Менеджмент – это управление экономикой
Особое значение в обществе играют экономические или хозяйственные организации, деятельность которых направлена на производство благ для удовлетворения потребностей людей. Производство любых благ требует формирования хозяйства с наличием в нем всех его основных элементов: материальных и финансовых ресурсов, работников, техники, инструмента, управления. Для этого необходимо связать в единую систему все элементы хозяйства, необходимое их наличие и согласованность в использовании: необходимое количество и качество материалов, оборудования; наличие и использование недвижимости; наличие работников и формирование их отношений в процессе производства и распределения, необходимых финансов, организация процесса производства , получение результатов и распределение продукта. Такая система представляет собой хозяйственную, или экономическую систему, или экономику.
· Экономика – это имущество организации, его состав и размеры.
· Экономика – это люди и их отношения в процессе производства и распределения.
· Экономика – это результат и результативность деятельности людей.
· Экономика – это распределение и потребление создаваемых благ.
· Экономика – это ведение хозяйства.
· Экономика – это наука о ведении хозяйства.
Управление экономикой или управление ведением хозяйства - это организация производства, труда и распределения создаваемого продукта. Именно это и было сущностью менеджмента в начале его появления.
Управление экономикой представляет собой непрерывный процесс управления.
Управление как процесс в любой сфереи на любом объекте представляет собой ряд последовательно выполняемых элементов. Основными элементами процесса управления являются:
· формулированиецелей;
· планирование работпо достижению цели - кто, что, когда должен сделать для достижения цели организации;
· проектирование работ- каким образом должны быть выполнены работы;
· мотивация работниковна достижение поставленной цели выбранным путем – кто, что будет иметь от достижения цели организацией;
· контроль выполнениязапланированных работ - регистрация отклонений от плана;
· оценка выполнения работ- анализ причин отклонений и их оценка;
· корректировка целей и планов.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод: менеджмент – это управление людьми, организациями, социальными системами и экономикой.
5. Менеджмент – это принятие управленческих решений,илиеще один аспект управленческой деятельности. Разработка управленческих решений – постоянная задача менеджера. Управленческое решение – главный результат его деятельности. Управленческое решение определяет действия для выполнения организацией задач по достижению цели в конкретных условиях места и времени. Принять решение – очень трудная и ответственная задача менеджера, от этого решения может зависеть само существование организации и жизни персонала организации.
Различают два вида решений: стратегические и ситуационные решения.
Стратегические решения принимаются на весьма длительную перспективу, с учетом состояния и динамики факторов внешней среды, имеют высокую степень риска, значительную неопределенность в достижении поставленных целей, требуют больших затрат, однако могут дать весьма ощутимый эффект и длительные перспективы в развитии организации. К стратегическим решениям чаще всего относятся решения по реструктуризации организации. решения по товару, решения по новым рынкам. Такие решения требуют высокой готовности организации к инновациям, адаптации в работе, понимания целей и задач.
Петр Первый, поставив стратегическую цель строительства новой Российской столицы, пройдя через недовольство народа, неприятие нового курса со стороны бывших соратников, неверие в возможности строительства города в суровых условиях российского севера, сумел перенести столицу и этим во многом обозначить новый курс Российской державности.
Ситуационные решения принимаются на сравнительно короткий срок и являются необходимым элементом стратегического управления. Ситуационные решения позволяют достичь реализации стратегических. Они определяют, что надо делать сегодня, чтобы достичь намеченных целей в будущем. Исходным моментом для принятия ситуационного решения является внутренняя среда организации. Принятие решения главным образом зависит от менеджера, его опыта, знаний, понимания ситуации. Такие решения часто принимаются спонтанно, на уровне интуиции. И, как правило, имеют значительно меньший риск, но в ряде случаев – высокую эффективность.
После завоевания Египта Цезарем встал вопрос о назначении правителя Египта. На эту роль претендовал Птолемей и его старшая сестра Клеопатра. Партия сановников, поддерживающих Птолемея, приняла решение убрать соперника Цезаря, чтобы этим склонить решение Цезаря в свою сторону. Однако Клеопатра приняла другое решение и достигла своей цели, став царицей Египта.
Количество и разнообразие принимаемых менеджером решений зависит от размера организации, уровня и сложности менеджмента. Принятие решения означает выбор пути и средств достижения целей организации, что и как должен делать персонал организации, какие средства достижения цели использовать. От правильно принятого решения на 90 % зависит успешность организации.
