Понятие стиля руководства. Классические стили руководства.

В современной учебной литературе синонимично употребляются два термина: «стиль управления» и «стиль руководства». Между тем речь идет хотя и о близких, но различающихся понятиях.

Под стилем управления понимается система методов, приемов и форм деятель­ности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.

Стиль руководства — это качественная характеристика деятельности руководи­теля, способов его воздействия на исполнителей.

Стиль руководства зависит от ряда факторов:

1) господствующего политического режима (тоталитарного, демократическо­го, либерального), накладывающего отпечаток на все стороны жизни не только об­щества, но и его отдельных субъектов, в том числе и фирм;

2) размеров, характера деятельности организации и ее подразделений, сущест­вующего в них порядка ведения дел, преобладающей системы ценностей и типа культуры;

3) положения руководителя на иерархической лестнице;

4) позиций высшей администрации;

5) психологических характеристик коллектива, взаимоотношений в нем;

6) индивидуальных качеств руководителя. Эти качества как раз и определяют его личный стиль (индивидуальную манеру поведения), который не может быть полностью скопирован другими;

7) личных качеств подчиненных, уровня их квалификации, зрелости, готовности к сотрудничеству, характера, реакции на воздействие со стороны руководителя;

8) особенностей ситуации;

9) той или иной комбинации перечисленных факторов.

По способу воздействия на подчиненных в процессе принятия решений и осуще­ствления управленческой деятельности можно выделить авторитарный (директив­ный), демократический (коллегиальный) и либеральный стили.

По форме стиль руководства может быть деловым (рациональным), бюрократи­ческим, попустительским.

Об эффективности того или иного стиля судят по следующим показателям:

• общим результатам деятельности организации (темпам роста, производи­тельности, норме прибыли и др.);

• динамике затрат времени, материальных и денежных средств;

• четкости и рациональности действий персонала;

• морально-психологическому климату, внутренней конфликтности, состоя­нию трудовой и исполнительской дисциплины;

• уровню инициативы и творческой активности исполнителей;

• восприятию руководителей коллективом и окружением.

Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распро­страненным на практике стилем руководства является авторитарный. Он считается универсальным, его характерными чертами явля­ются:

1) централизация всей власти в руках руководителя и принятие им единолич­ных решений, которые впоследствии навязываются исполнителям;

2) дистанцирование его от подчиненных и преобладание между ними офици­альных отношений;

3) отдача исполнителям в приказной форме распоряжений без объяснения их связи с общими целями и задачами организации;

4) широкое использование администрирования, наказаний.

В результате в организации (подразделении) формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития производствен­ных конфликтов.

Авторитарный стиль не формирует внутренней заинтересованности исполнителей к труду, ибо излишние дис­циплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, подавляют инициативу.

Демократический стиль руководства, который доминирует в современных фирмах характеризуется высокой степенью децентрализации управления, активным участием сотрудников в принятии решений, в том числе и групповых, свободным обменом информацией между руководителями и испол­нителями, взаимным доверием между ними, вниманием администрации к пробле­мам развития персонала.

В этих условиях выполнение служебных обязанностей оказывается привлека­тельным, а успех служит вознаграждением, удовлетворяющим высшие потребно­сти.

Демократический стиль, который называют еще кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты.

Обычно демократический стиль руководства применяется тогда, когда испол­нители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и мо­гут принимать высококвалифицированные решения. Но из-за сложностей коорди­нации работы исполнителей решения принимаются замедленно.

Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода ис­полнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства.

Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для их работы условия, определяет ее правила, рамки само­стоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмо­сферу.

Подчиненные самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут пути их реализации. Руководитель же выполняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивает полученные результаты, награждает за успехи.

Применение либерального стиля находит распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осу­ществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и проч.

В то же время такой стиль легко может трансформироваться в попустительский, когда руководитель полностью устраняется отдел, передавая их в руки выдвиженцев. Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом авторитарные методы. Сам он при этом лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников

Таблица 11.1

Сравнительная характеристика стилей руководства

Объект сравнения Стили руководства
Авторитарный Демократический Либеральный/ бюрократический
Способ принятия решений Единоличный, руководителем Руководителем, совместно с подчиненным Индивидами или группой при участии руководителя или без него
Способ воздействия на подчинённых Приказ Предложение Просьба, уговоры/угрозы
Ответственность На руководителе В соответствии с полномочиями На исполнителях
Инициатива исполнителей Допускается Поощряется и используется Преобладает
Предпочтительные сотрудники Исполнительные, покорные Квалифицированные Инициативные, творческие
Отношение руководителя к контактам Соблюдает дистанцию Активно поддерживает Инициативы не проявляет
Отношение к подчинённым Жёсткое, требовательное Доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
Требования к дисциплине Формальные, жёсткие Разумные Неопределённые
Способы стимулирования Административные Экономические Моральные/силовые
Атмосфера Напряжённая Свободная Свободная/произвол
Дисциплина Слепая Высокая Сознательная/низкая
Интерес к работе Низкий Высокий Высокий/никакого
Особенности процесса труда Высокая интенсивность Высокое качество Творчество/ безразличие

Наши рекомендации