Фазы, стадии и этапы жизненного цикла инвестиционного проекта

Подготовка и реализация крупного инвестиционного проекта –длительный и, как правило, очень дорогостоящий процесс, состоящий из ряда фаз, стадий и этапов.

В международной практике принято различать четыре основных фазы жизненного цикла проекта:

1. Прединвестиционную, в которой выделяются стадии:

- проектный замысел (идея);

- анализ инвестиционных возможностей (identification);

- предварительное обоснование проекта (pre-feasibility study);

- анализ альтернативных вариантов проекта, выбор варианта (feasibility study);

- бизнес-планирование и оценка проекта;

- принятие решения об инвестировании, доклад об инвестиционных возможностях (appraisal report).

2. Инвестиционную со стадиями:

- подготовка правовой, финансовой и организационной основы для осуществления проекта, приобретение и передача технологий, детальное проектирование (engineering design);

- организация конкурсных торгов, участие в тендерах, оценка предложений, отбор поставщиков, переговоры, заключение контрактов (negotiating & contacting);

- приобретение земли, строительно-монтажные работы, установка оборудования, поставка инвестиционных товаров (construction);

- маркетинг, формирование администрации, набор и обучение персонала (training);

- пусконаладочные работы, закупка сырья и материалов.

3. Эксплуатационную, включающую стадии:

- выведение на проектную мощность;

- погашение инвестиционных обязательств.

4. Ликвидационную, включающую стадии:

- подготовка объекта к ликвидации;

- расчеты с кредиторами;

- реализация имущества.

В российской практике оценки эффективности инвестиционных проектов приняты иные названия стадий разработки проектов, что не меняет логики их постадийной подготовки:

- стадия разработки инвестиционного предложения и декларации о намерениях (экспресс-оценки инвестиционного предложения);

- стадия обоснования инвестиций;

- стадия разработки технико-экономического обоснования проекта;

- стадия осуществления инвестиционного проекта.

График жизненного цикла инвестиционного проекта представлен на рисунке 2.2.

Ликвидационная
1 2 3 4 5
Фазы инвестиционного проекта
Прединвестиционная
Инвестиционная
Эксплуатационная
Анализ инвестиционных возможностей
Предварительное ТЕО
Бизнес-план
Научно-исследовательские работы
Опытно-конструкторские работы
Подготовка производства
1- Выход на рынок 2- Рост спроса 3- Насыщение 4- Спад спроса

Рисунок 2.2. – Жизненный цикл инвестиционного проекта

Контрольные вопросы и задания:

1. Что включается в конечный стратегический план предприятия?

2. В чем сходство и различие между бизнес-планом и стратегическим планом?

3. Внутрихозяйственное планирование и бизнес-планирование: взаимодействие и различия.

4. Дайте определения понятий «проект», «бизнес-проект».

5. Из каких фаз (стадий) состоит жизненный цикл проекта?

Тема 3 Методическое и информационное обеспечение планирования

3.1 Методы планирования и прогнозирования

3.2 Информационное обеспечение процесса планирования

3.3 Плановые показатели, нормы и нормативы информации, необходимой для обеспечения процесса планирования

3.1 Методы планирования и прогнозирования

Современный менеджмент располагает богатым арсеналом методов и моделей, используемых в планировании. Чтобы повысить качество планирования, менеджеры должны знать суть этих методов, область их применения, а также их преимущества и недостатки. Независимо от того, относятся ли эти методы к новым или традиционно используемым, менеджеры должны уметь определять, на каких этапах планирования, для каких задач и как целесообразно использовать тот или иной метод. При этом под методом в планировании понимают способ или совокупность приемов, имеющих существенное значение и позволяющих успешно решить ту или иную конкретную задачу.

Не претендуя на полноту обзора многочисленных методов, которые могут быть использованы в планировании, рассмотрим их основные группы. Поскольку бизнес-планирование начинается с проведения стратегического анализа внешней и внутренней среды бизнеса, методы стратегического анализа также должны быть представлены в арсенале методов планирования.

Методы стратегического и конкурентного анализа.

