Обозначения, принятые в расчётных формулах
Расчет рентабельности заданного груза на направлении Новороссийск - Уфа.
Перевозка груза считается рентабельной и целесообразной в том случае, если доходы от ее осуществления превышают расходы Д >Р, в этом случае прибыль определяется как
П = Д – Р, (6.1)
где П – прибыль;
Д – доходы;
Р – расходы.
Основной доход железной дороги от перевозки грузов – это тарифы Т, поэтому
Д = Т
Тариф за перевозку СПГ в РПС рассчитывается по прейскуранту 10 – 01 «Тарифного руководства №1», который введён в действие 28 августа 2003 года с учётом индексации этого тарифа:
, (6.2)
где - коэффициент индексации, ;
Для РПС общего парка используется тарифная схема № 30:
, руб/ваг (6.3)
где 12 355 – ставка за начально-конечные операции в руб/ваг;
- ставка за движенческую операцию, руб/ваг-км;
– коэффициент, учитывающий уменьшение себестоимости перевозок при изменении дальности, если , , а при , то ;
руб/км
руб/км
Тариф за перевозку СПГ в РПС собственном определено по схеме №31 за груженый пробег и по схеме №26 за порожний.
(6.4)
Расходы на перевозку груза в вагоне определяются по формуле:
(6.5)
руб/ваг
0,81 – это коэффициент учитывающий действующие скидки за перевозку СПГ в РПС собственного парка;
; ;
(6.6)
руб/ваг
руб/ваг
Расходы на перевозку груза в вагоне определяются по формуле:
, руб/ваг (6.7)
где – себестоимость на перевозку одной тонны груза на один км (руб/ткм);
- статическая нагрузка при перевозки заданного груза принимается из второго раздела прейскуранта;
- расстояние перевозки, км.
Себестоимость на перевозку одной тонны груза определяется так:
,руб/ткм (6.8)
где – удельные расходы по перевозке;
- удельные расходы по обслуживанию при перевозки;
- расходы на ремонт и реновацию.
Расходы по перевозке определим методом расчётных ставок, приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Расходы по перевозке
Измеритель | Формулы и расчётные величины | Расходная ставка, руб | Затраты на измеритель, руб |
1. вагоно-км | 0,45 | 36,54 | |
2. лок-во-км общего пробега | 56,98 | ||
3. лок-во час поездных локомотивов | = 1,488 | 37,2 | |
4. тонно-км брутто вагонов и локомотивов | 0,023 | 111,1 | |
5. бригадо–час локомотивных бригад | 25,2 | ||
6. киловатт-час электроэнергии | 224,56 | ||
7. лок-во час маневровой работы | |||
8. грузовые отправки | 3,68 | ||
9.отправленные вагоны | 5,52 | ||
Итог: |
Таблица 6.2
Обозначения, принятые в расчётных формулах
Обозначения | Единица измерения | Наименование показателя |
- | Отношение порожнего пробега к гружённому | |
т/ваг | Динамическая нагрузка груженного вагона | |
км/сут | Среднесуточный пробег локомотива | |
т/ваг | Статическая нагрузка вагона | |
- | Отношение вспомогательного пробега поездных локомотивов к пробегу поездов | |
т/ваг | Тара вагона | |
т | Средняя масса поезда брутто | |
- | Отношение одиночного пробега локомотивов к пробегу поездов | |
- | Отношение вспомогательного линейного пробега локомотивов к поездо-километрам | |
т | Масса локомотива | |
- | То же без учёта пробегов вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц | |
км/ч | Средняя участковая скорость движения поезда | |
ч/км | Вспомогательное время работы локомотивных бригад, ч, отнесённое на 1 км линейного пробега | |
кВт·ч | Норма расхода электрической энергии (условного топлива) на измеритель т·км брутто | |
- | Отношение вспомогательного пробега маневровых локомотивов к пробегу во главе поездов | |
- | Коэффициент, характеризующий различную затрату на манёвры в зависимости от типа рефрижераторных вагонов | |
км/ч | Средняя скорость при манёврах с учётов всех видов простоя | |
, | км | Дальность пробега груза и дальность груженого рейса |
Окончательные затраты на перевозку получаем из формулы:
, руб/ткм (6.9)
где 0,9 руб/ткм;
– суммарные затраты на измеритель, руб/ткм.
руб/ткм
Расходы по обслуживанию включают:
· зарплату, с учётом начислений;
· расходы на дизельное топливо, смазку, хладагент;
· расходы депо приписки.
Расходы на обслуживание считаются по формуле:
, руб/ткм (6.10)
где - расходная ставка на обслуживание, руб/в-ч
- вагоно-час.
(6.11)
- доля РПС, находящихся в резерве;
руб/ткм
Расходы на ремонт и реновацию:
, руб/ткм (6.12)
где - расходная ставка на ремонт и реновацию, руб/в-ч
руб/ткм
руб/ткм
Перевозка сопровождается расходами как со стороны собственника, так и со стороны ОАО РЖД:
(6.13)
(6.14)
руб/ваг
(6.15)
руб/ваг
(6.16)
руб/ваг
Рентабельность перевозки рассчитывается по формуле:
(6.17)
(6.18)
Вывод: по результатам расчетов перевозка винограда в 5-вагонной секции ZB-5 на расстояние 2202 км для собственника экономически оправдана, но у ОАО «РЖД» перевозки на данных условиях экономически не оправданы.