Процесс принятия решения включает в себя следующие этапы:
1. Выявление проблемы. Это – заглавная задача менеджера. Проблема характеризует либо угрозы существованию организации, либо шансы в развитии организации. Увидеть проблему – значит увидеть пути движения организации. Увидеть проблему – значит сформулировать цели развития организации. Увидеть проблему – значить определить действия организации. Неумение видеть проблему обрекает организацию на застой, отсутствие развития и в конечном итоге - умирание ее. Вовремя сформулировать проблему организации означает развитие организации и выигрыш в конкурентной борьбе.
Выявление проблемы возможно лишь на основе анализа и оценки положения организации во внешней среде и прогноза развития факторов внешней среды.
2. Оценка проблемы. Выявление проблемы требует оценки ее влияния на деятельность организации. Проблема может нести шанс для развития организации или угрозу. Проблема может быть обычной, повторяющейся, знакомой и необычной; малозначимой ли очень серьезной. От оценки проблемы зависит выбор управленческого решения по сложившейся ситуации. Оценка требует от менеджмента хороших знаний в разных областях деятельности, системности мышления, широкого кругозора и опыта работы.
Оценка проблемы позволяет сделать выбор проблемы, требующей принятия управленческого решения.
3. Определение проблемы организации делает необходимым выбор решения выбранной проблемы. Для выбора важна разработка нескольких альтернативных решений. Таких альтернатив должно быть как можно больше. Чем больше, тем лучше. Выбор осуществляется по выбранным критериям решения проблемы. Критерий – показатель оценки варианта решения. Критериев может быть много, но важно выбрать наиболее подходящий, характеризующий решение заданной проблемы. Среди критериев решения проблемы могут быть: скорость решения. затраты на решение. наличие возможностей решения, общественное мнение, степень решения проблемы и другое.
4. Выбор решения требует организации реализации его. Даже самое хорошее решение может быть загублено неумной и бестолковой организацией его выполнения. Основными проблемами при реализации решения становятся: сопротивление персонала, неготовность системы управления к решению возникающих задач, удары извне, слабая мотивация на исполнение решения. Решение выполнено, если достигнут необходимый уровень заданных критериев.
Например, выбор решения по защите России от наполеоновских войск. В сложных условиях нападения на Россию Армии Наполеона, в несколько раз превышающей численность русского войска, трудно было принять наиболее правильное решение.
Первоначальный план встретить Наполеона двумя армиями в середине России, сразу же показал свою несостоятельность в силу значительно превосходящей армии противника.
Принятие решения об отступлении обеих армий и их дальнейшем соединении не несло в себе уверенности и вызывало падение духа патриотизма в российском войске.
Тогда было принято решение о сражении, которое состоялось под Москвой на Бородинском Поле. Однако сражение не принесло и не могло принести полной победы.
Новое решение - оставить Москву - было принято по-разному, но потеря Москвы не означала потери армии.
Новое решение было связано с развитием партизанского движения и блокадой наполеоновских войск.
По мере ослабления войск Наполеона усиливалась российская армия, довершившая изгнание вражеских войск у границ России.
Процесс принятия управленческого решения требует знания особых способов и методов профессиональной работы менеджера, требует навыков особой управленческой деятельности, связанной с формированием отношений между людьми. Чем же занят день менеджера ? В чем состоит содержание его труда? Сидит на совещаниях, сидит в своем кабинете, участвует во встречах разного уровня, ведет переговоры, едет по делам – что же он делает в это время? Попробуем понять, в чем состоит содержание труда менеджера.
Рассмотрев виды деятельности менеджера, можно попытаться сформулировать, кто такой менеджер и чем конкретно он занимается в течение своего рабочего дня.
В системе управления любой организацией существуют работники, занятые особым трудом, связанным с выработкой и реализацией решений организации и являющиеся управляющим персоналом, или менеджерами организации.
Рассмотрим основные определения менеджера:
• Менеджер - работник системы управления, принимающий участие в выработке и реализации решений для достижения целей организации.
• Менеджеробеспечивает достижение целей организации путем объединения усилий работников организации.Об успехах менеджера судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других людей
• Менеджер- член организации, осуществляющий руководство людьми,определяющий цели работы и принимающий решения по их эффективному взаимодействию. Менеджер должен иметь хотя бы одного подчиненного.
• Менеджер - организатор какого-то дела или процесса.
На каждом уровне управления организацией и в каждой сфере ее деятельности необходимы люди, способные к организации достижения цели. Примеры деятельности менеджера:
- создание предприятия, организации;
- строительство комплекса;
- формирование стройотряда - реализует достижение цели – дело;
- организация фестивалей и прочее;
- организация работы студенческого комитета - организует процесс;
- менеджер в больнице - руководит процессом обслуживания пациентов;
- менеджер торгового зала - организовывает процесс продажи;
- менеджер по закупкам - принимает решения, важные для организации.