Принцип действия фазовращающего моста
Фазовращающий мост ( ФВМ ) предназначен для изменения фазы выходного напряжения по отношению к входному.
В состав ФВМ входят:
1. трансформатор TL;
2. резистор R;
3. индуктивность L.
Принцип действия ФВМ основан на изменении фазы выходного напряжения по отношению к входному.напряжению.
В данной схеме входное напряжение – это напряжение между точками А и В вторичной обмотки трансформатора TL, а выходное – между точками С и D.
ФВМ имеет 4 плеча и 2 диагонали. Плечи образованы двумя половинами АС и СВ вторичной обмотки трансформатора TL, резистором RP и индуктивностью L.
Рис. 3. Векторная диаграмма напряжений фазовращающего моста
Одна из диагоналей – входная АВ с напряжением U = 36 В переменного тока, вторая – выходная СD, с напряжением управления U = 18 В. Последнее неизмен-
но по величине, но может изменяться по фазе по отношению к напряжению U при помощи резистора RP.
Объясним это.
Как следует из принципиальной схемы ( рис. 1 ), резистор RP и индуктив-
ность L cоединены последовательно и поэтому образуют цепь однофазного пере-
менного тока.
В такой цепи ток отстаёт от напряжения на угол φ = arc tg ( X / R ).
Построим векторную диаграмму этой цепи для частного случая, когда сопро
тивление резистора и индуктивности равны, т.е. X = R. Тогда угол φ = arc tg ( X / R ) = arc tg ( 1 ) = 45º, т.е. ток отстаёт от напряжения на 45º.
Отложим вправо вектор напряжения Ū = Ū = 36 В ( в масштабе) и разделим его пополам точкой С ( рис. 3 ).
Тогда векторы Ū = Ū = 18 В изобразят напряжения между одноимёнными точками В и С, С и А на принципиальной схеме ( рис. 1 ).
Далее опишем полуокружность радиусом, равным половине отрезка АВ, с центром
в точке С, и построим из точки В вектор тока Ī под углом φ = 45º. Точку D пересечения вектора тока с полуокружностью соединим c остальными точками, как это показано на рис. 3.
Образовавшиеся на рис. 3 векторы равны одноимённым напряжениям на рис. 1. На-
пример, вектор Ū равен напряжению между точками В и А ; вектор Ū равен напряже
нию между точками В и С , и т.д. Вектор Ū - это вектор напряжения управления Ū
тиристорами VS1 и VS2. При X = R он отстаёт от вектора Ū на угол α = 90º.
Если увеличить сопротивление резистора RP, ток Ī' станет более активным, угол φ' уменьшится, точка D переместится в точку D'. П поэтому вектор напряжения управления займёт новое положение Ū' , при котором угол α также уменьшится.
При R>> X , ток Ī станет чисто активным, угол φ, а значит, угол α, уменьшатся до 0º.
Наоборот, при R<< X , ток Ī станет чисто реактивным ( индуктивным ), угол φ, а значит, угол α увеличатся до 180º.
Отсюда следует, что при изменении сопротивления резистора RP от R = ∞ доR = 0
( в пределе ) угол α можно изменять соответственно от 0º до 180º.
Таким образом, ФВМ имеет две особенности:
- при изменении сопротивления резистора RP от максимума до нуля можно изменять угол α сдвига фазы напряжения управления U относительно питающего напряже-
ния U в пределах от 0º до 180º;
- при этом величина напряжения управления U не изменяется ( точка D скользит по полуокружности, поэтому длина отрезка СD не изменяется ).
Эти особенности позволяют применить ФВМ для управления моментом включения тиристоров в схеме управляемого выпрямителя на рис. 1.
Управляемый выпрямитель
В состав УВ входят:
1. диоды VD1…VD4;
2. тиристоры VS1 и VS2.
Диоды предназначены для получения постоянного тока управления тиристоров .
Тиристоры предназначены для получения постоянного тока обмотки якоря двига-
теля..
Как следует из рис. 1, с выхода ФМВ ( точки С и D ) напряжение управления U выпрямляется диодами VD1…VD4 по схеме 2-полупериодного выпрямления.
Например, при мгновенной полярности напряжения управления «плюс»
в точке С и «минус» в точке D образуется цепь тока управления тиристора VS1:
«плюс» в точке С – VD1 – рА1 – управляющий электрод VS1 – катод VS1 – выклю
чатель SА – резистор R – VD3 - «минус» в точке D.
Тиристор VS1 открывается, и через него и обмотку якоря двигателя потечёт ток по цепи:
«плюс» на выводе L2 – контакт КМ:2 – VS1 – вывод А2 – обмотка якоря – вывод А1 – рА3 – VD6 – катушка реле максимального тока КА – контакт КМ1 - «минус»
на выводе L1.
Во вторую полуволну схема работает аналогично, открывается тиристор
VS2.
Таким образом, тиристоры VS1 и VS2 открываются поочерёдно, каждый «своей» положительной полуволной напряжения сети. Направление тока в обмотке А1-А2 не изменяется, двигатель вращается в одном и том же направлении..