Цели и функции социальной службы на предприятии.

Задачи социальной службы на предприятии:

1. Изучение основных социальных потребностей и проблем работников предприятия.

2. Прогнозирование развития социальных процессов в подразделениях предприятия.

3. Организация работы по реализации гарантий материально-бытового обеспечения и социальной защиты работников предприятия.

4. Организация работы по выполнению социальных программ.

Функции социальной службы на предприятии:

- разработка методик, нормативов, положений, инструкций и др. нормативно-распорядительных документов, обеспечивающих успешную реализацию функции управления социальным развитием в условиях конкретной организации;

- подбор и наем соответствующего персонала, его обучение (в случае необходимости) или инструктаж;

- создание системы показателей для оценки эффективности работы данного подразделения, включая показатели, характеризующие состояние объекта управления;

- определение способов сбора и обработки информации, характеризующей состояние объекта управления.

На практике существуют два принципиально отличающихся подхода к организации:

- первый (традиционный) характеризуется созданием подразделения, занимающегося вопросами управления социальным развитием организации, вне службы управления персоналом как самостоятельной структурной единицы.

- второй подход (современный) отличается образованием подразделения, занимающегося вопросами управления социальным развитием организации в составе управления персоналом как одного из функциональных звеньев данной службы.

Преимущество второго подхода заключается в большей концентрации возможностей управленческого воздействия на процессы социального развития организации. Цели управления персоналом, которое по своей сути является социальным управлением, оказываются (по крайней мере, в потенциале) более тесно увязаны с целями социального развития как такового, поскольку принятие решений, касающихся человеческого фактора, находится в зоне ответственности единого субъекта управления.

Функции социальной службы на предприятии могут быть:

1. Организация и ведение на предприятии социологической работы, направленной на:

-формирование стабильных трудовых коллективов;

-развитие организационной культуры;

- использование социально-психологических факторов трудовой мотивации работников;

- повышение социальной и творческой активности работников, их удовлетворенности трудом;

-развитие и использование трудового потенциала каждого работника;

2. Разработка и реализация целевых программ и планов социального развития на основе социальных прогнозов и моделирования социальных процессов в соответствии с целями, стратегией и кадровой политикой предприятия.

3. Работа по стабилизации трудовых коллективов, совершенствованию социальной структуры профессионально-квалификационного состава.

4.Подготовкапредложенийпо:

-оптимизации численности работников;

-повышению общеобразовательного и культурно-технического уровня работников;

-укреплению дисциплины и организованности;

- созданию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

-адаптации вновь принятых работников;

5. Организация изучения условий и содержания труда и их влияния на удовлетворенность трудом.

6.Разработка мероприятий по:

-улучшению эргономических, санитарно-гигиенических условий работы;

-обеспечению охраны труда и безопасности работников;

- социально-психологическому обеспечению внедрения новых видов сложного оборудования;

-сокращению тяжелого и малоквалифицированного ручного труда;

-повышению привлекательности, престижности и культуры труда;

7. Участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.

8. Участие в организации проведения экспериментов по социальным аспектам совершенствования хозяйственного механизма.

9. Совершенствование системы материальных, социально-культурных и нравственно-психологических стимулов повышения трудовой и социальной активности работников, творческого отношения к делу, коллективной и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности.

10. Контроль за обеспечением социального страхования работников, соблюдением их социальных гарантий и гражданских прав.

11. Разработка предложений по мерам социальной защищенности работников предприятия в рамках коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.

12.Разработка и реализация мер по:

-сохранению здоровья и повышению содержательности досуга работающих;

-росту жизненного уровня работников и членов их семей;

-удовлетворению потребностей в жилье и бытовом устройстве, разнообразных услугах;

-социальной защищенности отдельных категорий работающих (пенсионеров, молодежи, женщин);

13. Организация консультирования работников по правовым и финансовым вопросам, проблемам женского труда, разработки предложений по предоставлению различных социальных льгот работникам предприятия:

-компенсаций расходов на жилье;

-образования детей;

-предоставления транспорта для поездок на работу;

-медицинского обслуживания;

14. Внедрение средств механизации и компьютерных технологий в деятельность социологических служб, укрепление их информационной базы.

15. Проведение лекций, семинаров по изучению работниками предприятия социально-психологических методов управления социальными процессами.

16. Оказание методической помощи подразделениям в разработке мероприятий по социальному развитию трудовых коллективов, координация их деятельности.

Наши рекомендации