Тема 1.1 Введение в менеджмент
Определение понятия «менеджмент». Соотношение понятий «управление» и «менеджмент». Подходы к определению сущности менеджмента.
Необходимость и значение менеджмента в организации. Цели и задачи менеджмента. Субъект и объект менеджмента.
Приступая к рассмотрению вопросов менеджмента следует в первую очередь остановиться на понятийном аппарате. Что такое менеджмент, можно ли говорить, что менеджмент и управление - одно и тоже или это не тождественные понятия, какие категории менеджмента используются в теории и в практической деятельности – вот те вопросы, ответ на которые необходимо получить прежде всего.
В современной учебной и научной литературе по менеджменту нет единого, общепринятого определения данного понятия. Тем не менее, основные признаки, на которые обращается внимание, как правило, являются общими. Таким признаком является, прежде всего, управление (не случайно английская интерпретация «management» означает управление, заведование, организация). Но этого недостаточно. Дело в том, что менеджмент не существует вообще, абстрактно. Он всегда связан с организацией в широком смысле этого слова: предприятием, корпорацией, учреждением и т.п. Следует принимать во внимание и еще одно условие. Ни одна организация не существует бесцельно. Когда мы говорим о менеджменте применительно к организации, то необходимо учитывать такой фактор, как целенаправленность. Исходя из указанных основных признаков, можно дать следующее определение: менеджмент – это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности.
Английское слово «менеджмент» происходит от латинского слова «манус» - рука. Первоначально термин использовался для управления животными и означал искусство управлять лошадьми. Позже он был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
Словарь иностранных слов определяет менеджмент как управление производством и совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова рассматривают менеджмент как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как способ, манеру общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; орган управления, административную единицу.
Таким образом, можно отметить, что содержание понятия «менеджмент» многоаспектно. Его можно рассматривать с различных точек зрения.
1. Менеджмент как функция. Выделение менеджмента в отдельную функцию связано с промышленной революцией и зарождением капитализма. В это время происходит отделение управленческого труда от непосредственного выполнения работы, а также отделение его от собственности и зарождение класса профессиональных управляющих – менеджеров. Менеджмент как функция связан с выполнением определенных управленческих действий – функций. По А. Файолю классически можно выделить пять таких функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»
2. Менеджмент как процесс. Менеджмент рассматривается как процесс, то есть как серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом. То есть в соответствии с данным аспектом менеджмент предстает перед нами как динамично развивающееся явление, целью которого является решение задач организации, эффективное удовлетворение нужд потребителей.
3. Менеджмент – это люди, управляющие организацией, то есть определенная категория людей – профессиональных управляющих. Менеджмент как универсальная деятельность менеджера в различной степени обособлен от других видов деятельности в организации. Однако отделение управленцев от других работников не является постоянных и неизменным. В работах современных исследователей значительное внимание уделяется необходимости устранения некоторых аспектов иерархии менеджмента. Некоторые ученые придерживаются точки зрения о том, что обособление функции управления – неизбежное следствие роста крупных организаций. В тоже время А. Файоль указывал: « Менеджмент… не является ни исключительной привилегией, ни определенной ответственностью главы или руководящего звена компании; это деятельность распределенная, как и прочие виды деятельности, между руководством компании и ее сотрудниками». Поэтому наиболее универсальным является следующее определение. Менеджер – это индивид, выполняющий работу с помощью других людей.
4. Менеджмент – это аппарат управления. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Аппарат управления придает организации целостность, позволяет устанавливать взаимосвязи между ее отдельными структурными элементами, координировать соответствующих образом их деятельность и эффективно достигать поставленных целей.
5. Менеджмент как наука и искусство управления. Выделение менеджмента в самостоятельную область деятельности произошло только в конце 19-го века. Менеджмент как наука имеет свой специфический предмет, методологию, методы и подходы к изучению и решению проблем. В начале 20-го века были сформулированы и получили практическое применение основные концепции менеджмента как науки управления: научного управления, административного управления, управления с позиций человеческих отношений, управления с позиции поведенческих наук, количественный подход.
Понимание менеджмента как искусства связано с тем, что организации – это сложные социально-технические системы, которые испытывают на себе влияние многочисленных (а часто мало предсказуемых) факторов внешней и внутренней среды организации. Это требует от людей, основу деятельности которых составляет решение управленческих задач, не только научного подхода, но и искусства его применения в различных ситуациях.
