Лекция №6
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗНОСА. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ
В технике износ обычно характеризуют одной из следующих характеристик: линейной интенсивностью износа /,, весовой Ig, или энергетической /w .
Линейная характеристика износа представляет собой высоту изношенного слоя, который приходится на единицу пути трения:
(2.8)
или
(2.9)
где L — путь трения;
V — изношенный объем материала;
Аа— номинальная площадь касания
Весовая характеристика износа представляет собой вес вещества, который удаляется с единицы номинальной площади контакта за единицу пути трения:
(2.10)
где g - вес изношенного вещества
Энергетическая интенсивность износа, определяющая объем изношенного материала, приходящегося на единицу работы силы трения, выражается следующим соотношением:
(2.11)
где WF - работа силы трения;
F - сила трения.
Нетрудно установить следующие соотношения между этими характеристиками износа:
(2.12)
(2 . 1 3)
Для тормозных устройств и муфт сцепления целесообразно пользоваться энергетической интенсивностью износа, для узлов трения, где важно наличие минимального трения,— линейной интенсивностью износа.
Основные уравнения износа
Кроме указанных нами ранее характеристик износа, введем понятия удельного весового износа.
Удельным весовым износом называется расчетная характеристика, численно равная количеству отделившегося вещества gi, приходящемуся на единицу фактической площади контакта Аг, при перемещении на расстояние, равное протяженности пятна касания (диаметра) в направлении движения:
(2.14)
Соответственно, удельным линейным износом будет называться безразмерная характеристика, численно равная объему отделившегося вещества при перемещении па расстояние, равное диаметру пятна касания, приходящемуся на единицу реальной площади контакта Аr:
(2.15)
Так как Vl = Arh *, где h* — средняя величина снятого слоя, то Естественно, что
(2.16)
где g — удельный вес изношенного вещества.
Так как контактирующие поверхности, находящиеся под определенной нагрузкой, должны иметь некоторую реальную площадь касания Ar,то при смещении на диаметр пятна касания вновь должна возникнуть такая же площадь касания. Очевидно, что на пути скольжения L площадь касания воспроизводится m раз, т. е.
(2.17)
Соответственно, если со всей поверхности удалилось материала g, то при перемещении на величину d удалится материала в m раз меньше, т. е.
(2.18)
Разделим выражение (2. 10) на (2. 14), получим
(2.19)
Учитывая соотношения (2. 17) и (2. 18), получим
( 2.20)
Аналогично, учитывая формулы (2. 9) и (2. 15), получим
Преобразовав это выражение, будем иметь
(2.21)
Выражения (2.20) и (2.21) показывают, что интенсивность износа пропорциональна отношению фактической площади контакта к номинальной или отношению номинального давления к фактическому.
В уравнении (2.15) выразим величину отделяемого объемачерез геометрические характеристики контактирующих поверхностей. Для этого вычислим минимальную величину участвующего в деформации объема в относительных единицах:
(2.22)
Абсолютное значение деформированного объема
Величина объема, отделяемого за одно нарушение фрикционной связи,
где n - число воздействий, приводящих к отделению материала.
Тогда
(2.23)
Подставив выражение (2. 23) в формулу (2.15) и учитывая,
что , получим:
(2.24)
(2.25)
Учитывая формулу , получим в среднем
Подставив значения ih и ig в уравнения (2. 20) и (2.21), получим
(2.26)
(2.27)
(2.28)
(2.29)
Из анализа формул(2.26)— (2. 27) видно, что интенсивность износа определяется относительной глубиной внедрения, числом циклов, приводящих к отделению частицы износа, и отношениемноминального давления к фактическому. Число циклов зависит от контактных напряжений идеформаций, которые связаны с трением. Расчет износа сводится к аналитическому выражению этих величин через физико-механические характеристики соприкасающихся тел и внешние параметры процесса (нагрузка, температура, скорость).
В соответствии с видами нарушения фрикционных связей различают три основных вида износа: при микрорезании; при пластическом контакте; при упругом контакте.
