Педагогические требования к оценке процесса и результата обучения. Современные подходы к оценке деятельности обучающихся

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

-качество усвоения предметных ЗУН, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

-степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

-степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

-уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика).

Требования:

1. необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

2. объективность оценки. Это проявляется, прежде всего, в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает.

3. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению.

4. формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе, каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

5. Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо". Отменяется оценка "посредственно" и вводится оценка "удовлетворительно.

Общее понятие о дидактических принципах. Принципы и правила обучения. Состояние данной проблемы в дидактике.

Закономерности процесса обучения – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса образования.

Принципы обучения –это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Правила обучения –это конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

К общим закономерностям относят: закономерности цели обучения, содержания обучения, качества обучения, методы обучения, управления обучением, стимулирование обучения.

Принципы обучения:

1. принцип научности – соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.

Правила: логика языка изучаемой науки, основные понятия и теории в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой, методов конкретной науки, научных методов познания природных и общественных явлений.

Принцип наглядности

3. Принцип доступности требует, чтобы материал, его объём, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного развития

Правила: в обучении идти от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному; объяснять простым языком; использовать аналогию, сравнение, сопоставление.

4. Принцип сознательности и активности – осознанное усвоение знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Правила: добиваться чёткого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы, использовать активные и интенсивные методы обучения, логически увязывать неизвестное с известным, учить учащихся находить причинно-следственные связи.

5. Принцип систематичности и последовательности – преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе.

Правила: использование схем, таблиц, планов; осуществление межпредметных связей

6. Принцип прочности – стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.

Правила: обучающий проявляет интеллектуальную познавательную деятельность; используются разнообразные формы, методы обучения

Наши рекомендации