию стиля работы;
♦ разгружает память.
Разложение работы на отдельные фазы способствует концентрации на наиболее существенном, исключает то, какое-либо дело может быть забыто.
Пример листа-памятки "Подготовка и проведение деловой беседы":
1) подготовить целеустановку к беседе;
2) подготовить необходимую документацию;
3) составить список участников беседы со своей стороны;
4) продумать начало беседы;
5) обозначить возможные "узкие" места у клиента;
6) подготовить свой вариант решения;
7) подготовить возможные возражения клиента;
8) подготовить свои контраргументы, сильные стороны;
9) сделать заметки;
10) выполнить анализ, оценку;
11) выполнить немедленные действия;
12) сделать немедленные поручения;
13) выполнить дальнейшие действия.
Вопросы для самоконтроля
1 Назовите функции и задачи менеджера.
2 Перечислите требования, предъявляемые к менеджеру на предприятии.
3 Опишите процесс планирования личного труда руководителя.
4 Объясните необходимость делегирования полномочий.
5 Охарактеризуйте порядок проведения бесед, собраний, совещаний и приема посетителей руководителем предприятия.
Литература
[5, с.215-223,236-241];[6, с.88-104];[7, с.287-315]; [11, с.135-138]