Разработка научного аппарата исследования, методология исследования.

Курсовая работа начинается с раздела «Введение». Во введении обосновывается актуальность работы, характеризуется ее объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, используемые методы. Рекомендуемый общий объем введения – две – четыре страницы.

Объектомисследования могут быть определенные формы поведения или деятельности людей (Н-р: «девиантное поведение подростков», «игровая деятельность детей»), психические явления, процессы, состояния, свойства (Н-р: «внимание детей дошкольного возраста», «самооценка младшего школьника»).

Предметисследования конкретизирует и уточняет объект, раскрывает его характеристики (Н-р: «виды и причины девиантного поведения подростков», «предпосылки формирования игровой деятельности в раннем возрасте», «методы диагностики и коррекции внимания старших дошкольников», «факторы формирования самооценки младшего школьника»).

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат, формулировка цели обычно начинается со слов «Изучить…», «Выявить…», «Определить…», «Дать характеристику…».

Рекомендуется формулировать цель работы с позиции следующих ожидаемых результатов:

1) Изучить психическое явление; описать психологический феномен (Н-р: «Изучить причины и проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста»; «Изучить причины и особенности суицидального поведения у современных подростков»).

2) Изучить структуру психического явления или факторов, влияющих на него (Н-р: «Изучить причины, структуру и проявления кризиса трех лет, а также влияющие на его протекание факторы»; «Изучить структуру школьной тревожности у учащихся начальных классов»).

3) Выявить психологические различия у испытуемых, относящихся к разным группам (Н-р: «Выявить особенности проявления речевой агрессии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; «Изучить особенности невербального мышления у дошкольников с нормальным и задержанным психическим развитием»).

4) Выявить взаимосвязи психических явлений (Н-р: «Изучить влияние темперамента и типа эмоционального реагирования на психическое состояние студентов»; «Изучить взаимосвязь тревожности и статусного положения ребенка в группе сверстников»).

5) Изучить динамику возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний (Н-р: «Изучить динамику переживания чувства одиночества в подростково-юношеском возрасте»).

6) Изучить изменения психических явлений в определенных условиях, в результате коррекционной работы (Н-р: «Изучить зрительно-двигательную координацию у детей дошкольного возраста и апробировать методику психолого-педагогической работы по ее развитию и совершенствованию»).

7) Разработать и апробировать (или адаптировать) методику (консультативную, исследовательскую, диагностическую, развивающую, коррекционную) (Н-р: «Разработать и апробировать комплексную коррекционно-диагностическую программу психологической работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста»; «Разработать и апробировать на студенческой выборке диагностическую цветогеометрическую методику»; «Апробировать на взрослых испытуемых и адаптировать детский невербальный тест КТТМ – краткий тест творческого мышления»).

8) Обобщить, классифицировать, типологизировать какие-либо данные (Н-р: «Изучить, обобщить и классифицировать методы диагностики акцентуаций характера у подростков, сравнить подходы различных авторов»).

Гипотезаисследования - это предположение, которое подлежит эмпирической проверке (требует доказательств) и представляет собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза определяется целью всего исследования. Студенты часто затрудняются сформулировать гипотезу, особенно при написании первой курсовой работы. Ниже приводятся примеры самых простых вариантов формулирования гипотезы исследования. При этом нужно иметь в виду, что объект, предмет, цель работы и гипотеза должны представлять собой единую «логическую связку».

Примеры формулировок гипотезы исследования:

· «В суицидальном поведении подростков суицидальные фантазии преобладают над суицидальными намерениями (суицидальные фантазии наблюдаются значительно чаще, чем суицидальные намерения)»;

· «Признаки кризиса трех лет у детей проявляются неравномерно: одни симптомы кризиса наблюдаются чаще, чем другие, степень выраженности симптомов меняется на протяжении кризисного периода»;

· «По мере взросления ребенка, от дошкольного к младшему школьному возрасту, речевая агрессия становится все более ярко выраженной и все чаще используется детьми»;

· «У детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточность различных видов восприятия: зрительного, слухового, пространственно-временного».

Задачи работы конкретизируют цель исследования и подразделяют ее достижение на определенные этапы, например:

1) Проанализировать психологическую литературу по проблеме… (указывается проблема исследования), выявить… (указывается, какие именно аспекты данной темы хочет найти в литературе студент).

2) Подобрать методики исследования… (Чего? Какого процесса, свойства, качества, явления?) и изучить… (Какие процессы, свойства, явления?).

3) Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

4) Предложить рекомендации по … (коррекции/ профилактике/ диагностике/ преодолению… чего?)

Последовательно решая поставленные задачи, студент продвигается к достижению цели. Обычно в курсовой работе рекомендуется формулировать не более трех – четырех задач.

3.Проведение исследования, сбор эмпирических данных с помощью выбранных методов.

Для сбора первичных эмпирических данных чаще всего используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, специальные диагностические либо исследовательские методики. Оптимально использование не более трех-четырех методик.

Численность выборки испытуемых для исследования должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. Обычно она составляет от 20 до 50 человек, хотя в зависимости от целей исследования может варьировать от одного до нескольких сотен человек. Сначала рекомендуется провести пробный эксперимент с двумя – тремя испытуемыми. Его цель – проверка доступности для детей (подростков, студентов) речевой инструкции и экспериментального материала, уточнение количества серий опытов, состава испытуемых и др. Следует заранее подготовить форму ведения чернового протокола исследования (обычно это таблица с именами испытуемых).

Полученные данные лучше всего представлять в табличной форме. Примеры оформления таблиц см. ниже.

Наши рекомендации