Концепция всеобщего управления качеством и её сущность
Периоды развития современной истории качества
Современная история качества подразделяется, в основном, на четыре основные периода: создание основ, создание новых техник и технологий, введение современной теории качества, возникновение и применение в мировом масштабе Модели системы менеджмента качества.
Первый период развития качества — создание основохватывает время с конца 40-х до конца 50-х годов ХХ в. и отмечен исследованиями первопроходцев и трудами многих американских специалистов, трое из которых характеризуют его наилучшим образом: Эдвард У. Деминг, Джозеф М. Джуран, Арманд В. Фейгенбаум.
Второй период развития качества — создание новых техник и технологийприходится на 60-е и начало 70-х годов ХХ в. и характеризуется тем, что прежде всего благодаря японским экспертам создавались и развивались техники и технологии высокой степени сложности. Яркими представителями этого периода были Каору Исикава, Генити Тагути и Шигео Шинго.
Третий период развития качества — введение современной теории качестваначинается в конце 70-х годов ХХ в. и длился до 1987 г. Главные положения этого периода можно понять посредством идей и тезисов представителей так называемой «Западной школы». Здесь можно выделить таких авторов как Филипп Кросби, Том Петерс, Клаус Меллер.
Четвертый период развития качества — применение Модели качествачетко отмечен появлением серии стандартов ИСО 9000 и созданием Всеобщего управления качеством (Total Quality Management). Теория и практика качества стали заботой всего человечества, и в их дальнейшем развитии принимают участие десятки тысяч специалистов высшего класса в целом ряде государственных, военных и научных институтов по всему миру. Будущие исследователи и историки качества когда-нибудь назовут великие имена этого периода развития — нам остается только ждать
Цели и задачи всеобщего управления качеством.
Вся система менеджмента работает лучше, если организация рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов всеобщего управления качеством (TQM).
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) — это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления основанного на идее непрерывного улучшения всего, что делает организация.
Всеобщее управление качеством — это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды, как для сотрудников организации, так и для общества в целом.
В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. TQM необходимо и нам, если мы хотим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами. Вот почему знание TQM и его применение на практике в ближайшем будущем станут необходимыми руководителям не только крупных, но и малых предприятий.
Основными целями TQM являются:
· увеличение удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей
· возведение качества в ранг цели предпринимательства
· оптимальное использование всех ресурсов организации
· усиление имиджа и репутации фирмы
· повышение производительности туда
· рост морали работников
· увеличение прибыли
Концепция всеобщего управления качеством и её сущность.
Концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации.
Концепция TQM позволяет представить широкое понимание качества. На рис. 10.1 приведена взаимосвязь всех составляющих TQM, качество включает осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, связанные с характеристиками продукции, качеством услуг (включая информацию, сроки поставки, условия обслуживания и т. д.), а также обусловленные качеством процессов и другими обстоятельствами.
Система TQM включает:
· контроль в процессе разработки новой продукции;
· оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов;
· входной контроль материалов;
· контроль готовой продукции;
· оценку качества продукции;
· оценку качества производственного процесса;
· контроль качества продукции и производственного процесса;
· анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции);