Раздел 3 Основы управления персоналом

Тема 3.1 Управление персоналом

Сущность понятий «персонал», «кадры». Структура кадров, ее разновидности. Функции кадровой службы.

Набор и отбор персонала. Оценка его работы: методы, проблемы. Текучесть кадров.

Практическая работа №4

Анализ эффективности методов оценки персонала

Методические рекомендации

Раскрыть сущность понятия персонал, кадры, далее изучить структуру кадров, функции кадровой службы. Затем рассмотреть процесс набора, отбора и методы оценки персонала.

Изучение темы заканчивается выполнением практического занятия.

При решении ситуаций необходимо использовать периодические источники в частности журналы «Кадровик» , «Управление персоналом». При этом желательно использовать учебник Управление персоналом организации / Под ред.А.Я. Кибанова. - М.: Инфра – М, 2015. - 638 с.

Пример ситуации

Рассмотрите ситуацию, примите управленческое решение. Обоснуйте свой вариант ответа.

Многие годы предприятием «Белшина» бессменно ру­ководил А. Петров. Перед уходом на пенсию он решил сделать выбор преемника. Предприятие занимало стабильное положе­ние. Укреплялись контакты с иностранными партнерами. В Бо­рисове было создано совместное предприятие. Расширялся ас­сортимент выпускаемой конкурентоспособной продукции. Достойных преемников было несколько. Директор остановился на трех кандидатах: И. Иванове, А. Антонове и В. Цареве (табл. 9). Окончательный выбор его затруднил.

Таблица 9 – Характеристика кандидатов

Характеристика В. Царев А Антонов И.Иванов  
Должность Начальник производственно­го отдела (3 года) Главный инженер (6 лет) Коммерческий директор (1 год)  
   
Возраст  
Карьера Инженер-технолог (4 года) Начальник КБ (4 года) Экономист (4 года)  
Старший экономист (2 года)  
Начальник - лаборатории (3 года) Главный конструктор (11 лет)  
Начальник экономического бюро (4 года)  
Начальник цеха (4 года)  
Начальник цеха (3 года)  
Аспирантура БГЭУ (3 года)  
Начальник отдела сбыта (9 лет)  
Образование Высшее, инженер. кандидат экономических наук Высшее, инженер- конструктор Высшее, менеджер – экономист  
Авторитет Высокий Высокий Высокий  
Стиль работы Кооперативный Доброжелательно-авторитарный Кооперативный  
Предприимчивость Хорошая Исключительная Отличная  
Коммуникабельность Хорошая Хорошая Отличная  

Я считаю, что достойным приемником будет Иванов потому что:

1) его служебная карьера от экономиста до коммерческого директора

2) у его есть навыки руководителя, т. е он сможет организовать работу людей и эффективно ими руководить.

Эффективным руководителем является руководитель, который

отдает распоряжения, служит примером и поровну распределяет риски и трудности

завоевывает уважение без заискивания

увлекает примером; слова не расходятся с делом

Слушает с пониманием; всегда готов обсудить и решить проблемы; приветствует идеи; не жалеет времени, чтобы выслушать человека

Поддерживает и помогает; всегда на вашей стороне; помнит о ваших проблемах

Использует метод работы в команде; помогает группе принимать наилучшие решения; способствует сотрудничеству

Избегает строгого надзора; не переигрывает в роли начальника; не диктует и не угнетает подчиненных чрезмерным педантизмом

Делегирует полномочия; доверяет группе, полагается на суждения ее членов, дает группе возможность принимать решения; верит в способность других людей к творчеству

Общается искренне и прямо; говорит, что думает; его словам можно доверять

Проявляет лучшие человеческие качества; прост и доступен в общении с работниками

3) Стиль работы - кооперативный. Часть полномочий по управлению передана коллективу. Комитет - это тот орган, который наиболее часто используется для функционирования кооперативного стиля руководства. Обычно вопросы управления являются постоянными обязанностями членов комитета. Например, решение вопросов распределения заработной платы может принимать коллегиальный орган-комитет.

4) предприимчивость

Важнейшей чертой предприимчивого менеджера является обостренное чувство нового и умение мыслить категориями экономической эффективности, стремление искать неординарные решения возникающих проблем, проявлять энергию и настойчивость в их достижении, рисковать с пониманием личной ответственности за рискованные решения. Перестройка всего хозяйственного механизма, переход на рельсы рыночной экономики могут быть ускорены только усилиями предприимчивых руководителей. Однако положительного отношения к эффективным идеям в условиях рыночной экономики недостаточно. Нужны люди, способные от разговоров о рыночной экономике перейти к непосредственному осуществлению ее принципов, сломить сопротивление административной системы, вдохновить на эти действия многих и научить действовать предприимчиво.

5) коммуникабельность отличная

Коммуникабельность – одно из основных личных качеств, необходимых практически любому человеку для достижения успеха в современном мире. В пользу коммуникабельности соискателя, в первую очередь, свидетельствуют его опыт работы и результаты, которых он смог добиться ранее. Так, если у вас клиентоориентированная профессия, то вы не сможете продвинуться по карьерной лестнице, не будучи общительным человеком.

В настоящее время успешна и эффективна только та организация, руководителю которой удается обеспечивать ее устойчивость и развитие. Залог его успеха - в наличии и разумном сочетании управленческих и лидерских навыков.

Вопросы для самоконтроля

1. Различаются ли понятия «кадровый менеджмент» и «управление персоналом».

2. Назовите задачи и функции управления персоналом.

3. Перечислите методы оценки персонала.

4. Дайте характеристику прогностических методов оценки.

5. Охарактеризуйте практические методы оценки персонала.

6. Поясните имитационные методы оценки.

7. Назовите цель и задачи аттестации работников.

8. Охарактеризуйте этапы проведения аттестации.

9. Назовите результаты аттестации.

10.Назовите критерии оценки труда сотрудников.

11. Перечислите критерии, которые учитываются при оценке сотрудников.

12.Назовите, на каких принципах базируется планирование кадрового потенциала.

13.Проанализируйте методы подбора персонала. Выделите достоинства и недостатки

14.Раскройте суть профиль-метода.

Литература

[3, с.45-65]; [5, с.113-163]; [9, с. 348-409]; [11], с. 57-67]; [14, с. 25-45]

Наши рекомендации