Соотношение категорий «управление» и «менеджмент»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кравченко В.А.
МЕНЕДЖМЕНТ
Конспект лекций
ОДЕССА ОНЕУ 2013
Тема 1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Предмет, объект и субъект менеджмента.
1.2. Соотношение категорий «управление» и «менеджмент».
1.3. Организации как объекты управления.
1.4. Организация и ее среда
1.5. Жизненный цикл организации
1.6. Менеджеры и предприниматели.
1.7. Роли менеджера в организации. Качества менеджера
1.8. Уровни и сферы менеджмента.
Предмет, объект и субъект менеджмента
Сегодня в организациях все большего значения приобретает деятельность управленцев – менеджеров. Именно эти категории работников содействуют утверждению предприятия на рынке, успеха в конкурентной борьбе, воплощению новых идей и результативных стратегий. Менеджер, который владеет широкими знаниями в сфере современной экономики, основами информационных и компьютерных технологий, техникой делового общения с отечественными и зарубежными партнерами, может обеспечить успех организации, ее инновационное развитие, благоприятное инвестиционный климат.
Менеджмент – вид деятельности, направленный на работников организации с целью координации их действий для достижения поставленных перед организацией целей.
Предметом науки о менеджменте есть: теоретические принципы управленческой деятельности (законы, закономерности, принципы, категории, механизмы, модели и т.п.); практика управления организациями (работниками, коллективами работников, группами, организацией и т.п.); проектирование систем менеджмента (формирование взаимосвязанных и взаимодействующих управленческих рычагов, которые обеспечивают управленческое влияние управляющей системы организации на управляемую).
Объект менеджмента (объект управления) – процесс управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, корпораций, хозяйственных обществ, объединений и других организаций. Организация составляется из подразделов, каждый с которых имеет свою сферу деятельности и следовательно, нуждается в применении специфических приемов и методов влияния на него. Такие подразделы выступают также объектами управления, но к ним чаще применяют термин «управляемая система».
Исследование процесса менеджмента и его этапов дают возможность последовательно ознакомиться со всеми управленческими категориями, оказать взаимосвязи между ними, понять характер и особенности осуществления управленческого влияния. Это содействует формированию у будущих экономистов и менеджеров управленческого мышления, руководящих привычек, способности к принятию управленческих решений.
Осуществляет функции управления субъект менеджмента, которым может быть один человек или группа людей. Субъектом менеджмента (субъектом управления) есть работники управляющей и управляемой систем организации, их профессиональный и квалификационный уровень, степень выполнения ими полномочий, объемы ответственности, а также взаимосвязи в системе менеджмента. От субъекта управления след отличать субъект управленческой деятельности, которым может быть только физический лицо, индивид. Именно через субъектов управленческой деятельности, которые могут принадлежать как к субъектам, так и к объектам управления, реализуются управленческие отношения. Субъект управленческой деятельности – лицо, которое реализует управленческие отношения.
Соотношение категорий «управление» и «менеджмент»
Термин «менеджмент» в Украине начали использовать в начале 90- х годов XX ст., что было обусловлено падением командно-административной экономической системы и началом интеграции страны в мировое экономическое пространство. Возле с ним применяется термин «управление». Однако между этими сроками существует существенное отличие, поэтому их нельзя отождествлять. Управления – это целенаправленное действие на объект с целью изменить его состояние или поведение в связи с изменением обстоятельств. Управлять можно техническими системами, компьютерными сетями, автомобилем, людьми и т.п. Менеджмент является разновидностью управления, который касается лишь управления людьми (работниками, коллективами работников, группами, организацией и т.п.).
Менеджмент – целенаправленное влияние на коллектив работников или отдельных исполнителей с целью выполнения поставленных задач и достижение определенных целей.
Феномен менеджмента вызвал заинтересованность представителей многих наук и профессий. Ныне в мире существует свыше пятидесяти определений понятия «менеджмент». В его основе лежит английский глагол «to manage» – руководить, которое происходит от латинского «manus» – рука.
Относительно организации как социотехнической системы эти сроки часто используются как синонимы. Различаются они лишь тем, что, говоря об «менеджменте», имеют на внимании выполнения руководящих действий профессиональным управленцем – менеджером, который имеет специальную подготовку и необходимые знания для управления людьми. Поэтому в дальнейшем термин «менеджмент» и «управление» будем употреблять как равнозначные. Менеджмент охватывает процессы планирования, организация, мотивации и контроля, в процессе которых формируются и достигаются обозначенные цели. Характерной особенностью современного менеджмента является тесная связь с социологией, психологией, конкретными эмпирическими исследованиями организации.
Парадигмы менеджмента дают разные толкование этого понятия и его роли в производственно-хозяйственной деятельности. Например, Оксфордский словарь английского языка дает такие его толкование. Менеджмент – это образ и манера общения с людьми (работниками). Менеджмент – это власть и искусство руководства. Менеджмент – это умения и административные привычки организовывать эффективную работу аппарата (служб работников). Менеджмент – это органы управления, административные единицы, службы и подразделы.
Нередко менеджмент трактуется как совокупность принципов, методов, средств, функций и форм управления организациями, учреждениями с целью реализации стратегических планов, достижение эффективности производства и увеличение прибыли.
С функциональной точки зрения менеджмент – это процесс планирования, организация, мотивирование, контролирование и регулирование, призван обеспечить формирование и достижение целей организаций (предприятий, обществ, банков, ассоциаций и их подразделов).
По направлениям реализации функций менеджмент разделяют на такие виды: производственный менеджмент; финансовый менеджмент; менеджмент персонала; инновационный менеджмент; управление маркетингом.
Менеджеров рассматривают как распорядителей экономического жизни общества. В менеджменте основными есть такие категории: «организации», «функции управления», «уровни управления», «методы менеджмента», «стиле руководства», «коммуникации», «управленческие решения» и т.п.
Управление, которые характеризуется определенными функциональными приоритетами. На практике – это определения общего замысла управления, обеспечение необходимой направленности развития фирмы и наблюдения за общим по состоянию дел.
Администрирование– организационная деятельность в сфере управления через организационно-распорядительные методы, которые опираются на приказы, распоряжение, установки, которые поступают сверху.
У менеджеров-практиков и ученых еще и до сих пор не существует единства взглядов относительно сущности менеджмента: менеджмент – это профессия, ориентированная на практическое использование. Главное здесь – реальный результат, который обеспечивается накопленным опытом менеджера; менеджмент – это процесс достижения цели организации с помощью других людей (главное для менеджера – это искусство общения с людьми и управление ими); менеджмент – процесс принятия рациональных решений.
В последние годы наблюдается определенная конвергенция взглядов на то, что же такое менеджмент. В широком понимании менеджмент – это одновременно система научных знаний, искусства и опыта, воплощенных в деятельность профессиональных управленцев для достижения целей организации путем использования работы, интеллекта и мотивов поведения других людей. В узком прагматическом значении сущность менеджмента лучше за все воспринимается из позиций системного подхода. Работа менеджеров именно и заключается в том, лишь бы соединить и скоординировать использование указанных ресурсов для достижения целей (элементов выхода) организации. Как же менеджеры достигают этого? – в процессе выполнения основных функций менеджмента: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивирование; 4) контроль.
Указанные функции менеджмента выполняются в определенной последовательности, которая и образовывает понятие «цикл менеджмента». Коммуникация и принятия решений полагают связующими процессами, поскольку они нужны для реализации всех основных функций.