Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный университет»

Кафедра менеджмента

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Учебно-методический комплекс

для студентов экономического факультета

специальности 080 507.65 «Менеджмент организации»

Пермь 2010

Авторы-составители: д. э. н. профессор Прудский В.Г.,

История менеджмента: учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета специальности 080 505.65 «Менеджмент организации»/ Перм. ун-т; автор-составитель В.Г. Прудский. Пермь; 2010.- 40 с.

При составлении учебной программы и методических материалов были использованы рекомендации УМО объединения ВУЗов России по образованию в области менеджмента специальности 080 505.65 «Менеджмент организации»

Предназначен для студентов специальности 080 505.65 «Менеджмент организации» экономического факультета Пермского государственного университета

Рецензенты:

старший преподаватель Арзяева Т.С.

старший преподавательДемин Г.А.

Печатается по постановлению методической комиссии экономического факультета Пермского университета


СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «История менеджмента» согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 505.65 «Менеджмент организации»…………………………………….4

1.1. Квалификационная характеристика, область и объекты профессиональной деятельности выпускника по специальности 080 505.65 «Менеджмент организации» согласно требованию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1.2. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности -080 505.65 «Менеджмент организации».

1.3. Учебные цели и задачи по изучению дисциплины «История менеджмента».

1.4. Формы занятий и контроля, междисциплинарные связи по изучению дисциплины «История менеджмента».

II. Содержание учебной программы дисциплины «История менеджмента»………………………….....7

2.1. Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента

2.2. Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века.

2.3. Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ – начале XXI вв.

2.4. Раздел IV. Национальные модели и особенности современного менеджмента.

III Тематические планы изучения дисциплины «История менеджмента»……………….……………. 14

3.1.Тематический план изучения дисциплины «История менеджмента» на очном отделении.

3.2.Тематический план изучения дисциплины «История менеджмента» на заочном отделении.

3.3.Тематический план изучения дисциплины «История менеджмента» на заочном (второе высшее образование) отделении.

3.4.Тематический план изучения дисциплины «История менеджмента» на очно-заочном отделении.

IV. Библиографический список по дисциплине «История менеджмента»………………………..…….17

4.1. Основная литература:

4.2. Дополнительная литература:

V. Планы проведения семинарских занятий по дисциплине «История менеджмента»………….….18

VI. Контрольные материалы по дисциплине «История менеджмента»………………………….……..23

6.1. Контрольные вопросы для экзамена по дисциплине «История менеджмента»

6.2. Темы курсовых и контрольных работ по дисциплине «История менеджмента».

VII. Биографические справки о выдающихся ученых в области менеджмента………………..……28

I. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «История менеджмента» согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 505.65 «Менеджмент организации».

1. Квалификационная характеристика, область и объекты профессиональной деятельности выпускника по специальности 080 505.65 «Менеджмент организации» согласно требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Область профессиональной деятельности:обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объекты профессиональной деятельности: различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Основные виды профессиональной деятельности: менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления - управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.

2. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 080505.65 - «Менеджмент организации».

Специалист должен:

· иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

· понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

· теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;

· принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

· систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать. рецензировать тексты;

· использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

· разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

· критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

· уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

· специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

· навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

· основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

3. Учебные цели и задачи по изучению дисциплины «История менеджмента».

Изучение дисциплины «История менеджмента» должно обеспечить будущему специалисту подготовку, которая позволила бы ему знать и уметь использовать:

· исторические условия возникновения и основные этапы развития социального управления;

· объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем и взаимодействие экономических процессов с эволюцией общественного управления;

· исторические и экономические условия возникновения и основные этапы развития научного менеджмента;

· закономерности, принципы, методы и научные подходы современного менеджмента;

· приемы анализа и перспективного обоснования тенденций современного и разработки моделей и программ его совершенствования;

· методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм современного менеджмента;

· особенности основных современных национальных моделей менеджмента;

· методы использования статистической информации для анализа проблем и этапов исторического развития менеджмента;

· предпосылки, проблемы и перспективы исторического развития горизонтального и вертикального разделения труда в современном менеджменте;

· особенности, этапы и проблемы развития теории и практики социально-экономического управления в России.

4. Формы занятий и контроля, междисциплинарные связи по изучению общепрофессиональной дисциплины «История менеджмента».

