Понятие стиля руководства. Факторы, определяющие стиль. Три основных стиля руководства. Управленческая решетка менеджера ГРИД

Методы менеджмента: понятие, функциональное назначение, виды.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействий на управляемый объект для достижения поставленных перед организаций целей.

Функциональное назначение методов:

1. обеспечить высокую эффективность деятельности фирмы;

2. активировать творческую деятельность коллектива;

3. обеспечить слаженную работу.

Выделяют следующие методы управления:

1)организационно-административные - основанные на прямых директивных указаниях;

2)экономические - обусловленные экономическими стимулами;

3)социально-психологические - применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

3.Управленческие решения: понятие, виды и требования, предъявляемые к ним. Рациональная модель принятия решений и ее характеристика.

Управленческое решение представляет основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Это выбор альтернативы из нескольких вариантов.

Четыре основных вида решений:

рациональные - вытекают логически из сложившейся ситуации

компромиссные - связаны с ограничениями воли менеджера

интеллектуальные - основании знаний и опыта

интуитивные - внезапные решения исходящие из подсознания

Требования к управленческим решениям:

- иметь ясную цель

- быть обоснованным

- иметь адресата и сроки исполнения

- быть не противоречивыми

- быть правомерными

- конкретность, реальность, гибкость, признаваемость и совместимость

Рациональная модель предполагает выбор такого решения, которое принесет максимум выгоды для организации. При поиске решения проблема всесторонне исследуется, идет тщательный поиск альтернатив, отбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии устанавливаются в начале поиска. Решение принимается беспристрастно, на основе выбора лучшей альтернативы для организации. Эта модель является наиболее предпочтительной для организации.




Информация и коммуникация в менеджменте, их свойства. Классификация инф. и виды коммуникаций. Схема процесса коммуникаций и хар-ка основных этапов.

Информация для менеджера – новые знания, факты, данные понятные и оцененные как полезные для принятия управленческих решений.

Менеджер получает инф. как из внешних источников, так и внутренних и передает ее во внешнюю среду и среди подчиненных.

Инф. разделяется по целенаправленности (ценность инф.) и по качеству.

Целенаправленность включает 4 уровня ценности инф.:

- нулевой - средний (прибыль может увел. на 50%) - высокий (более чем на 50%) - сверхвысокий (более чем на 100%)

Качество инф. :

- насыщенность (соотношение между полезной и фоновой инф.)

- точность - новизна

- усвоение (наличие инф. шума, компактность, помехоустойчивость).

Различают:

- бизнес-инф. – данные о конкурентах

- деловая – инф. о внутринней и внешней среде

- релевантная – инф. относительно данной проблемы

- текущая – инф. в данный момент

- доверительная – инф. распространяется только по желанию владельца и на его условиях

- общедоступная – сокрытие инф. не допустимо, может получить каждый.

Свойства инф.:

1. Вещественные носители

2. Энергетические носители

3. Инф. относительно конкретного получателя, она не тождественна своему носителю

4. Инф. не изменяется при потреблении и может быть использована многократно

5. Способна накапливаться и этому нет предела

6. Острый дефицит нужной инф. при большом ее объеме

Коммуникация –передача инф., на основе которой руководитель получает инф., необходимую для принятия решения и доводит это решение до исполнителя.

Коммуникации как система состоят из 6 элементов: отправитель, получатель, каналы, сети, «барьеры» и собственно сообщение.

Коммуникации бывают:

- внутри предприятия

- между отделами

- не формальные ком. (слухи)

Процесс коммуникации включает следующие этапы:

1. Генерация идеи Сбор и обработка инф.

2. Отправитель

3. Кодирование инф.

4. Сообщение

5. Канал передачи инф.

6. Получатель

7. Декодирование

Понятие стиля руководства. Факторы, определяющие стиль. Три основных стиля руководства. Управленческая решетка менеджера ГРИД.

Стиль руководства (управления) - эта система (манера) поведения менеджера по отношению к подчиненным с тем, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению поставленных целей; это способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

На формирование стиля управления влияют следующие факторы: экономическая ситуация в стране; культурно – историческая среда; стиль руководства вышестоящего менеджера; личностные особенности конкретного руководителя. Стиль управления во многом определяет успех деятельности организации.

