Гендерные особенности стиля руководства

Мужчин и женщин в организации

В настоящее время все чаще в топ-менеджменте можно встретить женщину-руководителя. Выделяется особая прослойка «деловых женщин». Особенно это заметно в развитых странах. Уже в начале XXI века в США женщинам принадлежало более 50 % денежных средств страны, на них было выписано более 65 % счетов, им принадлежало 57 % ценных бумаг, 74 % домов.

Проблема участия женщин в управлении актуальна и для России. На протяжении многих десятилетий наблюдалось преобладание женского населения. Число занятых женщин растет в связи с проникновением в новые сегменты рынка.

Многие женщины стремятся к достижению высокого социального статуса, успеха, карьеры.

Гендерные аспекты затрагивают особенности различных стилей руководства, межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и черт интеллекта. Исследования показывают, что по ряду показателей имеются существенные различия. В результате было доказано, что женщины обладают качествами, которые указывают на их вполне благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности (табл. 5.5).

Таблица 5.5

Гендерные отличия в управленческой деятельности

Характеристики Мужчины Женщины
Способ преодоления препятствий Интеллект, сила Хитрость, ловкость
Ориентированность на проблемы Перспективная Текущая
Потребность в эмоциональных стимулах Пониженная Повышенная
Основа решений Рассудочность Чувственность
Характер Замкнутый Открытый
Отношение ко внешнему миру Реалистичное критичное Идеализированное интуитивное
Поведение Сдержанное Эмоциональное
Преобладающий тип мышления Словесно-логический Наглядно-действительный
Объект внимания Содержание Форма
Наблюдательность и точность Пониженные Повышенные
Ориентированность Деловая Личная
Отношение к другим Прямолинейное Гибкое
Действие словесного поощрения Расслабляющее Возбуждающее
Реакция на критику Агрессивная Спокойная


Анализ данных показывает, что по некоторым параметрам женщины обладают явными преимуществами для успешного управления.

Многие исследователи, ученые, психологи предпринимают попытки представить деятельность женщины-руководителя как использование одной из двух противоположных друг другу моделей управления - «железная леди» и «старшая сестра».

«Железная леди» холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она в совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективное средство. Она строга и требовательна к подчиненным, в системе мотивации опирается на наказания, от подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них, главным образом, профессиональные способности.

«Старшая сестра» опирается на коллективные формы принятия решения, поощряет дискуссии и полемику. Она предпочитает, чтобы рядом с ней работали такие же сильные коллеги, как она сама. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Она ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для нее важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. В системе мотивации делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу.

Оба типа женщины-руководителя являются прямо противоположными. В практике управления они дают различные сочетания, что позволяет сделать вывод о многообразии и специфике подходов к управлению «женщины-менеджера».

При всех преимуществах женского управления замечено, что мужской стиль более эффективен при решении как простых задач, так и в ситуациях высокой неопределенности. Женский стиль эффективен в рутинной работе. На высших уровнях руководства предпочтительнее мужчины, на средних – женщины.

Таким образом, использование гендерного подхода к управлению актуально и целесообразно в современных условиях и имеет практическую значимость.

Контрольные вопросы

1. Кого называют руководителем?

2. В чем заключается управленческая функция «руководство»?

3. В чем отличие деятельности функциональных и линейных руководителей?

4. Какие основные задачи решает руководитель?

5. Какие требования предъявляются к современному руководителю?

6. Какая из групп качеств руководителя самая главная?

7. Какими путями приобретается авторитет руководителя?

8. Чем отличаются методы руководства от стилей руководства?

9. Какие параметры лежат в основе определения различных стилей руководства?

10. В каких условиях наиболее приемлем авторитарный, демократический, либеральный стиль?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Понятия «менеджмент» и «управление» соотносятся между собой следующим образом:

а) Эти понятия тождественны, ибо в переводе на русский язык менеджмент означает управление.

б) Менеджмент является лишь разновидностью управления, имея с ним общие черты и видовые отличия.

в) Понятие «менеджмент» включает лишь те процессы, которые связаны с деятельностью человека.

г) Менеджмент - это всего лишь искусство управления, т.е. одна из его характеристик.

2. Для того, чтобы полнее учитывать в практике управления позитивные стороны российского менеджмента, необходимо:

а) Знать зарубежный опыт, оценка которого позволяет полнее увидеть преимущества и трудности российского менеджмента.

б) Использовать научный подход к управлению, который высвечивает все его преимущества и недостатки.

в) Развивать и мотивировать искусство управления. Понимание и учет особенностей национальной культуры и традиций проявляются только в искусстве управления.

г) Обеспечить профессионализм управления. Поиск и использование всяких преимуществ зависят от степени профессионализма.

3. На менеджмент оказывают влияние следующие особенности состояния культуры:

а) Менеджмент не зависит от культуры, потому что построен на деловых отношениях.

б) Культура препятствует менеджменту, потому что во многих случаях ставит барьеры эффективных коммуникаций, особенно при общении с зарубежными партнерами.

в) Культура, если она учитывается, повышает эффективность менеджмента.

г) Культура – это элемент механизма управления и в этом ее роль и значение.

4. Роль западной модели менеджмента в современных условиях экономического развития России проявляется в следующем:

а) Менеджмент – это эффективное управление, подтвержденное практикой. Надо, не задумываясь, использовать эту модель в наших условиях.

б) Менеджмент эффективен лишь в западных условиях. В России он не даст заметного успеха.

в) Менеджмент – не абсолют эффективности. Надо использовать его позитивные стороны и не перенимать отрицательные черты.

г) Любое управление отражает национальные и исторические особенности, культуру и менталитет. Надо трансформировать менеджмент в российский его аналог, а не перенимать западные модели.

Наши рекомендации