Стадии жизненного цикла проекта и их краткая характеристика

Каждый проект, программа или отдельный товар имеют определенные фазы (стадии) развития, известные как фазы жизненного цикла, или жизненный цикл.

Фаза проекта – это набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта.

По одной из классификаций фазы (стадии) жизненного цикла проекта можно представить следующим образом:

– замысел;

– анализ проблемы (цели, требования, задачи);

– разработка концепции (анализ выполнимости, альтерна­тивные концепции);

– детальная проработка (спецификации, чертежи, детальные планы);

– выполнение проекта (рабочая документация, испытания, приемка);

– использование (внедрение, техобслуживание, эксплуатация);

– ликвидация (демонтаж, утилизация, продажа, задание на развитие).

Банковские работники подразделяют жизненный цикл проекта на три фазы: предынвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную.

Из понятия управления проектом вытекает принципиальная четырехфазная структура жизненного цикла.

Как правило, проект начинается с обсуждения идей инициатора­ми проекта. И этот период называется фазой инициации проекта.

В течение фазы инициации (или начальной фазы) проекта определяются цели и задачи проекта, оцениваются ключевые характерис­тики проекта. Фаза инициации завершается принятием решения о целесообразности открытия проекта.После подписания договоров и контрактов начинается фаза разработки (планирования), в течение которой разрабатывается технический и рабочий проекты предметной части проекта. Затем наступает фаза реализации (исполнение и контроль) предметной части проекта, которая завершается вводом нового продукта или услуги в эксплуатацию.

С момента подписания акта сдачи-приемки начинается фаза завершения проекта, подводятся итоги, которые затем анализируются. После чего делаются выводы и рекомендации для проведения будущих про­ектов данного профиля и/или проектов в смежных областях.

Фаза завершения заканчивается сводным отчетом по проекту, ко­торый передается в архив, обычно называемый реестром проектов предприятия.

Примеры описания ситуаций

Ситуация 1. Г-жа Романова решила открыть в центре Москвы салон красоты премиум-класса. Для реализации этой цели она решила привлечь сестру, у которой был опыт работы управляющей крупного салона красоты. Знакомый риэлтор предложил Романовой просторное помещение в Гостином дворе, которое раньше использовалось в качестве подсобного. Романова решила, что это хороший вариант, поскольку в Гостином дворе регулярно проходят выставки, вследствие чего в нем высокая проходимость. Однако, в Гостином дворе уже имеется два салона красоты – премиум и среднего класса. Г-жу Романову это не смущает, она собирается сделать для своего салона уникальный интерьер по авторскому дизайн-проекту.

Ситуация 2. Московский банк планирует выйти на региональные рынки РФ. В связи с этим предполагается использование стратегии горизонтальной интеграции (поглощение региональных банков в целях создания холдинга федерального уровня). Собственными финансовыми средствами банк располагает.

Ситуация 3. Рассматривается проект проведения городского праздника посвященного «Дню защиты детей». Администрация города финансирует 50% от сметы в размере 3 млн. рублей, остальные средства планируется получить из спонсоров и рекламодателей.

Ситуация 4. Рассматривается проект строительства жилого многоквартирного дома в г. Москве. Планируется начать продажи квартир до окончания строительства. Архитектурный проект утвержден, разрешение на строительство получено. При этом у Вас нет собственных возможностей для осуществления строительства (техники, трудовых ресурсов и т.д.). Сроки, согласно плану строительства не должны превышать 3 лет. Собственными финансовыми ресурсами Вы располагаете не в достаточной степени.

Ситуация 5. Рассматривается проект организации мини-пивоварни Компанией «Пивовар». Планируется, что продукцией пивоварни будет качественное солодовое пиво, приготовляемое по классической рецептуре из высококачественных отечественных и импортных компонентов. Компания собирается производить непастеризованное пиво с целью последующего сбыта потребителям в розлив через предприятия общественного питания. Анализ состояния рынка пива, проведенный в ходе подготовки бизнес-плана, позволил выявить определенные возможности для Компании в области производства пива в Московской области. Компанией получены данные относительно возможности поставок пива для предприятий общественного питания, расположенных в различных районах Подмосковья.

Ситуация 6. Рассматривается проект модернизации многобрендового центра по техническому и гарантийному обслуживанию, слесарному и кузовному ремонту автомобилей в г. Москва. Производственные мощности центра позволяют одновременно обслуживать 8 легковых автомобилей.

В связи с увеличением числа автомобилей у физических лиц, ужесточением требований автопроизводителей к центрам гарантийного обслуживания, а также моральным и физическим износом оборудования руководством центра рассматривается проект по замене оборудования. Численность штатных сотрудников – 60 человек, Оборудование, офисное и производственное помещения у компании в собственности.

