Тема 18. Российская модель современного менеджмента.

Экономические реформы конца ХХ века и переход практики промышленного управления в России к научному менеджменту. Исторические особенности, условия и факторы формирования и развития современной российской модели менеджмента. Российские национальные традиции хозяйственного и общественно-политического управления. Сравнительный анализ российского менеджмента. Человеческий фактор в российском менеджменте. Инфраструктура российского менеджмента. Управление конкурентоспособностью в российском менеджменте. Проблема эффективности менеджмента.

Возникновение и развитие российского стратегического корпоративного менеджмента. Стратегическое планирование и программирование в российском менеджменте. Характерные черты и специфика механизмов российской модели государственного регулирования экономики.

Раздел III. Тематические планы изучения дисциплины «История менеджмента»

3.1. Тематический план

изучения дисциплины «История менеджмента» на очном отделении .

Трудоемкость – 126 ч., аудиторные – 60 ч., лекции – 32 ч., практические занятия – 28 ч.

Сам. работы – 66часов. Отчетность: Экзамен.

Тема занятия: общ. труд. аудиторные сам. раб.
всего лекц. прак.
Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента.
Тема № 1. Введение в историю менеджмента. Основные этапы исторического развития управленческих взглядов и концепции. -
Тема № 2. Историческое развитие организации хозяйственного управления в доиндустриальной экономике. -
Тема № 3.Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента.
Тема № 4. Историко-экономические условия и национальные особенности формирования и развития в России донаучного управления. -
Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века.
Тема № 5. Основные положения школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей.
Тема № 6. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера.
Тема 7. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей
Тема 8.Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики».
Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века.
Тема 9. Эмпирическая и поведенческая школы современного научного менеджмента
Тема 10. Возникновение и развитие школы ситуационного подхода в современном научном менеджменте
Тема 11. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном научном менеджменте
Тема 12. Возникновение и развитие в современном научном менеджменте школы социальных систем.
Тема 13.Возникновение и развитие проектного управления в современном менеджменте.
Тема 14.Развитие в России теории управления общественным производством в условиях командно-административной экономики.
Раздел V.Национальные модели и особенности современного менеджмента.
Тема 15.Американская модель современного менеджмента.
Тема. 16. Западноевропейская модель современного менеджмента.
Тема 17. Японская (азиатская) модель современного менеджмента.
Тема. 18. Российская модель современного менеджмента.
Всего:
               

3.2. Тематический план

изучения дисциплины «История менеджмента» на заочном отделении.

Трудоемкость – 126 ч., аудиторные –16 ч. Сам. работа –110часов. Отчетность: Экзамен.

Тема занятия: общ. труд. аудиторные сам. раб.
всего лекц. прак.
Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента.  
Тема № 1. Введение в историю менеджмента. Основные этапы исторического развития управленческих взглядов и концепции.  
Тема № 2. Историческое развитие организации хозяйственного управления в доиндустриальной экономике.  
Тема № 3.Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента.  
Тема № 4. Историко-экономические условия и национальные особенности формирования и развития в России донаучного управления.  
Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века.  
Тема № 5. Основные положения организационно-технократической школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей.  
Тема № 6. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера.  
Тема 7. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей  
Тема 8.Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики».  
Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века.  
Тема 9. Эмпирическая и поведенческая школы современного научного менеджмента  
Тема 10. Возникновение и развитие школы ситуационного подхода в современном научном менеджменте  
Тема 11. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном научном менеджменте - -  
Тема 12. Возникновение и развитие в современном научном менеджменте школы социальных систем. - -  
Тема 13.Возникновение и развитие проектного управления в современном менеджменте.  
Тема 14.Развитие в России теории управления общественным производством в условиях командно-административной экономики.  
Раздел V.Национальные модели и особенности современного менеджмента.  
Тема 15.Американская модель современного менеджмента.  
Тема. 16. Западноевропейская модель современного менеджмента.  
Тема 17. Японская (азиатская) модель современного менеджмента.  
Тема. 18. Российская модель современного менеджмента.  
Всего:  
               



3.3. Тематический план

изучения дисциплины «История менеджмента» на заочном (второе высшее) отделении.

Трудоемкость – 126 ч., аудиторные –16 ч. Сам. работа –110часов. Отчетность: Экзамен.