Строго говоря, в практике вряд ли встречаются узлы трения, в которых реализовался какой-то один из видов износа. Однако преобладание того или иного вида износа является вполне очевидным фактом, так что говоря «узел работает в условиях упругого контакта», мы подразумеваем, что упругий контакт является доминирующим в данной паре, и износ, вызванный усталостным разрушением в условиях упругого контакта, тоже преобладает.
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС
Применительно к борьбе с износом существенными являются следующие два основных правила, вытекающие из физического анализа процесса.
Первое относится к молекулярному'взаимодействию: это правило положительного градиента механических'свойств. Согласно этому правилу, поверхность трущегося тела должна иметь меньшую прочность, чем нижележащие слои. Последнее необходимо для предотвращения глубинного вырывания (5-й вид нарушения фрикционной связи). Применительно к трению несмазанных поверхностей (сухому трению) соблюдение этого правила совершенно необходимо. Трение двух твердых тел без промежуточной прослойки — пленки, обеспечивающей положительный градиент, невозможно. Ее необходимо обеспечить путем искусственных покрытий, за счет окисления поверхности и т. д.
Второе правило относится к механическому взаимодействию: это правило минимального внедрения контактируемого тела в сопряженную поверхность. Жесткость и гладкость одной из поверхностей (большей по размеру) должны быть предельно большими. Это обеспечит минимальные проникновения контртела и, следовательно, сохранение на твердой поверхности защитной пленки. Если поверхности сделать одинаковой твердости, то контактные давления будут выше, чем если одна из поверхностей будет более мягкой, и, следовательно, возможность повреждения защитной пленки на твердой 'поверхности будет больше. Если внедрение находится в пределах упругого деформирования, износостойкость наиболее -высокая [ih = 10~с -=- 10"7); если в пределах пластического деформирования, то примерно в 1000 рая меньше, и если в пределах, не обеспечивающих передеформирования, то еще в 100—1000 раз меньше.
Как показывает приведенный нами анализ уравнений износа, различные физико-механические характеристики материалов определяют износостойкость узла трения, работающего в тех или иных режимах. Для упругого контакта — это разрушающее напряжение материала а0 показателя кривой усталости t. Модуль упругости Е, коэффициент трения f; для пластического контакта — твердость, разрывное удлинение б, показатель кривой усталости / и коэффициент трения /; для микрорезания — твердость.
Рекомендуемая литература:Основная: 1 [разд.5, с.207-230 ] .
Контрольные вопросы
1.Напишите формулу линейной характеристики износа?
2.Что называется весовым износом?
3.Перечислите 2 основных правила применительно к борьбе с износом?
Лекция № 7ТАНГЕНЦИАЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ( СИЛА ТРЕНИЯ )
1. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ТЕОРИЙ ТРЕНИЯ ПОКОЯ
Трение — результат преодоления сил молекулярного взаимодействия
Устойчивое состояние атомов в кристаллической решетке обусловлено определенными соотношениями между силами притяжения и отталкивания. Когда одно тело скользит по другому, то вследствие неровной поверхности некоторые точки соприкасающихся поверхностей настолько сближаются, что происходит их взаимное отталкивание, другие же, более далеко расположенные точки, будут притягиваться. Эта концепция легла в основу теории трения, предложенной английским физиком Г. Томлинсоном .
Из условий равновесия очевидно, что нормальная нагрузка N плюс сумма сил притяжения åрР, должны уравновешиваться суммой сил отталкивания åpi:
(3.1)
Oднако в большинстве случаев сумма сил притяжения значительно меньше нормального давления, поэтому ею можно пренебречь:
(3.2)
При относительном скольжении двух поверхностей происходит непрерывная смена пар молекул, уравновешивающих нормальное давление, что приводит к рассеиванию энергии (механизм рассеивания энергии при перемещении хорошо иллюстрирован Бриллюэном на модели магнитной стрелки, перемещающейся поступательно и пересекающей на своем пути центры притяжения) .