В настоящее время понятие «менеджмент» используется как идентичное понятию «управление». Действительно эти понятия являются родственными. Прежде всего, родственность выражается в том, что управление – это основа, на которой возник менеджмент. Управление имеет многовековую историю. На определенном этапе, а именно, в конце XIX - начале XX столетия, развитие управления привело к появлению менеджмента. В этот период времени стали возникать и быстро распространяться в США и в других странах акционерные компании. В данных предприятиях происходило расщепление капитала на капитал – собственность и капитал – функцию. Собственники компаний все чаще нанимали особых работников – управленцев, которые явились прообразом будущих менеджеров.
Нельзя не сказать и о таком аспекте взаимодействия менеджмента и управления, как наличие ряда общих принципов. В частности, к их числу относятся координация, системность, целенаправленность.
Однако имеются и некоторые отличия. Подводя итог всему сказанному, можно отметить что «управление» по сравнению с «менеджментом» более широкое понятие, так как может быть использовано не только в отношении социально-экономических, но и в отношении биологических и технических систем.
Термин «менеджмент» обычно употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как управление охватывает различные сферы общественной деятельности. Например, государственное управление, общественное управление, управление войсками.
Необходимо учитывать также исторические и социально-политические особенности. Менеджмент, как об этом уже говорилось, возникает на определенном этапе развития управления, в частности в момент перехода к капиталистическому строю, основывающемуся на рыночной экономике.
Менеджмент по-особому подходит к развитию организации. В обычном управлении основная задача руководителя сводится к тому, чтобы соединить факторы производства в едином процессе. Здесь наблюдается в определенной мере механический подход. Разумеется, обращается внимание на то, чтобы средства производства и работники соответствовали друг другу (например, квалификация персонала и уровень технологии). Но общий технократический подход остается. В менеджменте, особенно после появления школы «человеческих отношений», организация рассматривается прежде всего как социальная система, то есть система отношений между людьми. В связи с этим возникают новые задачи. Такие, в частности, как выявление в составе организации социальных групп и отношений между ними, образование малых групп как необходимого условия мобилизации коллективных усилий, создание формальных и неформальных коллективов.
Необходимость менеджмента в рыночной экономике определяется наличием организации, в которой люди работают для достижения общей цели и удовлетворения своих интересов. Управление организацией выступает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов. При этом особое значение имеют те функции, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации. Согласованность в совместной деятельности людей – суть управления. Как отмечали классики, отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр же нуждается в дирижере.
Менеджмент аккумулирует управленческий опыт и знания, накопленный за тысячи лет и дополняет его новыми подходами, принципами, методами. Это позволяет говорить о нем не просто как о теории и практике, а как об особой науке управления. В разные периоды времени перед управленцами – практиками возникали проблемы, решение которых лежало за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX века одной из основных проблем, стоящей перед многими предприятиями, было повышение производительности труда. Существовавших в тот период школы менеджмента, такие, как школа научного управления и административная школа предлагали рекомендации относительно способа решения этой проблемы. В конце XX- начале XXI веков условия изменились. На первый план выходят проблемы гибкости и адаптивности организаций к постоянным изменениям внешней среды, которые вызвали необходимость управления средой организации. И вновь менеджмент как наука приходит на помощь практике, обосновывая наиболее рациональное поведение компанией в рыночной среде.
Современный менеджмент помогает большому числу предприятий и организаций определять свое будущее развитие. Не случайно один из известных исследователей проблем управления А.Файоль обращал внимание на то, что управлять – это значит предвидеть, планировать, организовывать, наслаждаться, координировать и контролировать. В настоящее время, когда условия конкурентной борьбы заставляют ее участников постоянно совершенствовать формы и методы работы на рынке, менеджмент необходим для поиска наиболее эффективных управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, но помогает, вооружая инструментами решения конкретных проблем.
С момента своего возникновения до настоящего времени менеджмент рассматривается как необходимый элемент рыночной экономики. В обобщенном виде его значение определяется тем, что менеджмент позволяет принимать грамотные управленческие решения.
Говоря о значении менеджмента, следует обратить внимание на то, что в данном случае поле управления не ограничивается предприятиями и организациями, промышленностью, транспортом или другими отраслями. По мере своего развития общество становится все более организованным. Большинство общественных проблем решается в организациях и через организации. Поэтому менеджмент охватывает все социальное пространство, включая и социальную сферу. Его начинают рассматривать как глобальное явление, своеобразный ответ социума на дезорганизующие изменения в развивающейся социальной среде, в которой ни одна сложная задача не решается вне управленческого воздействия. Иначе говоря, речь идет о менеджменте в широком смысле, как о системе управления обществом.