Тема занятия: общ. труд. аудиторные сам. раб.
всего лекц. прак.
Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента.  
Тема № 1. Введение в историю менеджмента. Основные этапы исторического развития управленческих взглядов и концепции.  
Тема № 2. Историческое развитие организации хозяйственного управления в доиндустриальной экономике.  
Тема № 3.Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента.  
Тема № 4. Историко-экономические условия и национальные особенности формирования и развития в России донаучного управления.  
Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века.  
Тема № 5. Основные положения организационно-технократической школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей.  
Тема № 6. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера.  
Тема 7. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей  
Тема 8.Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики».  
Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века.  
Тема 9. Эмпирическая и поведенческая школы современного научного менеджмента  
Тема 10. Возникновение и развитие школы ситуационного подхода в современном научном менеджменте  
Тема 11. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном научном менеджменте - -  
Тема 12. Возникновение и развитие в современном научном менеджменте школы социальных систем. - -  
Тема 13.Возникновение и развитие проектного управления в современном менеджменте.  
Тема 14.Развитие в России теории управления общественным производством в условиях командно-административной экономики.  
Раздел V.Национальные модели и особенности современного менеджмента.  
Тема 15.Американская модель современного менеджмента.  
Тема. 16. Западноевропейская модель современного менеджмента.  
Тема 17. Японская (азиатская) модель современного менеджмента.  
Тема. 18. Российская модель современного менеджмента.  
Всего:  
               

3.4. Тематический план

изучения дисциплины «История менеджмента» на очно-заочном отделении.

Трудоемкость – 126 ч., аудиторные – 18 ч. Сам. работа –108часов. Отчетность: Экзамен.

Тема занятия: общ. труд. аудиторные сам. раб.
всего лекц. прак.
Раздел I. Историческое развитие донаучного менеджмента.  
Тема № 1. Введение в историю менеджмента. Основные этапы исторического развития управленческих взглядов и концепции.  
Тема № 2. Историческое развитие организации хозяйственного управления в доиндустриальной экономике.  
Тема № 3.Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента.  
Тема № 4. Историко-экономические условия и национальные особенности формирования и развития в России донаучного управления.  
Раздел II. Возникновение и развитие научного менеджмента в первой половине ХХ века.  
Тема № 5. Основные положения организационно-технократической школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей.  
Тема № 6. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера.  
Тема 7. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы менеджмента Э. Мэйо и его последователей  
Тема 8.Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики».  
Раздел III. Развитие научного менеджмента в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века.  
Тема 9. Эмпирическая и поведенческая школы современного научного менеджмента  
Тема 10. Возникновение и развитие школы ситуационного подхода в современном научном менеджменте  
Тема 11. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном научном менеджменте  
Тема 12. Возникновение и развитие в современном научном менеджменте школы социальных систем.  
Тема 13.Возникновение и развитие проектного управления в современном менеджменте.  
Тема 14.Развитие в России теории управления общественным производством в условиях командно-административной экономики.  
Раздел V.Национальные модели и особенности современного менеджмента.  
Тема 15.Американская модель современного менеджмента.  
Тема. 16. Западноевропейская модель современного менеджмента. - -  
Тема 17. Японская (азиатская) модель современного менеджмента.  
Тема. 18. Российская модель современного менеджмента.  
Всего:  
               

IV. Библиографический список по дисциплине «История менеджмента»

4.1. Основная литература:

1. Кравченко А. И. История менеджмента: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Академический проспект, 2003.

2. Чудновская С.Н. История менеджмента: Учебник для вузов. – СПб,: Издательский дом «Питер», 2004.

3. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2005.

4.2. Дополнительная литература:

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Михалева Е.П. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

3. Михалева Е.П. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Руденко В.И. Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. – СПб.: Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.

7. История экономики: Учебник /под ред. О.Д.Кузнецовой и И.Н. Шапкина. – М: ИНФРА-М, 2000.

8. Менеджмент (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2003.

9. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.


V. Планы проведения семинарских занятий по дисциплине

«История менеджмента».

Семинар 1. Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента.

Вопросы:

1. Промышленный переворот в Западной Европе и возникновение фабрично-заводской формы организации производства.

2. Выделение английскими предпринимателями инженерно-технических и социально-психологических аспектов организации промышленного производства и внедрение патерналистского стиля руководства на английских фабриках.

3. Особенности промышленного развития США в последней трети XIX – начале ХХ веков и влияние проблема эффективности использования техники при дороговизне человеческого на развитие менеджмента в американской экономике.

4. Развертывание в США исследований рационализации организации промышленного труда и формирование нового подхода к соотношению управления и техники в предпринимательстве.