Изучение дисциплины «История менеджмента» опирается на знание студентами теоретических и методологических положений таких дисциплин как «Отечественная история», «История экономики», «Концепции современного естествознания», «Социология», «Психология», «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика», «Организация производственно-технологических процессов».

Освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «История менеджмента» научные положения и дидактические материалы призваны сформировать теоретико-методологическую базу изучения ими таких дисциплин как «Основы менеджмента», «Теория организации», «Маркетинг», «Организационное поведение», «Экономика организации (предприятия)», «Этика делового общения», «Финансовый менеджмент организации», «Исследование систем управления», «Экологический менеджмент», «Международный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Логистика», «Управление персоналом», «Управление качеством», «Антикризисное управление», «Управление рисками», «Управленческие решения».

Основными формами учебных занятий изучения дисциплины «История менеджмента» являются лекции и семинары.

Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по истории менеджмента, раскрывать истоки возникновения, этапы и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов подразделяется на текущий (промежуточный) и итоговый.

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или установленной кафедрой, а также при проведении контрольных работ, летучек, тестов и других контрольных мероприятий.

Промежуточный контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по дисциплине «История менеджмента» и проводится в ходе сдачи экзамена.

II. Содержание учебной программы дисциплины «История менеджмента»

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080505.65 «Менеджмент организации» к дидактическому содержанию общепрофессиональной дисциплины «История менеджмента»: Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

В первой половине ХХ века.

История менеджмента

Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Редактор ------------------------

Корректор -----------------------

Подписано в печать -----------

Формат 60х84/16. Усл.печ.л. ______. Уч.-изд.л. ______

Тираж 100 экз. Заказ

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного университета

614990. Пермь, ул.Букирева, 15

Типография Пермского государственного университета

614990. Пермь, ул.Букирева, 15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный университет»

Кафедра менеджмента

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Учебно-методический комплекс

для студентов экономического факультета

специальности 080 507.65 «Менеджмент организации»

Пермь 2010

Авторы-составители: д. э. н. профессор Прудский В.Г.,

История менеджмента: учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета специальности 080 505.65 «Менеджмент организации»/ Перм. ун-т; автор-составитель В.Г. Прудский. Пермь; 2010.- 40 с.

При составлении учебной программы и методических материалов были использованы рекомендации УМО объединения ВУЗов России по образованию в области менеджмента специальности 080 505.65 «Менеджмент организации»

Предназначен для студентов специальности 080 505.65 «Менеджмент организации» экономического факультета Пермского государственного университета

Рецензенты:

старший преподаватель Арзяева Т.С.

старший преподавательДемин Г.А.

Печатается по постановлению методической комиссии экономического факультета Пермского университета


СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «История менеджмента» согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 505.65 «Менеджмент организации»…………………………………….4

1.1. Квалификационная характеристика, область и объекты профессиональной деятельности выпускника по специальности 080 505.65 «Менеджмент организации» согласно требованию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1.2. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности -080 505.65 «Менеджмент организации».

1.3. Учебные цели и задачи по изучению дисциплины «История менеджмента».

1.4. Формы занятий и контроля, междисциплинарные связи по изучению дисциплины «История менеджмента».

II. Содержание учебной программы дисциплины «История менеджмента»………………………….....7

2.1. Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента

2.2. Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века.

2.3. Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ – начале XXI вв.

2.4. Раздел IV. Национальные модели и особенности современного менеджмента.

III Тематические планы изучения дисциплины «История менеджмента»……………….……………. 14

3.1.Тематический план изучения дисциплины «История менеджмента» на очном отделении.

3.2.Тематический план изучения дисциплины «История менеджмента» на заочном отделении.

3.3.Тематический план изучения дисциплины «История менеджмента» на заочном (второе высшее образование) отделении.

3.4.Тематический план изучения дисциплины «История менеджмента» на очно-заочном отделении.

IV. Библиографический список по дисциплине «История менеджмента»………………………..…….17

4.1. Основная литература:

4.2. Дополнительная литература:

V. Планы проведения семинарских занятий по дисциплине «История менеджмента»………….….18

VI. Контрольные материалы по дисциплине «История менеджмента»………………………….……..23

6.1. Контрольные вопросы для экзамена по дисциплине «История менеджмента»

6.2. Темы курсовых и контрольных работ по дисциплине «История менеджмента».

VII. Биографические справки о выдающихся ученых в области менеджмента………………..……28

I. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «История менеджмента» согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 505.65 «Менеджмент организации».