Эта группа методов стратегического анализа используется для изучения макросреды и деловой среды фирмы. К их числу относятся: STEEP-анализ, SWOT-анализ, отраслевой анализ, анализ стратегических групп, анализ стоимостных цепочек, конкурентный анализ, анализ потребителей.

Метод STEEP-анализа используется для анализа общей окружающей среды, оказывающей влияние на конкурентоспособность компании. Аббревиатура STEEP соответствует английским названиям пяти выделенных секторов окружающей среды: социальный (Social), технологический (Technological), экономический (Economic), экологический (Ecological) и политический/юридический сегмент (Political) (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Примерный перечень факторов и тенденций в STEEP-анализе окружающей среды[6]

S Т Е Е Р
Социальный сегмент Технологический сегмент Экономический сегмент Экологический сегмент Политический/ юридический сегмент
Демографические тенденции Технологическая политика государства Уровень инфляции Изменения в глобальном климате Выборы президента РФ
Изменения в уровне и стиле жизни Тенденции в области НИОКР Динамика курса обмена валют Загрязнение окружающей среды Выборы в ГД РФ
Уровень образования Новые патенты Уровень процентной ставки Воздействие организации «зеленых» Изменения законодательства
Уровень и структура доходов Скорость технологических изменений Ставка рефинансирования ЦБ РФ Биотехнологические разработки Изменения в Налоговом кодексе РФ
Отношение к работе и отдыху Новые продукты Затраты на энергоносители Источники энергии Государственное регулирование конкуренции в отрасли

Метод STEEP-анализа используется для того, чтобы:

- выявить важные факторы окружающей среды, текущие ключевые события, тенденции и изменения, происходящие в каждом секторе;

- оценить их позитивное и негативное воздействие на организацию;

- способствовать разработке предположений по формированию конкурентной стратегии компании и бизнес-плана.

Качественный анализ окружающей среды позволяет выявить возможности и угрозы, формирующиеся в данной окружающей среде.

Процесс анализа пяти сегментов сводится к следующему:

- понять анализируемый сегмент окружающей среды, выявить воздействие его тенденций на организацию;

- понять взаимосвязи между выявленными тенденциями;

- соотнести тенденции между собой и выявить разногласия;

- спрогнозировать будущее направление разногласий;

- сделать выводы.

Метод SWOT-анализа относится к числу наиболее популярных и универсальных инструментов и используется для проведения как стратегического, так и тактического анализа среды бизнеса компании, выявления ее внутренних возможностей (сильных и слабых сторон) и внешних условий (возможностей и угроз). Аббревиатура SWOT состоит из английских названий четырех слов: сильные стороны (S —Strengths), слабые стороны (W — Weaknesses), возможности (О — Opportunities), угрозы (Т — Threats). Модель SWOT-анализа в общем виде представлена в табл. 3.2.

Применение метода SWOT-анализа включает два этапа.

1. Идентификация, анализ и ранжирование стратегических проблем и факторов окружающей среды (сначала выявление возможностей/угроз, затем — сильных/слабых сторон организации).

2. Выявление стратегического соответствия внутренних возможностей фирмы и внешних условий окружающей среды, чтобы обосновать необходимость проведения стратегических изменений и устранения несоответствия.

Метод SWOT-анализа прост для понимания, позволяет организовать мышление и быстро оценить огромный объем информации, наглядно представить результаты анализа в виде схемы. Недостатки метода в том, что он представляет описательную модель, основывается на качественных факторах, не дает аналитику ясных и четко сформулированных стратегических рекомендаций.

Методы прогнозирования.

Методы прогнозирования широко используются в планировании, например, для построения прогнозов развития рыночного спроса на товарном рынке. В литературе существующие методы прогнозирования классифицируют по двум критериям: по степени свободы процесса прогнозирования от субъективности и по объему аналитической работы.

Соответственно различают:

- субъективные (качественные, основанные на интуиции, воображении) и объективные (количественные) методы,

- эвристические (основаны на эмпирических данных и экстраполяции тенденций) и аналитические (причинно-следственные, прогнозирующие спрос в зависимости от выявленных факторов) методы.