5. Разработка и внедрение положений «фордизма» в американскую практику промышленного управления.

Реферативные доклады:

· Манчестер – центр формирования донаучного промышленного менеджмента в эпоху промышленного переворота.

· Превращение Филадельфии в новый мировой центр развития научного промышленного менеджмента в эпоху технической революции конца XIX-го - начала XX-го вв.

Семинар 2. Основные положения школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей.

Вопросы:

1. Историко-экономические и теоретические предпосылки возникновения научного менеджмента США. Превращение Филадельфии в новый мировой центр развития промышленного менеджмента.

2. Вклад Тейлора в становление научного менеджмента.

3. Вклад Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт в становление научного менеджмента

4. Вклад Ф. Г Ганнта в становление научного менеджмента

5. Вклад М. Кука и У. Кларка в становление научного менеджмента.

Реферативные доклады:

· Биография и основные труды Фредерика Уинслоу Тейлора.

· Разработка Х. Эмерсоном 12 принципов производительности.

· Критически анализ концепции «научного менеджмента» Ф. Тейлора.

Семинар 3. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера.

Вопросы:

1. Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в Западной Европе системы научного менеджмента организаций.

2. Разработка Файолем научных основ классической административной школы управления, рассматривающей управление как универсальный процесс.

3. Выделение 6 групп взаимозависимых операций и основных функций управления.

4. Разработка А. Файолем 14 принципов научного управления.

5. Вклад последователей и учеников Анри Файоля Дж. Муни (США), А Рейли, Л. Эрвика в становление научного менеджмента.

Реферативные доклады:

· Биография Анри Файоля и его главный труд «Общее и промышленное управление».

· Основные положения теории идеальной административной организации – бюрократии Макса Вебера.

· Критически анализ концепции административного управления Анри Файоля.

Семинар 4. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы научного менеджмента Э. Мэйо и его последователей

Вопросы:

1. Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в США социально-психологического направления научного менеджмента.

2. Хоторнские эксперименты Мэйо и Ретлисбергера на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» (близ Чикаго).

3. Вынесение теории мотивации за рамки экономической и организационной функции научного менеджмента.

4. Формирование бихевиористской (поведенческой) школы научного управления.

5. Критически анализ концепции человеческих отношений.

Реферативные доклады:

· Биография и основные труды Э. Мэйо.

· Социально-психологические исследования Гуго Мюнстерберга и Мэри Фоллетт.

Семинар 5. Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики».

Вопросы:

1. Разработка методики рационализации трудовых процессов (Москва) и концепции управления заводским хозяйством в России (Санкт-Петербург)в конце XIX – начале ХХ веков.

2. Появление в России тейлоризма и формирование конструктивного и критического подходов к его теории.

3. Организационно-техническое направления развития менеджмента в России в условиях «новой экономической политики».

4. Социально-организационное направления развития менеджмента в России в условиях «новой экономической политики».

5. Вклад Ф.Р. Дунаевского, А.Ф. Журавского, О.А. Ерманского в разработку теоретических основ и практических методик научной организации труда на предприятиях.

Реферативные доклады:

· Переход к «новой экономической политике» и развертывание теоретических исследовании научной организации труда в России в 20-х годах ХХ века.

· Концепция тектологии А.А. Богданова

· Концепция научной организации труда А.А. Гастева.

Семинар 6. Возникновение и развитие эмпирической и ситуационного подхода школ в современном менеджменте.

Вопросы:

1. Теоретико-методологические основы эмпирической школы менеджмента.

2. Проблема формирования единой теории управленческой деятельности.

3. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента.

Реферативные доклады:

· Концепция эмпирического менеджмента П. Друкера

· Концепция эмпирического менеджмента У. Ньюмена.

· Вклад Р. Моклера в развитие ситуационной теории менеджмента.

Семинар 7. Возникновение и развитие поведенческой школы в современном менеджменте.

Вопросы:

1. Теоретико-методологические основы бихевиористской (поведенческой) школы менеджмента.

2. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

3. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента.

Реферативные доклады:

· Вклад Маслоу и МакКлелланда в развитие поведенческой теории менеджмента.

· Вклад Ф. Херцберга и Д. Макгрегора в развитие поведенческой теории менеджмента.

· Вклад У. Джемса, Портера и Лоулера в развитие поведенческой теории менеджмента.

Семинар 8. Возникновение и развитие школы системного подхода в современном менеджменте.

