Методология исследования
Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает:
· определение целей;
· предмета исследований;
· границ исследования;
· выбор средств и методов исследований;
· средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.
Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым относятся:
потребность в исследованиях;
объект и предмет исследования;
ресурсы для проведения исследований;
эффективность исследований;
результаты исследований.
Потребность в исследованиипредопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей.
Объектом исследованийявляется система управления конкретной организации. Для ее изучения необходимо знать утвержденные схемы управления, должностные инструкции, положения о подразделениях.
Предметом исследованияявляются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления. При этом предметом исследования является конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований. Среди этих проблем могут быть следующие:
· развитие структуры управления;
· мотивация персонала;
· мотивация техники и информационных систем управления;
· разработка управленческих решений;
· подготовка персонала и др.
Выбор основной проблемы организации, сдерживающей ее развитие, ее всестороннее исследование и анализ − это интуиция и мастерство, профессионализм менеджера и руководителя организации.
Ресурсы − это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.
Эффективность исследованийтребует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных результатов.
Результаты исследованиймогут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура.
С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела: теоретический, методический, организационный.
В теоретическом разделеопределяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования.
Методический разделсодержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.
Организационный разделпредставляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут проводить исследование системы управления.
При проведении системного анализа важен коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:
специалисты в области системного анализа − руководители группы и будущие руководители проектов;
инженеры по организации производства;
экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;
специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;
психологи и социологи.
В общем виде организацию проведения исследования можно представить следующим образом:
подготовка исследования, т.е. разработка программы, определение единиц наблюдения, определение методов сбора информации, проведение пробного (пилотажного) исследования;
сбор необходимой информации с учетом ее синтаксических, семантических и прагматических аспектов;
подготовка информации к обработке;
обработка информации, ее анализ;
подготовка результатов исследования.
Сбор данныхявляется основным этапом исследования. Для этих целей используется ряд методов, среди которых наиболее эффективными являются:
беседы со специалистами аппарата управления;
изучение технико-экономических и статистических сведений о развитии производства;
изучение опыта развития родственных предприятий.
Особое значение в исследовании имеют беседы с персоналом аппарата управления, которые в короткие сроки позволяют получить сведения о положительных и отрицательных факторах в развитии объекта, проанализировать и обобщить эти данные, а также наметить конкретные направления работ. Во многих случаях сведения по определенной группе факторов легче и быстрее получить в ходе беседы с работниками предприятия.
Результаты анализа представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии. Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений системы управления. Итоги обсуждения фиксируют в специальном документе и используют при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия или рассматриваемой организации.
С точки зрения организации проведения исследования можно выделить следующие формы:
индивидуальные и коллективные исследования;
исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами;
централизованная и децентрализованная организация;
специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения;
привлечение специализированных консалтинговых организаций.