Методы качественного прогнозирования состояния внешней среды основаны на различного рода опросах и экспертных оценках. К ним относятся: репрезентативный опрос, опрос экспертов.

Качество прогнозирования с использованием метода репрезентативного опроса зависит от репрезентативности выборки опрашиваемых, а также от того, в какой форме ставится вопрос, и др.

Таблица 3.2. - Модель SWOT-анализа[7]

Этап 1. Идентификация, анализ и ранжирование стратегических проблем и факторов окружающей среды
Внешние возможности 1. Внешние угрозы 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
и т.д. т.д.
Внутренние сильные стороны 1. Внутренние слабые стороны 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
и т.д. и т.д.

Этап 2. Выявление стратегического соответствия внутренних возможностей фирмы и внешних условий окружающей среды

  Внутренние факторы
сильные стороны слабые стороны
Внешние факторы возможности Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними возможностями Внутренние слабые стороны в отношении к внешним возможностям
угрозы Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними угрозами Внутренние слабые стороны в отношении к внешним угрозам

В основу прогнозов, основанных на опросе экспертов, закладываются не объективные данные, а суждения менеджеров или потребителей. Наибольшее распространение получили три метода: метод Дельфи, метод оценки торгового персонала, метод исследования намерений покупателей. Указанные методы могут применяться на первом этапе при разработке количественных прогнозов, например для прогнозирования темпов роста инфляции, рыночного спроса.

Количественные методы прогнозирования состояния внешней среды позволяют получать информацию только о тех объектах, которые могут быть измерены количественно (например, объемы потребления продуктов питания). К числу таких методов относятся: эмпирические методы, в основе которых лежат эмпирические данные, либо методы экстраполяции трендов, построенные на анализе временных рядов и прогнозировании развития на ближайшую перспективу (например, прогнозирование текущих объемов продаж).

К наиболее прогрессивным с научной точки зрения относятся «объективные», «аналитические» методы прогнозирования (например, динамическое имитационное моделирование), в основе которых заложены модели, имитирующие рыночные ситуации при разных сценариях развития событий.

Метод построения сценариев. В условиях быстрых и сильных изменений, происходящих во внешней среде, ценным инструментом восприятия действительности могут быть интуиция и воображение. Планирование базируется на определенных гипотезах (предположениях, допущениях) о будущем состоянии внешней среды. Планирование сценариев обеспечивает интеграцию интуитивных и количественных методов, основанных на имеющихся фактах.

Планирование и анализ сценария – это структурированный метод разработки альтернативных картин будущего состояния внешней среды.

Сценарий представляет собой детальное, внутренне последовательное описание того, на что может быть похоже будущее, основанное на ряде предположений, которые особенно важны для развития экономики, отрасли или технологии.

В сценариях учитываются в основном ключевые факторы - характеристики внешней среды, но, кроме этого, могут быть учтены и специфические для предприятия аспекты. Как правило, наряду с наиболее вероятным сценарием разрабатывают и альтернативные сценарии.

Техника разработки сценария представляет собой многоступенчатый, междисциплинарный процесс поиска решения проблем. Она требует привлечения большого числа специалистов. На отдельных этапах при разработке сценария могут применяться и другие методы исследования: построение дерева проблем, мозговой штурм, морфологический анализ, имитационные игры, статистический анализ, метод Дельфи и ситуационное моделирование.

Метод сценариев лишен недостатков «точечного прогноза» и позволяет анализировать несколько вариантов развития событий. Использование этого метода повышает способность компании к предвидению, увеличивает ее гибкость и адаптивность к происходящим изменениям по мере реального развития событий. Сценарии могут использоваться в качестве базы для стратегического планирования, а в дальнейшем – и для контроля планов.

Методы планирования.

В планировании используются также и традиционные методы (балансовый, нормативный, расчетно-аналитический, календарного планирования) или усовершенствованные методы, использующие компьютерные технологии (экономико-математическое моделирование, динамическое имитационное моделирование).

