Основные цели и функции управления на предприятии
Мир стоит на пороге важнейших открытий и глобальных изменении, что способствует росту человеческого капитала и благополучию населения.
В связи с ухудшением конъюнктуры рынка в условиях глобальных кризисных ситуаций в мире особое внимание нужно уделить управлению персоналом, так как пока это наиболее уязвимое и слабое звено в системе управления предприятием.
Все еще не отработаны многие теоретические и методологические аспекты концептуальной основы управления как составной части системы эффективного управления предприятием.
Рекомендации для создания концептуальной основы управления на предприятиях:
1. Наблюдение и разработка концептуальной основы управления предприятием с учетом принципов и целей организации в целом, стратегией и этапов ее развития на долгосрочный период;
2. Полный анализ корпоративной культуры, стратегий и этапов развития организации, прогноз возможных изменений, конкретизация образа желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом на долгосрочный период [12, с.143].
Концепция управления предприятием – это огромный концентрированный опыт, рассмотрим, какой же опыт обобщен или отражен в концепции. Опыт создания систем управления с заложенной в них способностью контролировать и регулировать требуемые процессы, в которых с большой вероятностью могут произойти грубейшие нарушения, оказывающее негативное влияние на конечный результат.
Идея создания концептуальной основы управления была рождена потребностью предприятия в закреплении лучшего мирового опыта создания прогрессирующей концепции, обеспечивающей интерес, порядок и качество с целью его дальнейшего применения и многократного повторения.
Об этой первооснове управления предприятием обычно забывают, поскольку за годы развития концепции она усложнилась, обрела больше принципов и требований. Но, если не помнить о том, что в основе любого управленческого процесса лежит анализ сделанного и коррекция в сторону улучшения, то никакая концепция действовать не будет.
Обратим внимание на то, что главной целью любой концепции управления предприятием является достижение результата, а если мы создаем концепцию управления организацией, то это должен быть наилучший результат, возможный при наличии имеющихся ресурсов. Этот результат может быть продукцией, изготовленной на предприятии, проектом новой установки, услугой, оказываемой предприятиям и индивидуальному клиенту [14, с.97].
Предприятиям необходимо ввести организационное обучение повопросом управления персоналом, то есть широкую просветительскую работу, которую могут взять на себя вузы, имеющие соответствующие кафедры, общественные организации и консалтинговые организации.
Не надо забывать, что управление персоналом – это не "волшебная палочка" в руках управляющих предприятии: высококвалифицированные сотрудники, работающие совместно с руководителями предприятия во благо достижении поставленной цели. Например, чтобы вывести предприятия из кризиса, нужно произвести оценку эффективности мероприятий и наличия необходимых ресурсов: финансовых и технологических. Убыточное предприятие можно вывести в прибыльное в случае, если на предприятии изменятся методы и подходы выполняемой работы. Если в основном будет обеспечиваться баланс интересов работодателя и работников, когда реально начнут работать рычаги применяемой концепции, тогда можно будет говорить об улучшении деятельности предприятия. В итоге все зависит от предприятия, никакие, даже продвинутые сотрудники, не смогут обеспечить эффективную работу предприятия. Главная задача концепции - дать апробированное направление, а остальное остается за самим предприятием.
Внедрению или совершенствованию концепции в настоящее время придается огромное значение. Например, на железнодорожном транспорте, конечно же, имеет место регламентация основных требований. Важно, чтобы первые руководители правильно расставляли основные приоритеты в своей деятельности, умели четко оценивать работу предприятия и не останавливались на достигнутом результате, планомерно стремились к улучшению концептуальной основы управления персоналом.
Деятельность предприятия – это очень сложный, трудоемкий и многогранный процесс, который складывается из многих взаимодействующих факторов [15, с.356]. От эффективной работы всех элементов зависит стабильное функционирование предприятия. Чаще всего, со стороны руководства не определены критерии выбора нужных форумов, семинаров, конференций, если имеются, то по наименованию и цене. Мы прекрасно понимаем все форумы и конференции – это обмен опытам между предприятиями, пропагандирующими применение различных методов управления персоналом. Но этот опыт предприятии представляют в обобщенном виде без четкой детализации. Практическую пользу от форума никак нельзя сравнить с пользой от специализированного обучения. Информацию, полученную на форуме, сложно привязать к деятельности конкретного предприятия. Наибольшую практическую ценность имеют обучающие семинары и курсы. И никакой форум не заменит квалифицированных преподавателей курсов и семинаров.
На данном этапе внедрения концепции управления предприятием придется использовать этот принцип, для того чтобы сдвинуть процесс внедрения концепции с мертвой точки. Затем на смену методу «кнута и пряника» придет метод убеждения. Ведь самое главное – нужно переломить в сознании персонала неприязнь к системе упорядочения своей работы.
Упорядочение работы облегчает ее выполнение. Если возникают вопросы у руководителей предприятия после внедрения концепции управления персоналом, то это говорит о том, что внедрение прошло формально, и система на предприятии ничего не изменило по сравнению с той ситуацией, которая была до внедрения. В то же время очень сложно получить от концепции управления персоналом сиюминутные преимущества. Ведь концепция управления персоналом не панацея, а только инструмент, с помощью которого руководство и специалисты учатся всесторонне оценивать деятельность и сокращать непроизводственные расходы. Например, стремление руководства участвовать в оценке функционирования системы, а также привлекать в этот процесс весь персонал предприятия. Важную роль здесь играют внутренние аудиты и анализ со стороны руководства. Видимо, не работают рычаги управления персоналом, поэтому и не видно изменений в работе предприятий. Когда все эти аспекты будут эффективно работать – предприятие извлечет пользу от концепции управление персоналом.
Следует, выделить функции управления:
1. Планирование, т.е. координация ожидаемых результатов и способов их получения;
2. Оганизация и регулирование, т.е. координация фактических действий по достижению результатов;
3. Учет и контроль, т.е. обратная связь от объекта к субъектам для получения информации и получения результатов;
4. Стимулирование, т.е. распределение финансовых ресурсов между звеньями [8, с.37].
Все перечисленные общие функции управления в неразрывном единстве присутствуют в деятельности руководителей подразделений всех уровней.
Все службы управления предприятием формируются исходя именно из этих целей и задач.
Основные виды менеджмента предприятия по временному аргументу:
- организационный;
- стратегический;
- тактический;
- оперативный.
В организационный менеджмент включают процессы создания предприятия, разработки структуры, осуществления управленческих функций, разработки стандартов, положений, инструкций.
В результате организационного менеджмента обеспечивается создание и нормальное функционирование предприятия.
Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства предприятия. В его рамках ставятся долгосрочные цели организации, определяются пути их достижения, обеспечивается ее будущая деятельность.
Тактический менеджмент (текущий менеджмент) разрабатывается на уровне руководства среднего звена. Он разрабатывается в развитии стратегического менеджмента. Обычно он охватывает годовой период. Оформляется в виде годовых планов, подлежащих реализации. Результаты тактического (текущего) менеджмента быстро и легко регистрируются, он связан с повседневной работой, обеспечивая протекание краткосрочных запланированных процессов в предприятии. Его сфера: маркетинг, НИРиОКР, производственные процессы, финансовые, кадровые, социальные процессы. Годовые планы конкретизируются на полугодие, квартал, месяц, декаду.
Оперативный менеджмент включает управление реализацией оперативных планов и диспетчеризацию. Он заключается в распределении работ, ресурсов, внесении корректировок в производственные и финансовые вопросы.
Задачей диспетчеризации производственных процессов является определение причин сбоев, их предотвращение и ликвидация. Причинами сбоев в производстве могут быть нарушения технологии, отказ оборудования, не-своевременная поставка сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, нехватка кадров.
В заключение необходимо сказать следующее: если сотрудник не привык добросовестно работать с желанием добиваться высокого показателя или результата своей работы в любой области, то ни одна, даже самая востребованная и совершенная концепция не поможет ему. Современные образовательные стандарты мало похожи на концентраторы ценного опыта. Это составленные учебными отделами, методистами и преподавателями программы того, что, по их мнению, должен знать учащийся по тому или иному предмету.
Поэтому предприятия совместно с государством должны использовать все свои качественные концептуальные возможности в повышении качества народного образования, начиная с дошкольного возраста, для взращивания в будущем высококвалифицированных специалистов.