При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными.

Дидактическая игра «Вопрос-непоседа»

Дидактическая игра проводится в виде математи­ческой эстафеты. На доске в разных местах размеща­ются (изображаются) наборы схем.

При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru

Для проведения игры учащиеся делятся на две команды, каждая команда получает по шесть карточек с изображением вопроса.

Требуется расставить по одному знаку на каждой из схем так, чтобы получились разные схемы на на­хождение неизвестного слагаемого.

Переменка 1

Дидактическая игра на внима­ние «Точка и вопрос». Учитель показывает в одной руке карточку с изображением точки, в другой — карточку с изображением вопросительного знака.

При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru

После этого учащиеся знакомятся с правилами игры: если будет показана карточка с точкой, надо присесть, обняв колени; если с вопросом — встать, подняв руки вверх и согнув их над головой.Затем учитель показы­вает по одной карточке в быстром темпе, сменяя их в произвольном порядке, уча­щиеся выполняют соответ­ствующие движения.

Упражнение в группах «Решаем обратные зада­чи»

Каждая группа получает комплект из трёх карточек. На каждой кар­точке представлены две за­дачи: задача 1 — на нахож­дение суммы, задача 2 — на нахождение неизвестного слагаемого.

При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru

Требуется заполнить схе­му каждой задачи, решить её устно и записать ответ.

После проверки выпол­нения задания необходимо предложить учащимся от­ветить на вопросы: «Какое арифметическое действие использовано при решении каждой задачи под номером 1?» (Ответ: сложение.), «Назовите известные и не­известные компоненты сло­жения в задачах под номе­ром 2» (Ответ: известные — сумма и одно из слагаемых, неизвестные — другое сла­гаемое.), «Как можно найти неизвестное слагаемое?» (Ответ: из суммы вычесть известное слагаемое.)

Упражнение «Задачи весёлых смайликов»

Каждая пара получает карточку, на которой изображены схемы к задачам на нахождение суммы и на нахождение неизвестного слагаемого и таблички со схематической записью суммы и разности. Требуется провести линию от каждой схемы к табличке с записью ариф­метического действия, которое нужно выполнить для решения задачи.

При проверке называются номера задач, для ре­шения которых надо выполнить сложение (1, 3, 5), и номера задач, решаемых с помощью вычитания (2, 4, 6, 7, 8).

При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru

Переменка 2

Рекомендуется проведение зрительной гимнасти­ки.

Упражнение «Составьте задачи!»

Каждый ученик получает карточку, на которой представлена задачная ситуация: девочкам — о Ма­шеньке, мальчикам — про музыканта Грушу. Требуется составить и записать условие двух задач: прямой на нахождение суммы и обратной на нахождение неизвестного слагаемого (по желанию учащие­ся могут смоделировать условие задачи с помощью одной из схем).

При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru

После выполнения задания организуется сравни­тельная проверка среди девочек и среди мальчиков.

Игра со словами «Три С»

Учитель демонстрирует учащимся схематическое равенство и предлагает учащимся «расшифровать» его.

При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru (Ответ: «Слагаемое» + «Слагаемое» = «Сумма».)

Затем предлагается составить предложения из трёх слов, каждое из которых начинается буквой «С». Например: «Сегодня светит солнце», «Саша смасте­рил скворечник» и т.п.

При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru

Занятие 29, 30. Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого (вычитаемого)

Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать:об основных задачах на сложение и вычитание, об обратных задачах, о моделирова­нии условий простых текстовых задач на сложение и вычитание; уметь: моделировать условия простых задач на сложение и вычитание с использо­ванием схематических изображений

Оборудование: схемы ситуаций с известными данными, рисунок вопроса-непоседы, таблицы с во­просами; карточки «Расстановка вопросов», комплек­ты карточек «Решаем обратные задачи» — по числу групп учащихся; карточки «Весёлые смайлики» — по числу пар учащихся; карточки с таблицами 4x4, кар­точки «Задачи Мурзика» — по числу учащихся.

Ход занятия

Разминка

Терминологический диктант «Как называют?» Учитель демонстрирует уча­щимся равенства, например: «14 - 3 = 11», «8 - 1 = 7»,

«9 _ 4 = 5», «12 - 2 = 10». Затем в произвольном по­рядке называет и показывает числа, например: 1, 10, 7, 12, 5, 11,3, 8, 9, 2, 6, 4, 14. Требуется определить название каждого из чисел согласно позиции в записи равенства: уменьшаемое, вычитаемое или разность.

Упражнение «Вопрос-непоседа»

Учитель сообщает учащимся: «Было 10 пирожков. Продали 7 пирожков. Осталось 3 пирожка», — и де­монстрирует соответствующую схему (с рисунками).

При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru

Затем следует предложить учащимся ответить на вопросы: что известно о пирожках? всё ли нам из­вестно о пирожках? как можно изменить схему, чтобы появились неизвестные данные? какие числа (позиции) на схеме можно заменить вопросительным знаком?

После ответов учащихся учитель сначала закрывает на схеме карточкой, на которой изображён вопрос непоседа число 3 (разность) и предлагает составить задачу на нахождение разности.

Затем учитель перемещает вопросительный знак на позицию числа 10 (уменьшаемого), далее — на по­зицию числа 7 (вычитаемого). Учащиеся составляют соответствующие задачи.

Аналогично следует организовать выполнение дру­гих заданий. Например: «Было 15 воздушных шари­ков. Когда улетели 3 шарика, осталось 12 шариков» (с рисунками).

При подведении итогов учитель обобщает, что за­дачи на нахождение суммы и задачи нахождение не­известного слагаемого являются обратными. - student2.ru

Наши рекомендации