Пусть каждая молекула при встрече с другой молекулой рассеивает энергию, равную W. Чтобы определить силу трения, надо лишь подсчитать число встреч молекул па единице пути. Если каждая пара молекул может уравновесить нагрузку, равную р, то общее число взаимодействующих молекул п уравновесит нормальную нагрузку
(3. 3)
При скольжении одного тела по другому, если известно расстояние между центрами молекул l, можно определить число встреч молекул К, которые произойдут приперемещении на расстоянии х:
(3.4 )
В зависимости от направления движения число встреч будет изменяться. Например, когда оси кристаллических решеток расположены под углом 45°,
(3.5 )
В общем виде
( 3.6 )
где c1 — коэффициент, зависящий от направления движения.
Поскольку средняя энергия на отрывание пары молекул равна W, то работа на пути х равна КW. Эта работа затрачизается на трение.
Если принять для каждой пары молекул справедливость закона Амонтона, то работу трения можно положить равной fnpx, откуда KW = fnpx.
Подставляя величину К из уравнения (3.6 ), получим
( 3.7 )
откуда
(3.8 )
т. е. величина коэффициента трения прямо пропорциональна средней энергии на отрывание пары частиц и обратно пропорциональна расстоянию между центрами молекул l исредней силе отталкивания р.
Томлинсонполагает, что число пар молекул п, находящихся в контакте, должно быть некоторой функцией площади упругого контакта; п =j(Ar). Площадь же упругого контакта определяется величиной нормальной нагрузки.
Поэтому расчетная формула для коэффициента трения имеет вид
( 3.9 )
Томлинсонполагал, что найденный им коэффициент 0,18×108 является универсальной постоянной. Однако очевидно, что он относится лишь к тому давлению N и радиусу сферыR, с которыми он вел наблюдения. В его работе значения этих величин не приводятся.
Более детальное изучение фрикционных свойств металлов показало, что при изменении для одной и той же трущейся пары как давления, так ирадиуса сферы, величина силы трения Т не является прямо пропорциональной площади контакта, вычисляемой по формуле Герца.
Трение — результат однократного пластического оттеснения материала {пропахивания} и преодоления мостиков сварки
Трение — результат пластического оттеснения материала. Эта точка зрения, высказанная Л. Гюмбелем, кажется вполне убедительной, однако экспериментальная проверка ее столкнулась с рядом трудностей, которые так и не удалось преодолеть.
Основная трудность заключалась в том, что сопротивление материала оттеснению невозможно отделить от сопротивления, возникающего за счет преодоления молекулярных связей. Кроме того, трудно учесть действительный объем деформируемого материала, ибо в деформации участвуют не только площадь сечения царапины, но и значительный объем, ее окружающий.
Существовала точка зрения, что сопротивление пластического оттеснения материала составляет ничтожную долю ( 1/10 и менее) от сопротивления разрушению мостиков сварки. Она обоснована весьма оригинальными экспериментами Боудена и Тейбора с ползунами различной формы. Ими были взяты три ползуна: а) горизонтальный цилиндр, образующая которого расположена по направлению движения; б) лезвие, вырезанное из этого цилиндра двумя плоскостями, перпендикулярными к оси; в) сфера. Таким образом, при цилиндрическом ползуне должна наиболее ярко проявиться сила адгезии, при лезвии она должна приближаться к нулю. Проведя соответствующие эксперименты при скольжении этих различных по форме стальных инденторов по индию, Боуден и Тейбор получили результаты и подсчитали удельное сопротивление оттеснению, которое оказалось равным для индия 1500 Г/мм2, тогда как твердость, определенная методом отпечатка, равнялась 1000Г/мм2. Увеличение на 50% авторы склонны отнести за счет значительно больших деформаций, имеющих место при пластическом оттеснении.
По разности кривой определялось сопротивление на срез. Величина этого сопротивления 325 Г/мм2 совпала с удельным сопротивлением срезу, полученным из лабораторных опытов на срез.
Действительно, в своих последующих работах, выполненных применительно к полимерам, Боуден и Тейбор учитывают уже обе составляющие трения, т, е. по существу пользуются адгезионно-деформационной теорией трения.
