Подходы к оценке результативности СМК
Существует несколько методических подходов к оценке результативности и эффективности СМК.
1. Оценка результативности СМК на основе выгод от ее внедрения, сертификации и функционирования
Как правило, в данном подходе опираются на мотивы внедрения СМК и те преимущества, которые даст предприятию ее реализация. Распространенным подходом к оценке эффективности СМК является сравнение запланированных и достигнутых результатов. При всей наглядности данный метод имеет серьезный недостаток: такого рода исследования зачастую базируются на оценках представителей компаний, которые носят субъективный характер и могут быть умышленно завышены.
2. Определение экономической эффективности СМК на основе установления причинно-следственной связи (функциональной или корреляционной) между внедрением СМК и экономическими показателями деятельности компаний
В рамках этого подхода выделяют несколько методов.
1. Определение экономической эффективности СМК на основе соотношения результатов и затрат:
Экономический эффект = Результаты - Затраты;
Экономическая эффективность = Результаты / Затраты (или срок окупаемости затрат).
Экономический эффект определяется как разность затрат до и ноете внедрения какого-либо мероприятия. В качестве экономических результатов рассматриваются следующие стоимостные показатели: объем производства; валовой доход (или оборот); прибыль; чистый доход. Поскольку затраты и результаты разнесены во времени, то при определении и тех, и других предлагается учитывать их разновременность с помощью процедуры дисконтирования.
3. Определение результативности СМК на основе анализа динамики экономических показателей в зависимости от влияния СМК на деятельность предприятия.
4. Определение влияния СМК на финансовое положение предприятия.
При этом методе проводится сравнительный анализ финансового положения предприятий, внедривших и сертифицировавших системы качества, и предприятий, не имеющих подобных систем.
4.Методология проектирования и внедрения документных систем на основе ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».
5.Иерархия, структура и состав документации СМК по рекомендациям технического отчета ISO/TR 10013:2007 «Рекомендации по документированию систем менеджмента качества»
Сертификация систем качества. Контроллинг в менеджменте качества
1.Основные этапы работ при сертификации систем качества.
Подготовительный этап.
На этом этапе организация выбирает систему менеджмента, которую желает сертифицировать, а также орган, в котором желает сертифицировать. На выбор организации по выбору органа влияет множество факторов, как, например, репутация, рейтинг и многие другие.
После выбора органа по сертификации, клиенту необходимо заполнить заявку. В заявке должен быть указан стандарт, на соответствие которому необходимо проверить организацию, общие данные по организации, контактная информация, банковские реквизиты, виды деятельности и данные о системе менеджмента.
На основе анализа заявки определяется уровень компетентности, необходимый для формирования аудиторской группы и для принятия решения о сертификации.
I этап сертификации. Предварительный анализ документов и анализ системы менеджмента.
На данном этапе аудиторы проводят оценку готовности организации к сертификации. Кроме того, проверяются требования к структуре, процедурам, процессам и ресурсам СМ.
Все это необходимо для того, чтобы:
- Убедиться в готовности СМ к сертификации;
- Определить присутствие основных элементов;
- Подробнее узнать область сертификации или исключения из требований заявленного стандарта.
Организация должна предоставить документы, описывающие СМ с целью определения соответствия заявленному стандарту.
Для достижения целей, по крайней мере, часть аудита на первом этапе должна проводиться на территории заказчика.
Наблюдения, полученные на первом этапе аудита, документируются и сообщаются заказчику, включая указание на проблемные области, которые могут быть классифицированы как несоответствия в ходе второго этапа аудита.