Ситуация 7.Рассматривается антикризисный проект московской компании-дилера изделий из ПВХ (окна, двери, ставни) без региональной сети. Численность штатных сотрудников -10 человек.

В тоже время, офисное помещение Вы арендуете, собственным производственным оборудованием и технологиями не располагаете, лицензий, сертификатов и разрешений у компании нет. Собственными финансовыми средствами организаторы проекта не располагают.

Ситуация 8.Вы решили создать компанию в Москве по оказанию коллекторских услуг. Основным видом деятельности, которой будет являться оказание помощи государственным, коммерческим структурам и физическим лицам по взысканию средств с неплательщиков по долгам.

Размер оплаты услуг коллекторских компаний, как правило, зависит от суммы взысканного просроченного долга. Численность штатных сотрудников – 15-20 человек.

При этом Вы располагаете собственными финансовыми средствами. Помещение найдено, лицензий, сертификатов и разрешений не получено.

Ситуация 9.Производитель натуральных соков и нектаров, в связи с ростом спроса на молочную продукцию, решил организовать собственную линию по производству широкого ассортимента молочных продуктов из натурального сырья.

Предполагаемый срок реализации проекта не должен превышать 1,5 лет. Условием завершения проекта - закрепление на рынке молочной продукции.

Ситуация 10.Вы руководите туристическим агентством в Московской области. Численность штатных сотрудников – 40 человек. Бизнес развивается успешно. В связи с этим, Вы предполагаете реализовать проект выхода на региональные рынки и создать сеть представительств.

Предполагаемый срок реализации проекта не должен превышать 3 лет. Условием завершения проекта является выход региональных представительств на самоокупаемость. При этом Вы располагаете собственными финансовыми средствами, а так же, в случае необходимости, можете привлечь заемные под ставку 17% годовых.

Вопросы и задания к ситуациям

1. Выберите для данного проекта тип организационной структуры. Объясните свой выбор.

2. Сформулируйте миссию данного проекта.

3. К какому типу относится данный проект.

4. Проведите SWOT-анализ приведенной ситуации.

5. Проведите PEST-анализ для данного проекта.

6. Сформулируйте видение данного проекта.

7. Постройте коммуникационную структуру данного проекта.

8. Постройте график CPM данного проекта.

9. Постройте диаграмму Ганта данного проекта.

10. Постройте цепочку ценностей данного проекта.

11. Предложите варианты стимулирования сбыта для данного товара (услуги) данного проекта. Объясните свой выбор.

12. Выберите наиболее приоритетное, на Ваш взгляд, средство маркетинговой коммуникации для привлечения покупателей продукции (услуги) данного проекта. Объясните свой выбор.

13. Окажет ли положительное влияние на поиск партнеров и уровень продаж внедрение системы управление качеством на основе ISO 9000? Объясните, почему.

14. Если возможно ли использование технологии аутсорсинга для данного проекта, то какие из функций могут быть переданы сторонним организациям и почему.

15. Выберите тип рекламы (информационная, стимулирующая, побуждающая, имиджевая, узнаваемость марки), которую следует использовать в первую очередь в данном случае.

16. Выберите наиболее предпочтительную, на Ваш взгляд, организационно-правовую форму проекта в данном случае. Объясните свой выбор.

17. Опишите методы снижения рисков при осуществлении данного проекта, которые целесообразно применить в данном случае.

18. Выберите метод формирования команды данного проекта и обоснуйте свой выбор.

19. Выберите способ финансирования данного проекта и обоснуйте свой выбор.

20. Постройте для данного проекта схематическое дерево целей (не менее трех уровней и семи элементов).

21. Разработайте систему контроля решений и ее основные элементы для данного проекта.

22. Выберите стратегию конкуренции Портера для проекта и обоснуйте свой выбор.

Пример решенного кейса

К предпринимателю Аркадию Паровозову обратился приятель с просьбой помочь в издании книги по предпринимательству. Обдумав предложение, г-н Паровозов решил реализовать проект по изданию данной книги.

Для реализации проекта г-н Паровозов нашел профессиональных дизайнера, редактора и корректора, которые вместе с автором и образовали команду проекта. Г-н Паровозов предполагает своими силами обеспечить дистрибуцию книги, заключив договор на реализацию с книжным магазином. Предварительно предполагается обеспечить рекламу книги в социальных сетях. Г-н Паровозов располагает собственными средствами, необходимыми для издания книги, в полном объеме. В настоящий момент он ожидает получение итоговой рукописи от своего приятеля.

1) Предложите метод формирования команды проекта. Обоснуйте свой выбор.

2) Постройте график CPM проекта (не менее 7 процессов).

3) Постройте диаграмму Ганта проекта.

4) Разработайте цель проекта, соответствующую критериям SMART.

5) Разработайте видение проекта.

Наши рекомендации