При выделении типов стилей управления исходят из характеристики основных параметров взаимодействия руководителя с подчиненными.

Традиционная классификация стилей управления выделяет:

авторитарный (автократический) - руководитель единолично принимает решения и требует от подчиненных их точного исполнения

демократический- подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность

либеральный- руководитель предоставляет широкую свободу и автономию подчиненных.

Управленческая решетка ГРИД позволяет определить стиль руководства по 9-бальной шкале по двум показателям: забота о производстве и забота о персонале. Величина показателей изменяется от 1 до 9 баллов.

Управленческая решетка включает пять основных стилей руководства:

1.1. «Нищета управления» - руководитель проявляет минимум заботы о производстве и о нуждах работников.

1.9. «Управление загородным клубом» - руководитель проявляет минимум заботы о производстве и максимум заботы о людях.

5.5. «Золотая середина» - руководитель ориентируется на средние показатели по труду и производству и среднюю удовлетворенность сотрудников.

9.1. «Власть руководителя, или режим подчинения руководителю». При этом стиле управления достигается высокий производственный результат без внимания к человеку.

9.9. «Коллективное управление, работа командой». Для этого стиля управления характерна максимальная забота о производстве и о людях.

6. Организация как функция менеджмента. Организационные структуры управления.

Организация -как функция менеджмента представляет собой совокупность специальных управленческих работ, целью которых является объединение людей для совместной деятельности. Она отвечает на вопрос, как делать, и сводится к следующему:

1. построение организационной структуры управления 2. установление последовательных действий исполнителей, продолжительность и сроки действий 3. оценка всех имеющихся ресурсов 4. установление взаимоотношений 5. самоорганизация

Организационная структура –это совокупность элементов и отношений между ними, характеризует систему как единое целое. Это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляемой и управл. системой.

Требования к организационной структуре:1. оптимальность 2. оперативность 3. надежность 4. экономичность 5. гибкость 6. устойчивость.

Независимо от вида орг. структуры, она формируется для достижения цели организации.

Виды орг. структур:1. сетевые организации 2. виртуальные организации 3. многомерные организации 4. этхократические 5. интеллектуальные 6. обучающие

7. Мотивация как функция менеджмента: понятие и содержание. Виды и формы мотив.

Мотивация - это внутреннее побуждение себя и других к деятельности для достижения поставленных целей.
Мотивы формируются если в обществе есть набор благ которые работник может приобрести работая на данном предприятии. Для приобретения этих благ необходимы трудовые усилия. Работа на данном предприятии позволяет получить эти блага быстрее чем где либо ещё.
В условиях рынка особенностью мотивов является то что мотивы направлены на себя и на других. Потребность работника удовлетворяется через стоимость товара.
При формировании мотивов необходимо учитывать что работник - личность, человек от которого зависит успех фирмы, мнение которого должно быть услышано. Результат зависит от мотивов и стимулов. Разновидностью мотивов и стимулов выступают оценивание и оценки. Они могут быть поощрительные, порицательные, замалчивающие.
2. Мотивация может быть внутренней и внешней.
Внутр.мотивация опр-ся содержанием и значимостью работы (интерес человека, возможность реализовать природные способности и склонности).
Внешняя мотивация может выступать в других формах:
- административной (выполнение работы по команде, приказу);
- экономической (осущ-ся через экон.стимулы: з/п, дивиденды).
Иногда внешнюю мотивацию называют стимулированием.
Типы мотивации работников:
- "Инструментально" мотивированный работник ориент-ван на "голый" заработок, желательно наличными и незамедлительно. Он противник других форм поощрения.
- Профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деят-сти реал-цию своих профес.способностей, знаний и возм-тей. Его волнуют содержание труда и характер работы. Для него типично развитое профес.достоинство.
- "Патриот" характ-ся тем, что основа его мотивации к труду - высокие идейные и челов-ие ценности: достижение равенства, построение соц.гармонии.

- "Хозяйская" мотивация основа на достижении и приумножении собств-сти, богатства, матер.благ. Достаточно внутренней мотивации для постоянного увеличения матер.благ.
- Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение матер.благ. Его преследует чувство зависти и неудовлет-сти порядком распределения благ в обществе. Такие работники не любят ответств-ти, индив.форм труда и распределения.

Наши рекомендации