Балансовый метод. Имеет универсальное значение. Суть метода заключается в том, что путем построения балансов достигается сравнение и увязка имеющихся в наличии ресурсов с потребностями в них. Балансы подразделяются на материальные, трудовые и стоимостные. Разработка всех видов балансов базируется на плановых нормах и нормативах. Обычно балансы представляют в виде таблицы, состоящей из двух частей: ресурсной и распределительной. В первой части показываются объем и источники поступления необходимых ресурсов, во второй – основные направления и объемы использования ресурсов. Материальный баланс – это система показателей, характеризующая степень соответствия имеющихся в наличии ресурсов и потребностей в них. В ходе разработки материального баланса устанавливается соответствие ресурсов и потребностей. Схема материального баланса имеет следующий вид (таблица 3.3).

Таблица 3.3. Общая схема материального баланса (наименование продукции)

Ресурсы Распределение ресурсов (потребности)
Остатки на начало планового периода Производственное потребление
Поступления от поставщиков Потребление на эксплуатационные нужды
Прочие поступления Остатки на конец планового периода
ВСЕГО ВСЕГО

Трудовые балансы — это система показателей, характеризующих численность и состав трудовых ресурсов, их распределение и использование.

Стоимостные балансы используются при разработке финансовых планов, согласовании доходов с расходами. Балансовый метод реализуется в финансовом планировании при разработке прогнозного баланса предприятия.

Нормативный метод. Суть нормативного метода планирования показателей заключается в том, что, опираясь на метод аналогии между объектами или процессами, на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность хозяйствующих субъектов в ресурсах и в их источниках. Например, на основе аналогии между объектами или процессами при потреблении ресурсов для определения общей потребности нового предприятия в ресурсах на производственную программу можно использовать нормативы расхода ресурсов на единицу продукции действующего предприятия.

Расчетно-аналитический метод. Сущность расчетно-аналитического метода заключается в том, что на основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в планируемом периоде рассчитываются плановые величины этих показателей.

Данный метод широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенным образом, на основе анализа их динамики и связей. Например, при планировании суммы прибыли и доходов, определении размера отчислений от прибыли в различные фонды предприятия (фонд накопления, резервный и др.).

В основу метода закладывается экспертная оценка, которая базируется на использовании рациональных доводов, интуиции высококвалифицированных специалистов (экспертов) и обработке этой информации в процессе планирования. Логическая схема принятия решения представлена на рисунке 3.1.

Отчетные данные за планируемый период
Экспертная оценка динамики отчетных данных
Экспертная оценка перспектив развития
Экспертная оценка динамики отчетных данных

Рисунок 3.1 Схема принятия решения расчетно-аналитическим

Методом

Методы календарного планирования. Используются на этапе планирования работ по проектам. Проект всегда имеет установленный срок завершения. Чтобы получить четкое представление о том, в какой последовательности выполнять намеченные работы, сколько времени потребуется на каждую из них и как уложиться в нужные сроки, требуется системный подход и методы календарного планирования. Для календарного планирования работ применяют: графики Гантта, метод PERT, метод критического пути.

Одним из популярных методов разработки плана-графика проекта является график Гантта. Он представляет собой графическое изображение работ в виде линий на временной шкале с указанием даты начала, окончания и, возможно, степени их завершенности на текущий момент. Календарный план-график отражает последовательность выполнения работ во времени (по кварталам, по месяцам, по неделям). Условный пример календарного плана-графика представлен в таблице 3.4.

Таблица 3.4 - Календарный план-график реализации проекта

Наименование работ 20_ год по месяцам
1. Государственная регистрация предприятия            
2. Получение лицензий            
3. Заключение договора аренды            
4. Заказ, доставка оборудования          
5. Ремонт помещения            
6. Монтаж оборудования            
7. Ввод в эксплуатацию            

График Гантта прост, достаточно нагляден и помогает менеджерам убедиться, что:

- запланированы все необходимые работы;

- определен порядок их выполнения;

- определено и зафиксировано время выполнения работ и время завершения проекта.

Наряду с очевидными достоинствами график Гантта имеет и недостатки: его трудно обновлять, по нему трудно оценить узкие места, фактические объемы выполненных работ, причины задержек и др.