Вопросы:

1. Основные этапы формирования и развития новой школы науки управления: системного подхода в менеджменте.

2. Сущность системного подхода в управлении.

3. Концепция системного подхода Л. Берталанфи.

4. Работы Б. Рудвика по системному анализу. Классификация структурированности управленческих проблем.

Реферативные доклады:

· Связь новой школы науки управления с развитием кибернетики, электронно-вычислительной техники, экономико-математического моделирования.

· Разработка Дж. Форрестером имитационной динамической модели организационной системы промышленного предприятия.

Семинар 9.Возникновение и развитие в современном менеджменте школы социальных систем.

Вопросы:

1. Разработка Ч Бернардом на основе системного подхода целостной теории организации управления. Выделение формальных и неформальных структур в социальной организации.

2. Развитие концепции «социальных систем» Г. Саймоном. Анализ соотношения понятий «принятие решений» и «управление».

3. Развитие концепции «социальных систем» Ф. Селзником: институциональное воплощение тотальных целей организации как одна главных задач руководства.

4. Развитие концепции «социальных систем» Э. Голднером. Соотношение рациональной и естественной систем.

5. Развитие концепции «социальных систем» А. Этциони. Организация как сложный агрегат, в котором взаимодействует множество социальных групп.

Реферативные доклады:

· Исторические и теоретические предпосылки возникновения и развития в современном менеджменте во второй половине ХХ века школы социальных систем.

· Ч Бернард как духовный отец современной школы социальных систем и его основные работы.

Семинар 10. Возникновение и развитие школы проектного управления в современном менеджменте.

Вопросы:

1. Основные этапы исторического развития проектного управления за рубежом.

2. Применение системного анализа к управлению проектами и разработка системы управления планирование-программирование-бюджетирование (ППБ) для управления финансовыми подсистемами корпораций.

3. Разработка в США метода критического пути(СРМ)с программной реализацией на ЭВМ, системы оценки и пересмотра планов проектов и программ (PERT).

4. Разработка в США целостной системы материально-технического обеспечения (1966) и системы сетевого планирования GЕRТ(1966).

Реферативные доклады:

· Разработка концепция программно-целевого управления (80-е годы).

· Внедрение системных методов управления финансами в контексте управления проектно-ориентированной деятельностью организации посредством системы «планирование-программирование-бюджет» (ППБ).

· Разработка и развитие методов и техники сетевого планирования и управления (СПУ).

Семинар 11.Американская модель современного менеджмента.

Вопросы:

1. Исторические предпосылки, условия и факторы формирования американской модели американского менеджмента.

2. Характеристика отличительных черт американской национальной модели менеджмента

3. Сравнительный анализ американского менеджмента с европейским и японским.

4. Инфраструктура американского менеджмента.

Реферативные доклады:

· Основные исторические особенности американского менеджмента.

· Человеческий фактор в американском менеджменте.

Семинар 12.Западноевропейская модель современного менеджмента.

Вопросы:

1. Исторические предпосылки, условия и факторы формирования западноевропейской теории и практики менеджмента

2. Сравнительный анализ европейского менеджмента.

3. Характеристика отличительных черт и сходства национальных моделей европейского менеджмента.

4. Человеческий фактор и конкурентоспособность в европейском менеджменте.

Реферативные доклады:

· Основные исторические особенности европейского менеджмента

· Особенности формирования английской, французской, немецкой и шведской модификаций европейского менеджмента.

Семинар 13. Японская (азиатская) модель современного менеджмента.

Вопросы:

1. Исторические предпосылки, условия и факторы формирования японской модели менеджмента.

2. Характеристика отличительных черт национальной японской модели менеджмента

3. Сравнительный анализ японского менеджмента. Человеческий фактор в японском менеджменте.

4. Переход управления конкурентоспособностью в тотальный менеджмент качества в японском менеджменте.

5. Характерные черты и особенности либеральной модели государственного регулирования экономики в Японии.

Реферативный доклад:

· Основные исторические особенности японского менеджмента.

· Комплексное управление качеством и формирование системы «Канбан» и кружков качества в Японии.

Семинар 14. Российская модель современного менеджмента.

Вопросы:

1. Исторические предпосылки, условия и факторы формирования российской модели менеджмента.

2. Характеристика отличительных черт национальной российской модели менеджмента.

3. Сравнительный анализ российского менеджмента.

4. Управление конкурентоспособностью и проблема эффективности в российском менеджменте.

