Исторические предпосылки менеджмента

Введение

Во все времена управление, или менеджмент, в значитель­ной мере рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и разви­тия производственно-хозяйственной деятельности.

К настоящему времени накоплен богатый практический опыт управления в области промышленности, торговли, коопера­ции, сельского хозяйства и т. п.

Формирование в России рыночных отношений, обретение ор­ганизациями самостоятельности, рост конкуренции сделали про­сто необходимым изучение и использование, с учетом россий­ских условий, опыта управления в передовых зарубежных стра­нах и ведущих мировых фирмах, обобщение накопленного отече­ственного опыта, а также проведение дальнейших научных ис­следований, подготовку специалистов в области менеджмента.

В современных российских условиях, в период активных социально-экономических преобразований, менеджмент играет особую роль, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. Только эффективный менеджмент способен обеспечить сохране­ние и устойчивое развитие организаций, адаптацию их к посто­янно меняющейся рыночной среде.

В связи с этим сегодня нет более трудной и ответственной профессии, чем профессия руководителя. Это предъявляет особые требования к подготовке современных профессиональных управляющих - менеджеров.

Цель учебного курса "Менеджмент" состоит в ов­ладении студентами научными принципами и методами системы менеджмента как комплексной системы обеспечения конкуренто­способности управляемого объекта на конкретном рынке, закреп­лении необходимых навыков для применения их на практике.

Содержание пособия базируется на общих межнациональных принципах науки и практики менеджмента, одновременно с этим учитывает особенности современного российского менеджмента.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения, а также для самостоятельного изучения менеджмента. Содержание соответствует Государственному образова­тельному стандарту высшего профессионального образования .

Пособие включает в себя: введение, шесть глав основного текста, в каждой из которых имеются контрольные вопросы, а также список литературы и словарь терминов.

Содержание текста позволяет овладеть основами курса ме­неджмента. С помощью контрольных вопросов имеется возмож­ность проверить знания по данному курсу. Изучение рекомендуе­мой литературы способствует глубокому усвоению дисциплины.

Глава 1. История развития менеджмента

Исторические предпосылки менеджмента

Управление появилось вместе с людьми, с образованием че­ловеческого общества.

Управление выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласо­вания деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь ка­кой-либо общей цели, возникала задача координации их совмест­ных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становился руководителем, т.е. управ­ляющим, а другой - его подчиненным, т. е. управляемым.

Вероятно, впервые проблему управления взялись решить древние египтяне. Около 6 тысяч лет назад они признали необхо­димость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля результатов, а также поставили вопрос о децентрализации управления.

Примерно в то же время, в 1792-1950 гг. до н. э., в сосед­нем Вавилоне царь Хаммурапи провел ряд хозяйственных и ад­министративных реформ. Установил единую систему правил, норм и наказаний, законодательно установил уровень зарплаты.

В древней Шумерии на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, были записаны сведения о коммерческих сделках и законах государства, что также свиде­тельствует о наличии там практики управления.

Определенный вклад в теорию управления был внесен в эпоху античности, за 400 лет до н. э. Сократ сформулировал принцип универсальности управления. Его современник, персид­ский царь Кир, выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, т. е. мо­тивации. Он рассматривал также проблему обработки управлен­ческой информации и составления планов. Чуть позже в Греции занимались изучением метода выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации.

В 325 году до н. э. Александр Македонский создал впервые штаб как центр управления боевыми действиями.

В древности организации имели определенную структуру, в которой выделялись уровни управления. Существовали и круп­ные политические организации, руководителями которых явля­лись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы террито­рий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность этих организаций.

Шли годы, управление многими организациями станови­лось более четким и сложным, а сами организации - сильными и устойчивыми. Примером может служить Римская империя, кото­рая просуществовала сотни лет.

Почти все формы современного управления можно просле­дить в древних организациях, хотя их характер и структура управления существенно отличались от сегодняшних.

Хотя управленческая практика развивается с древних вре­мен, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но не то, как управлять организациями.

Понимание того, что организацией можно управлять сис­тематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей, возникло не в один момент. Эта концепция развивалась в тече­ние длительного периода, начиная с середины XIX в. до 20-х гг. XX века. В связи с этим считается, что менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX-XX веков.

Моментом оформления менеджмента как нау­ки принято считать начало XX века, когда Фредерик Тейлор в США, Анри Файоль во Франции и Вальтер Ратенау в Германии опубликовали свои первые работы по научной организации тру­да. Так, американский инженер Ф. Тейлор в 1911 году опублико­вал свою книгу "Принципы научного менеджмента". В ней управление впервые признано наукой и самостоятельной областью исследования. Это были первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления.

Появление менеджмента связано со сле­дующими основными условиями:

— органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со всевозрастающими трудностями управления;

— возникновением большого количества субъектов ры­ночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

— развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обусловливают необходимость профессионального подхода к управлению;

— появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя;

— рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами др.;

— попытками предпринимателей воспользоваться преиму­ществами техники, созданной в период промышленной револю­ции;

— желанием группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы.

Наши рекомендации