Задачи изучения дисциплины
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель преподавания дисциплины
Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их. Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух основных позиций:
Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия, производственного отделения. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях - одна из первоочередных задач.
Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и объединений на мировые рынки обусловливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.
Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические решения) высокие требования. Важнейшей функцией высшего руководства предприятий становится разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях. Постоянное обновление продукции должно стать определяющим фактором выживания отдельных предприятий, стабилизации и дальнейшего процветания российской экономики.
Важно учитывать, что первостепенная задача менеджмента заключается в создании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.
Сказанное выше предъявляет высокие требования к подготовке и в первую очередь тех, которые будут заняты в экономической сфере деятельности и связаны с подготовкой и принятием решений в этой области. Знание ими проблем теории и практики менеджмента обязательно:
Задачи изучения дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины являются:
1) изучение истоков формирования управленческих идей и взглядов и их дальнейшей эволюции в разные исторические периоды в различных странах, а также связи современного состояния управленческой мысли с прошлым;
2) структурирование информации о достижениях управленческой мысли в различные периоды истории;
3) ознакомление с современными отечественными и зарубежными моделями, подходами, школами управления и менеджмента;
4) изучение основных законов и принципов построения и функционирования различных организационных систем;
5) овладение методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния;
6) формирование у студентов научного представления об управлении;
7) формирование потенциала интеграции все знаний, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера.
Студент должен знать:
основные теории, созданные представителями основных научных школ менеджмента;
принципы развития и закономерности функционирования организации;
понятие, категории и основные инструменты менеджмента;
методы построения объектов, явлений, моделей и процессов в менеджменте;
основы построения, расчета и анализа современной системы показателей эффективности менеджмента организации;
основные этапы менеджмента как науки и профессии;
роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
виды управленческих решений и методы их принятия;
основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;
Студент должен уметь:
определять условия и факторы развития менеджмента;
выделять этапы и школы в развитии менеджмента;
анализировать многообразие моделей управления;
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организаций, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;
анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
управлять конфликтными ситуациями в компании
использовать количественные и качественные методы принятия управленческих решений
применять основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач
проводить оценку результатов и осуществлять контроль реализации управленческих функций и решений
использовать разработки основных школ менеджмента в практике управления компанией
Студент должен иметь навыки:
самостоятельного усвоения новых знаний в области управленческой деятельности;
анализа функционирования менеджмента в системе управления предприятием;
проектирования организационных систем;
использования методов реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);
использования современных технологий эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;
использования методов и инструментов управления, разработанных в рамках основных школ менеджмента;
формирования и совершенствования организационной структуры компании;
использования методов и инструментов осуществления контроля реализации управленческих функций;
применения эффективных систем мотивации персонала компании;
использования методов и инструментов обработки информации и принятия управленческих решений;
использования методов и инструментов управления конфликтными ситуациями в компании;
использования методов проектирования межличностных, групповых и организационных коммуникаций