Реферативные доклады:

· Основные исторические особенности российского менеджмента.

· Российские национальные традиции хозяйственного и общественно-политического управления.

VI. Контрольные материалы по дисциплине «История менеджмента»

6.1. Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «История менеджмента».

1. Предмет, метод и место истории менеджмента среди других экономических и управленческих наук

2. Управленческие революции в истории менеджмента.

3. Организация общественно-хозяйственного управления в аграрной экономике средневековой Западной Европы.

4. Организация общественно-хозяйственного управления в городской экономике средневековой Западной Европы.

5. Возникновение и развитие в Западной Европе мануфактурной формы организации производства. Рассеянная и централизованная, гетерогенная и органическая мануфактура.

6. Исторические особенности российского управленческо-хозяйственного развития как составной части мировой управленческой истории.

7. Влияние реформ Петра I на совершенствование управления экономикой и производством в XVIII веке.

8. Промышленный переворот и формирование в Западной Европе фабрично-заводской организации производства.

9. Возникновение в Англии парадигмы донаучного промышленного менеджмента. Манчестер - центр формирования донаучного менеджмента.

10. Выделение английскими предпринимателями, инженерами и учеными (Аркрайт, Уатт, Болтон, Баббедж, Джевонс. Оуэн) инженерно-технических и социально-психологических аспектов организации управления промышленным производством.

11. Завершение индустриализации ведущих промышленных стран и формирование интегрированных корпоративных систем организации индустриального производства. Соотношение: предприятие, компания, корпорация, интегрированная корпоративная структура, ТНК.

12. Развертывание в Американском обществе инженеров-механиков исследований рационализации организации промышленного труда. Филадельфии - центр формирования научного промышленного менеджмента.

13. Разработка и внедрение положений «фордизма» в американскую практику промышленного управления.

14. Вклад Ф.Тейлора в становление научного менеджмента: стандартизация рабочих операций, внедрение научных подходов подбора и расстановки кадров, разработка методов стимулирования труда.

15. Вклад последователей Ф. Тейлора (Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт, Г. Ганнта, Х Эмерсона, У. Кларка) в становление и развитие научного менеджмента.

16. Разработка А. Файолем классической административной школы управления, рассматривающей управление как универсальный процесс. Вклад последователей А. Файоля (Дж. Муни, А Рейли, Л. Эрвик) в становление и развитие научного менеджмента.

17. Теория идеального типа административной организации – бюрократии, разработанная Максом Вебером. Бюрократия как эффективная форма человеческой организации и минимизации издержек.

18. Основные положениясоциально-психологической (человеческих отношений) концепции менеджмента Э. Мэйо.

19. Хоторнские эксперименты Мэйо и Ретлисбергера на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» (близ Чикаго). Основные этапы и научные результаты.

20. Теоретико-методологические основы и основные направления развития эмпирической школы менеджмента.

21. Теоретико-методологические основы бихевиористской (поведенческой) школы менеджмента. Основные разработчики содержательных и процессуальных теорий мотивации.

22. Формирование и развитие новой школы науки управления: системного подхода в менеджменте. Связь новой школы науки управления с развитием кибернетики, электронно-вычислительной техники, экономико-математического моделирования.

23. Сущность системного подхода в управлении. Концепция системного подхода Л. Берталанфи.

24. Развитие теории системного анализа в работах Б. Рудвика. Классификация структурированности управленческих проблем и специфика подходов к их решению.

25. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента. Вклад Р. Моклера в развитие ситуационной теории менеджмента.

26. Основные задачи ситуационного подхода. Развитие ситуационного подхода к анализу организационных структур. Разработка методов исследования операций с позиции системного подхода (Миллер и Стар).

27. Теоретико-методологические основы школы социальных систем современного менеджмента. Разработка Ч Бернардом на основе системного подхода целостной теории организации управления.

28. Развитие концепции «социальных систем» Г. Саймоном. Проблема связи в организационной системе и применение системного анализа к дифференциации целей организации.

29. Развитие концепции «социальных систем» Ф. Селзником: институциональное воплощение тотальных целей организации как одна главных задач руководства. Шесть ключевых аспектов политики организации в целом.

30. Развитие концепции «социальных систем» Э. Голднером. Соотношение рациональной и естественной систем. Понятия организационной напряженности и функциональной автономности.

31. Развитие концепции «социальных систем» А. Этциони. Организация как сложный агрегат, в котором взаимодействует множество социальных групп. Основные ас

Наши рекомендации