Метод оценки и пересмотра планов (PERT), разработанный в 1950-х гг. в США, позволяет планировать и контролировать крупные и сложные проекты. Его рекомендуют использовать для проектов с существенной неопределенностью. PERT представляет собой аналитический расчетный метод, позволяющий построить сеть, связывающую все работы, и спрогнозировать оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные сроки выполнения работ.

Метод критического пути (СРМ) — это метод принятия решений, основанный на предположении, что планируемый процесс займет максимально возможный промежуток времени, т. е. критический путь в сетевом графике.

Метод имитационного моделирования в принятии плановых решений является наиболее многообещающим. Он позволяет проводить экспериментальный анализ, который никогда не был бы возможен в реальности, изучать последовательность многообразных действий внутри модели, благодаря чему обеспечивается понимание имеющихся реальных проблем и развитие событий. С помощью имитационных компьютерных моделей могут быть найдены удовлетворительные решения для комплексных, а вместе с тем и приближенных к реальности проблем.

Поскольку любая модель принятия решений упрощает реальность, то вырабатываемые на их основе рекомендации должны быть проверены на их соответствие реальности, практическому положению дел. Заметим, что модели и методы принятия решений должны усиливать интеллект человека в процессе планирования, но не заменять его. Поэтому для поиска решений в процессе планирования целесообразно использовать комбинацию различных методов (количественных, качественных, объективных и субъективных, использующих интуицию, догадку и др.) в целях нахождения рациональных решений в процессе планирования. Для характеристики этого приема используется термин «синектика», впервые введенный Дж. Стейнером для обозначения сочетания различных элементов, на первый взгляд не имеющих отношения к делу.

Следует отметить, что основными причинами наиболее распространенных ошибок, допускаемых при использовании в планировании различных методов и техник, являются следующие:

1. Убеждение в том, что метод или техника — это все, что необходимо для решения проблемы.

2. Дань моде при выборе неподходящей техники.

3. Надежда на использование единственного метода, тогда как комбинация нескольких методов и техник могла бы дать лучший результат.

4. Неправильное использование метода или техники.

5. Видение того, во что менеджеры верят, а не того, что есть на самом деле.

Помимо представленных выше методов бизнес-планирование опирается на разработанные и зарекомендовавшие себя на практике методики. К их числу относится методика ЮНИДО.

Методика ЮНИДО

Организация по промышленному развитию ЮНИДО (UNIDО - United Nations Industrial Development Organization), являясь подразделением ООН, разработала концепцию подготовки технико-экономического обоснования промышленных инвестиционных проектов. Впервые она была опубликована ЮНИДО в 1978 г. Предложенная концепция и разработанная на ее основе методика ЮНИДО получили широкое признание и стали принятым во всем мире стандартом.

Данная методика стала выполнять роль своего рода универсального языка, который позволяет общаться между собой специалистам и менеджерам разных организаций (министерств, банков, инвестиционных фондов, консультационных фирм и др.). Эта методика, впервые представленная на русском языке в работе Беренса, оказалась полезной для экономик развивающихся стран на этапе переходного периода к рынку. Многие развивающиеся страны стандартизировали процедуру планирования и обоснования своих проектов в соответствии с методикой ЮНИДО. В развитых странах банки, инвестиционные фонды, консультационные фирмы, промышленные предприятия и организации, содействующие получению инвестиций, также взяли за основу эту методику или адаптировали ее к своим потребностям.

Сегодня методика ЮНИДО (UNIDО) является методологической основой для подготовки и проведения технико-экономического обоснования инвестиционных проектов. Она отражает накопленный мировой опыт проведения технико-экономического обоснования, оценки эффективности инвестиций и предназначена прежде всего для принятия решений о финансировании того или иного проекта.

Инвестиционный проект может быть представлен в двух формах:

1. Инвестиционное предложение (1 стадия).

2. Разработка ТЭО (2 стадия).

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) предполагает сбор необходимой информации и проведение исследования относительно целесообразности реализации промышленного инвестиционного проекта, оценку эффективности инвестиций. ТЭО проводится на прединвестиционной стадии разработки проекта с целью подготовки и последующего принятия инвестиционного решения о финансировании проекта.