1. Квалификационная характеристика, область и объекты профессиональной деятельности выпускника по специальности 080 505.65 «Менеджмент организации» согласно требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Область профессиональной деятельности:обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объекты профессиональной деятельности: различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Основные виды профессиональной деятельности: менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления - управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.

2. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 080505.65 - «Менеджмент организации».

Специалист должен:

· иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

· понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

· теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;

· принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

· систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать. рецензировать тексты;

· использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

· разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

· критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

· уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

· специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

· навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

· основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

3. Учебные цели и задачи по изучению дисциплины «История менеджмента».

Изучение дисциплины «История менеджмента» должно обеспечить будущему специалисту подготовку, которая позволила бы ему знать и уметь использовать:

· исторические условия возникновения и основные этапы развития социального управления;

· объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем и взаимодействие экономических процессов с эволюцией общественного управления;

· исторические и экономические условия возникновения и основные этапы развития научного менеджмента;

· закономерности, принципы, методы и научные подходы современного менеджмента;

· приемы анализа и перспективного обоснования тенденций современного и разработки моделей и программ его совершенствования;

· методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм современного менеджмента;

· особенности основных современных национальных моделей менеджмента;

· методы использования статистической информации для анализа проблем и этапов исторического развития менеджмента;

· предпосылки, проблемы и перспективы исторического развития горизонтального и вертикального разделения труда в современном менеджменте;

· особенности, этапы и проблемы развития теории и практики социально-экономического управления в России.

4. Формы занятий и контроля, междисциплинарные связи по изучению общепрофессиональной дисциплины «История менеджмента».

Изучение дисциплины «История менеджмента» опирается на знание студентами теоретических и методологических положений таких дисциплин как «Отечественная история», «История экономики», «Концепции современного естествознания», «Социология», «Психология», «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика», «Организация производственно-технологических процессов».

Освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «История менеджмента» научные положения и дидактические материалы призваны сформировать теоретико-методологическую базу изучения ими таких дисциплин как «Основы менеджмента», «Теория организации», «Маркетинг», «Организационное поведение», «Экономика организации (предприятия)», «Этика делового общения», «Финансовый менеджмент организации», «Исследование систем управления», «Экологический менеджмент», «Международный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Логистика», «Управление персоналом», «Управление качеством», «Антикризисное управление», «Управление рисками», «Управленческие решения».

Основными формами учебных занятий изучения дисциплины «История менеджмента» являются лекции и семинары.

Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по истории менеджмента, раскрывать истоки возникновения, этапы и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов подразделяется на текущий (промежуточный) и итоговый.

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или установленной кафедрой, а также при проведении контрольных работ, летучек, тестов и других контрольных мероприятий.

Промежуточный контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по дисциплине «История менеджмента» и проводится в ходе сдачи экзамена.

II. Содержание учебной программы дисциплины «История менеджмента»

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080505.65 «Менеджмент организации» к дидактическому содержанию общепрофессиональной дисциплины «История менеджмента»: Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента.

Тема № 1. Введение в историю менеджмента. Основные этапы исторического развития управленческих взглядов и концепции.

Природа социально-экономического управления и исторические тенденции его развития. Менеджмент как вид человеческой деятельности и как наука. Предмет, метод и место истории менеджмента среди других экономических и управленческих наук. Задачи и функции истории менеджмента, методологические подходы к ее периодизации.

Появление первых общественных управленцев – старейшин и вождей родов и племен. Основные управленческие концепции и взгляды древнего мира. Основные управленческие концепции и взгляды западноевропейского средневековья. Развитие управленческих концепций и взглядов в новое и новейшее время. Управленческие революции в истории менеджмента.

Тема № 2.Историческое развитие организации хозяйственного управления в доиндустриальной экономике.

Организация общественно-хозяйственного управления в рабовладельческих экономических системах. Специфика организации общественного воспроизводства и индивидуальных хозяйств в древневосточных, античных и древнеамериканских государствах. Организация общественно-хозяйственного управления в аграрной и городской экономике средневековой Западной Европы. Особенности организации ремесленно-цехового производства средневекового города.

Возникновение и развитие в Западной Европе мануфактурной формы организации производства. Соотношение ремесленной мастерской, мануфактуры и фабрики. Рассеянная и централизованная, гетерогенная и органическая мануфактура.

Наши рекомендации