Гендерные особенности стиля руководства
Мужчин и женщин в организации
В настоящее время все чаще в топ-менеджменте можно встретить женщину-руководителя. Выделяется особая прослойка «деловых женщин». Особенно это заметно в развитых странах. Уже в начале XXI века в США женщинам принадлежало более 50 % денежных средств страны, на них было выписано более 65 % счетов, им принадлежало 57 % ценных бумаг, 74 % домов.
Проблема участия женщин в управлении актуальна и для России. На протяжении многих десятилетий наблюдалось преобладание женского населения. Число занятых женщин растет в связи с проникновением в новые сегменты рынка.
Многие женщины стремятся к достижению высокого социального статуса, успеха, карьеры.
Гендерные аспекты затрагивают особенности различных стилей руководства, межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и черт интеллекта. Исследования показывают, что по ряду показателей имеются существенные различия. В результате было доказано, что женщины обладают качествами, которые указывают на их вполне благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности (табл. 5.5).
Таблица 5.5
Гендерные отличия в управленческой деятельности
Характеристики | Мужчины | Женщины |
Способ преодоления препятствий | Интеллект, сила | Хитрость, ловкость |
Ориентированность на проблемы | Перспективная | Текущая |
Потребность в эмоциональных стимулах | Пониженная | Повышенная |
Основа решений | Рассудочность | Чувственность |
Характер | Замкнутый | Открытый |
Отношение ко внешнему миру | Реалистичное критичное | Идеализированное интуитивное |
Поведение | Сдержанное | Эмоциональное |
Преобладающий тип мышления | Словесно-логический | Наглядно-действительный |
Объект внимания | Содержание | Форма |
Наблюдательность и точность | Пониженные | Повышенные |
Ориентированность | Деловая | Личная |
Отношение к другим | Прямолинейное | Гибкое |
Действие словесного поощрения | Расслабляющее | Возбуждающее |
Реакция на критику | Агрессивная | Спокойная |
Анализ данных показывает, что по некоторым параметрам женщины обладают явными преимуществами для успешного управления.
Многие исследователи, ученые, психологи предпринимают попытки представить деятельность женщины-руководителя как использование одной из двух противоположных друг другу моделей управления - «железная леди» и «старшая сестра».
«Железная леди» холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она в совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективное средство. Она строга и требовательна к подчиненным, в системе мотивации опирается на наказания, от подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них, главным образом, профессиональные способности.
«Старшая сестра» опирается на коллективные формы принятия решения, поощряет дискуссии и полемику. Она предпочитает, чтобы рядом с ней работали такие же сильные коллеги, как она сама. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Она ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для нее важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. В системе мотивации делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу.
Оба типа женщины-руководителя являются прямо противоположными. В практике управления они дают различные сочетания, что позволяет сделать вывод о многообразии и специфике подходов к управлению «женщины-менеджера».
При всех преимуществах женского управления замечено, что мужской стиль более эффективен при решении как простых задач, так и в ситуациях высокой неопределенности. Женский стиль эффективен в рутинной работе. На высших уровнях руководства предпочтительнее мужчины, на средних – женщины.
Таким образом, использование гендерного подхода к управлению актуально и целесообразно в современных условиях и имеет практическую значимость.
Контрольные вопросы
1. Кого называют руководителем?
2. В чем заключается управленческая функция «руководство»?
3. В чем отличие деятельности функциональных и линейных руководителей?
4. Какие основные задачи решает руководитель?
5. Какие требования предъявляются к современному руководителю?
6. Какая из групп качеств руководителя самая главная?
7. Какими путями приобретается авторитет руководителя?
8. Чем отличаются методы руководства от стилей руководства?
9. Какие параметры лежат в основе определения различных стилей руководства?
10. В каких условиях наиболее приемлем авторитарный, демократический, либеральный стиль?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Понятия «менеджмент» и «управление» соотносятся между собой следующим образом:
а) Эти понятия тождественны, ибо в переводе на русский язык менеджмент означает управление.
б) Менеджмент является лишь разновидностью управления, имея с ним общие черты и видовые отличия.
в) Понятие «менеджмент» включает лишь те процессы, которые связаны с деятельностью человека.
г) Менеджмент - это всего лишь искусство управления, т.е. одна из его характеристик.
2. Для того, чтобы полнее учитывать в практике управления позитивные стороны российского менеджмента, необходимо:
а) Знать зарубежный опыт, оценка которого позволяет полнее увидеть преимущества и трудности российского менеджмента.
б) Использовать научный подход к управлению, который высвечивает все его преимущества и недостатки.
в) Развивать и мотивировать искусство управления. Понимание и учет особенностей национальной культуры и традиций проявляются только в искусстве управления.
г) Обеспечить профессионализм управления. Поиск и использование всяких преимуществ зависят от степени профессионализма.
3. На менеджмент оказывают влияние следующие особенности состояния культуры:
а) Менеджмент не зависит от культуры, потому что построен на деловых отношениях.
б) Культура препятствует менеджменту, потому что во многих случаях ставит барьеры эффективных коммуникаций, особенно при общении с зарубежными партнерами.
в) Культура, если она учитывается, повышает эффективность менеджмента.
г) Культура – это элемент механизма управления и в этом ее роль и значение.
4. Роль западной модели менеджмента в современных условиях экономического развития России проявляется в следующем:
а) Менеджмент – это эффективное управление, подтвержденное практикой. Надо, не задумываясь, использовать эту модель в наших условиях.
б) Менеджмент эффективен лишь в западных условиях. В России он не даст заметного успеха.
в) Менеджмент – не абсолют эффективности. Надо использовать его позитивные стороны и не перенимать отрицательные черты.
г) Любое управление отражает национальные и исторические особенности, культуру и менталитет. Надо трансформировать менеджмент в российский его аналог, а не перенимать западные модели.