Предложенный в методике ЮНИДО подход к подготовке ТЭО промышленных инвестиционных проектов был заложен в основу построения типового бизнес-плана, что позволяет профессионально разрабатывать этот документ на основе общемировых стандартов подготовки инвестиционных решений и представлять результаты в виде, приемлемом для восприятия, оценки и принятия решений.

Впоследствии методика ЮНИДО была реализована в форме компьютерной программы КОМФАР (CОMFAR), созданной непосредственно в ЮНИДО. Большинство других известных на данный момент компьютерных систем, используемых для бизнес-планирования, также опираются на эту методику.

В настоящее время существуют методики других организаций: World Bank (Всемирный банк), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), Deloitte & Touche и Ems & Young (международные консультационно-аудиторские фирмы). Крупные российские финансовые институты и кредитные организации (Газпромбанк, Сбербанк, Минфин РФ и др.) разработали свои методики обоснования и оценки эффективности проекта, которые отражают специфику предъявляемых ими требований. Однако все они опираются на использование методики ЮНИДО, которая по праву является основополагающей. Она прошла апробацию во многих странах, получила общемировое признание.

Применение в бизнес-планировании тех или иных методов и методик предполагает наличие определенной информации.

3.2 Информационное обеспечение процесса планирования

Информация является основой планирования. В системах планирования и управления различают понятия «данные» и «информация».

Подданными понимают подробные исходные сведения о конкретных производственных операциях или процессах. Они достаточно обширны и используются для осуществления контроля за основными операциями. На предприятиях данные регистрируются в сводках (журналах учета операций) и периодически (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) подвергаются обработке. Результат такой обработки данных в виде конкретной информации, относящейся к определенному направлению деятельности и трансформированной в подходящую форму, отражается в отчетах. К примеру, в отчете о продажах, в отчете о производстве продукции. Такая информация отличается лаконичностью и используется для планирования и контроля деятельности.

Информация означает сообщение, содержащее новое, дополнительное знание и уменьшающее неопределенность у получателя в той области, к которой оно относится.

Информация, являющаяся основой планирования, может быть двух типов: качественная и количественная информация. Планирование базируется на использовании соответствующим образом обработанной аналитической, прогнозной и фактологической информации. Рисунок 4.4 иллюстрирует работу менеджера с информацией на разных уровнях управления.

Планирование Контроль
Данные
Сводки данных
Сводные отчеты
Бизнес-план
Цели Стратегия
Информация
Данные
Оперативный уровень
Тактический уровень
Стратегический уровень

Рисунок 3.2. Работа менеджера с информацией на разных уровнях управления[8]

В планировании используется два вида информации: внутренняя (информация о самом предприятии и его внутренней среде) и внешняя (о внешней среде бизнеса).

Внутренняя информация возникает в самих системах учета, планирования и управления и отражает в различные периоды времени цели (целевые показатели) и данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ееподразделений. Эти данные измеримы, зафиксированы в управленческих документах и содержат точные сведения.

К внутренним источникам информации относятся:

- бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты предприятия;

- организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, положения об отделах и др.), а также другие оперативные документы (счета-фактуры, наряды, ведомости и т. д.), нормы и нормативы, а также другие справочные данные;

- беседы с сотрудниками и руководителями;

- формируемые на предприятиях информационные системы (информационные базы данных).

Система бухгалтерского учета. В планировании бизнеса фирмы система бухгалтерского учета рассматривается, с одной стороны, как один из источников получения данных, позволяющих сформировать информационную базу. С другой стороны, система бухгалтерского учета сама отражает финансовые результаты деятельности предприятия. Например, с помощью данных бухгалтерского учета можно оценить финансовое положение организации на текущий момент времени. По данным о движении денежных средств можно легко прогнозировать все основные источники и направления расходования средств.

К числу наиболее важных групп показателей, получаемых из системы бухгалтерского учета и используемых в планировании бизнеса, относятся:

- показатели, характеризующие ликвидность и платежеспособность;

- показатели, характеризующие источники формирования активов;

- показатели, характеризующие использование ресурсов;

- показатели, характеризующие рентабельность.