Развитие мостиковой теории трения Боудена и Тейбора на
шло отражение в работах А. П. Грина, рассматривавшего
вопрос о срезании соединений, образующихся на поверхности
раздела двух трущихся тел в точках фактического контакта. На
основании предложенной модели, используя теорию пластично
сти, автор дал решение для плосконапряженного и плоскодефор-
мированного состояний металлических соединений и провел-ана
лиз нормальных и касательных напряжений, возникающих при
относительном скольжении тел (устойчивое движение и в момент
начала сдвига).
Трение—результат многократного оттеснения материала (передеформирования] и адгезии
Если после образования царапины вторично по ее следу провести индентором (при той же нагрузке), то тангенциальное сопротивление практически остается почти таким же, как и в первый раз, когда, казалось, должна была расходоваться значительная работа на образование царапины. Сколько бы раз повторно не проводить по царапине, тангенциальное сопротивление почти не снижается .По мнению авторов (Боудена и Тейбора) это является бесспорным доказательством того, что трение обусловлено преодолением мостиков сварки.
Для проверки этого положения нами был выбран фторопласт, у которого силы адгезии весьма малы, и по нему проводились повторно царапины корундовой иглой радиусом 45 мк.
Результаты получились следующие:
Первый проход /~0,76
Второй ■> f = 0,56
Восьмой » f = 0,52
Чем же можно объяснить в этом случае сохранение сопротивления при повторном прохождении индентора?
Это обусловлено волной деформации, которая бежит впереди и по сторонам индентора и образуется за счет деформирования материала и наличия молекулярной силы трения.
F-F |
Этот впереди идущий гребень и складчатость под индентором схематически показаны на рис. 12, а. На рис. 12, б дана фотография царапины, полученной при скольжении корундовой иглы радиусом 45 мк по меди. Отчетливо видны валик и складки
Рис. 12. Влияние адгезии на образование волны перед скользящим
индентором и оттеснение материала в стороны:
а — поперечный разрез и вид сверху; б — интерференционная картина волны (вид сверху); /1 — неровности 1,1 мк; В — неровности 0,25 мк; С — зона деформации 180 мк; D — зона деформации 2-10 км
в зоне действия индентора. Движущимся индентором материал раздвигается в стороны. Естественно, что в деформацию втянут значительный объем материала, а это приводит к существенной затрате работы на образование гребня и его выглаживание, так как впереди индентора материал должен подняться до вершины гребня (величина которого тем больше, чем больше сила адгезии и меньше предел текучести материала) и опуститься после прохождения индентора. Большая работа затрачивается на образование и выглаживание мелких складок на поверхности волны. Таким образом, при прохождении по одному и тому же следу тонкий поверхностный слой испытывает многократную деформацию — передеформирование. В результате процесса передеформирования и имеет место сохранение сопротивления при повторном прохождении по ранее образованной царапине. Если стоять на этой позиции, то трение будет зависеть как от сил адгезии, так и от деформирования материала в тонком поверхностном слое. Силы адгезии влияют не только сами по себе, но и потому, что чем больше силы адгезии, тем больше величина деформированной зоны.
Если деформируемый материал обладает несовершенной упругостью, то потери на гистерезис характеризуют трение. Это важное положение было сформулировано Гринвудом и Тейбором. Если материал пластичен, то коэффициент трения будет зависеть от соотношения между сопротивлением пластическому оттеснению в тангенциальном и нормальном направлениях, которое в большой мере обусловлено формой неровностей, глубиной внедрения и величиной напряжения на контакте . Согласно этой точке прения, объемное деформирование материала также имеет значение при трении, как и адгезия.
Рекомендуемая литература:Основная: 1 [разд.6, с.231-246 ] .
Контрольные вопросы
1.Приведите формулу коэффициента трения из теорий трения покоя?
2.Что такое адгезионно-диформационное трение?
3.Как влияет адгезия на образование волны перед скользящим индентором?