Нахождение перевальной точки
Перевальной точкой называется такая возвышенность на трассе нефтепровода, от которой нефть приходит к конечному пункту нефтепровода самотеком. Таких вершин в общем случае может быть несколько. Расстояние от начала нефтепровода до ближайшей из них называется расчетной длиной нефтепровода. Рассмотрим это на примере нефтепровода протяженностью L, диаметром D и производительностью Q (рис. 1.9).
Прежде чем приступить к расстановке перекачивающих станций по трассе нефтепровода, необходимо исследовать трассу на наличие перевальной точки. Для этого на сжатом профиле трассы в соответствии с выбранными масштабами длин и высот строится прямоугольный треугольник, изображающий потери напора на некотором участке трубопровода. Построения выполняются в следующем порядке:
1. В горизонтальном масштабе откладывается отрезок ab, соответствующий участку нефтепровода длиной l;
2. Определяется значение потерь напора на трение (с учетом надбавки на местные сопротивления) для участка длиной l
.
3. Из точки a перпендикулярно вверх откладываем отрезок ac , равный величине hl в масштабе высот профиля.
Соединив точки b и c, получим треугольник abc, называемый также гидравлическим треугольником. Его гипотенуза bc определяет положение линии гидравлического уклона в выбранных масштабах.
4. Из конечной точки трассы с учетом требуемого остаточного напора HОТ параллельно гипотенузе bc проведем линию гидравлического уклона 1. Ее пересечение с линией профиля указывает на факт наличия перевальной точки. Для ее определения проведем параллельно линию гидравлического уклона 2, с расчетом, чтобы она касалась профиля и нигде его не пересекала. Место касания линии 2 с линией профиля обозначает положение перевальной точкиПТ, определяющей расчетную длину нефтепровода.
Это говорит о том, что достаточно закачать нефть на перевальную точку, чтобы она с тем же расходом достигла конечного пункта трубопровода. Самотек нефти обеспечен, так как располагаемый напор (zПТ – zK – Hост) больше напора, необходимого на преодоление сопротивления на участке от перевальной точки до конечного пункта
(zПТ – zK – Hост)>i∙(L– lПТ) ,
где lПТ – расстояние от начального пункта нефтепровода до перевальной точки.
Рис. 4.1. Графическое определение перевальной точки
и расчетной длины нефтепровода
В этом случае за расчетную длину трубопровода принимают расстояние LP=lПТ, а разность геодезических отметок принимается равной Dz= zПТ – zH. Если пересечение линии гидравлического уклона с профилем отсутствует, то расчетная длина трубопровода равна его полной длине LP=L, а Dz= zK – zH.
Следует отметить, что перевальная точка не всегда является самой высокой точкой на трассе.
К сведению. Если на конечном пункте нефтепровода поддерживать повышенный напор Hоф (рис.), то появления перевальных точек на трассе можно избежать (линия гидравлического уклона 2 будет продолжена пунктирной линией). Разница полезного Hоф и требуемого Hот напоров может быть использована, например, для привода портативной электростанции. Проект такой электростанции разработан на нефтепроводе Тихорецк–Новороссийск в районе нефтебазы «Грушевая».
Результат нахождения перевальной точки на профиле, полученном к заданию оформить графическим любым известным способом и поместить в тексте отчета.