Система статистического и оперативного учета и отчетности.

В процессе планирования могут быть использованы данные статистического учета и отчетности, в частности: «Отчет по труду», «Отчет о наличии и использовании материальных ресурсов» и др.

Оперативный учет и отчетность обеспечивают процесс планирования необходимыми данными, например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов и т. п.

Таким образом, любая организация представляет собой сложную систему, внутри и вне которой в разных направлениях передается разного рода информация, образующая информационные потоки. Эти информационные потоки имеют большое значение для рациональной организации системы планирования.

Аналитическая информация. К числу необходимой в планировании аналитической информации относится информация, получаемая в результате использования методов технико-экономического, финансового и маркетингового анализа.

Технико-экономический анализ учитывает взаимодействие технических и экономических процессов, происходящих на предприятии. Результатами данного анализа являются: информация о потребности в оборудовании, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для обеспечения деятельности предприятия, сведения об их фактическом наличии в определенный момент времени, информация о производственной мощности предприятия, степени выполнения плана за предшествующие периоды и т. п.

Финансовый анализ способствует повышению качества планирования (в частности, стратегического планирования). Детальный финансовый анализ может выявить имеющиеся у организации сильные и слабые стороны, связанные с такими характеристиками, как ее платежеспособность, финансовая устойчивость, ликвидность, рентабельность и т. д., а также их сравнение с основными конкурентами.

Маркетинговый анализ представляет собой сбор, обработку и анализ системы показателей для исследования конъюнктуры рынка, процессов ценообразования, формирования ассортимента продукции с учетом рыночных факторов, продвижения и сбыта товаров и услуг, организации послепродажного обслуживания клиентов, формирования общественного мнения о фирме и ее товарах (услугах).

Внешняя информация в основном касается состояния рынка и конкурентов, прогнозов процентных ставок и цен, инфляционных процессов и курсов валют. По своей природе такая информация может носить вероятностный характер, что, несомненно, затрудняет ее обработку. Источники получения внешней информации для планирования бизнеса могут быть различны. Их выбор зависит от отраслевой специфики, вида бизнеса, масштабов деятельности фирмы и ее финансовых возможностей.

Внешняя информация может быть получена с использованием первичной и вторичной информации. Источники получения вторичной информации представлены в таблице 3.5, а ее основные достоинства и недостатки даны в таблице 3.6.

Таблица 3.5 - Основные источники вторичной информации

Наименование источников Примеры
1. Постановления органов государственного управления Постановления органов Правительства РФ, Государственной думы, доклады Правительства РФ
2. Источники информации региональных органов управления Постановления и распоряжения региональных органов управления: Законодательного собрания, Администрации города, районов и др.
3. Источники информации отраслевых и других неформальных организаций (министерств, ведомств, различных ассоциаций и союзов) Постановления и распоряжения министерств, ведомств, различных ассоциаций и союзов
4. Источники информации о фирмах-конкурентах - Годовые отчеты фирм - Рекламные проспекты - Каталоги - Информация с конгрессов, совещаний, презентаций, выставок, ярмарок, посещений фирм и т. д. - Прямые контакты - Советы торговых ассоциаций
5. Публикации в периодических изданиях (журналах, газетах и др.) - Деловые журналы по отраслям промышленности - Специализированные издания
6. Книги, монографии и другие непериодические издания - Издания торгово-промышленной палаты - Деловые справочники
7. Информация исследовательских центров и других коммерческих исследовательских организаций - Публикации центров маркетинговых исследований - Публикации научно-исследовательских институтов, консалтинговых фирм и др.
8. Интернет - Корпоративные сайты - Информационные услуги РБК и другие
9. Дополнительная информация - Информация от своих менеджеров - Информация от своих торговых агентов

Первичная информация — это сведения, специально собираемые для решения конкретной проблемы или вопроса. Исследования, призванные обеспечить получение таких сведений, называют полевыми исследованиями, а их анализ — первичным анализом. Достоинства и недостатки первичной информации отражены в таблице 3.7.

Таблица 3.6 - Основные достоинства и недостатки вторичной информации

Наши рекомендации