Показатели безопасности полётов
Для количественной оценки уровня БП и выявления его зависимости от свойств АТС и условий её функционирования используются два типа показателей – статистические и вероятностные. Статистические показатели обычно выражаются физическими величинами или отношением этих величин, получаемых в результате обработки статистических данных эксплуатации. Вероятностные показатели вычисляются методами теории вероятностей, поэтому их используют не только для анализа состояния БП, но также для прогнозирования и оптимизации уровня БП.
Статистические показатели, имеющие достаточно большое число разновидностей, можно разделить на общие и частные, абсолютные и относительные. Общие показатели характеризуют уровень БП, учитывают интегрально влияние на неё всех факторов, а частные – только отдельных факторов или групп факторов.
Более подробно в учебнике: Зубков_Прозоров_БП-учебник со стр 13.
10. Основные характерные ошибки персонала инженерно-авиационной службы при техническом обслуживании электрооборудования, приборов, приводящие к АП и инцидентам.
Ответ. Не уверен! В учебнике Б.В.Зубков, В.Д.Шаров. СУБП. Глава про разработку методов управления риском в -авиакомпании. Страницы- 69-75. Так же, есть про инциденты и происшествия в презентациях Лекция 9. Расследование авиационных происшествий и инцидентов.
11. Как используются результаты экспресс-анализа, диагностики и прогнозирования состояния АТ для предотвращения АЛ в предприятиях ГА?
Учебник – Зубков Прозоров «Безопасность полётов» страница 391 -
Экспресс-анализ является основным видом обработки ПИ, при котором компью-
терной системой выполняются в автоматическом режиме расшифровка и анализ запи-
санной информации с выявлением любых отклонений в движении ВС от лётных ог-
раничений, установленных РЛЭ, отклонений в действиях экипажа от установленной
технологии его работы, отказов, сбоев, неисправностей в работе функциональных
систем и силовых установок ВС. По результатам экспресс-анализа система выдаёт
392 Глава 2.9. Применение технических средств сбора и обработки информации
сообщения, которые обеспечивают оперативный глубокий и объективный контроль
действий экипажа и работоспособности AT в полёте.
Алгоритмы экспресс-анализа ПИ представляют собой процедуры логического ана-
лиза записанных в полёте параметров движения ВС, работы его силовых установок и
функциональных систем на соответствие требованиям и рекомендациям, установлен-
ным нормативной документацией по лётной и технической эксплуатации ВС, его сис-
тем и оборудования (РЛЭ, ИТЭ и т. п.). Для каждого типа ВС эти алгоритмы сведены в
каталоги сообщений.
При составлении алгоритмов входящие в них константы берутся с учетом допусков
на погрешность измерения и обработки ПИ при условии отклонения контролируемого
параметра на оценку «хорошо» согласно действующим в ГА нормативам.
Характер выявленных с помощью экспресс-анализа ПИ возможных отклонений в
пилотировании и нарушений в работе функциональных систем ВС для конкретного са-
молета (например, для Ил-86) может быть следующим:
– скорость полёта при выпущенном положении закрылков более максимально
допустимой;
– крен на взлёте более допустимого;
– вертикальная перегрузка более допустимой;
– вертикальная скорость снижения на высоте эшелона перехода более 20 м/с при
выпущенном положении гасителей подъемной силы (спойлеров);
– вертикальная скорость снижения с Н = 3 000 м до высоты эшелона перехода
более допустимой;
– вертикальная скорость снижения на высоте менее 100 м более 5 м/с;
– нарушение условий реверсирования двигателей;
– высокая температура газа за турбиной на режиме малого газа;
– частота вращения ротора КНД более допустимой;
– время работы двигателя на взлётном режиме более допустимого и др.
Страница - 393
Алгоритмы экспресс-анализа отклонений делятся на:
• контроль выхода за лётно-эксплуатационные ограничения,
• контроль выдерживания рекомендованных режимов,
• контроль работоспособности систем.
Примерами сообщений об отклонениях по результатам контроля выхода за лётно-
эксплуатационные ограничения являются:
· Нормальная перегрузка больше максимально допустимой.
· Нормальная перегрузка меньше минимально допустимой.
· Угол атаки больше допустимого.
· Крен левый велик.
· Крен правый велик.
· Масса при рулении превышает максимальную рулёжную массу.
· Масса при взлёте больше максимальной взлётной массы.
· Масса при посадке больше максимальной посадочной массы.
· Скорость больше допустимой при выпущенных закрылках.
· Скорость больше допустимой при выпущенных предкрылках.
· Скорость при уборке – выпуске шасси больше допустимой (V = 425 км/ч).
· Вертикальная перегрузка на посадке больше допустимой и др
12. Назначение МАСУ "Безопасность", ее структура и принципы построения. Источники информации для МАСУ "Безопасность", формализованный отчет.
Учебник: Зубков, Прозоров Безопасность полетов Ульяновск 2012
Страница 429-432 (электронное издание)
Назначение МАСУ "Безопасность", ее структура и принципы построения. Источники информации для МАСУ "Безопасность", формализованный отчет.
В отечественной практике действует информационно-справочная система АСУ «Безопасность», получившая при последней модификации наименование Многоуровневая Автоматизированная система обеспечения БП ВС ГА.
АИС-автоматизированная информационная система
АИС «Экипаж»-АИС анализа качества деятельности экипажа
АИС «Надежность»-АИС анализа надежности АТ
АИС СУБП-АИС система управления БП
АИС «Безопасность-Р»-региональная АИС анализа безопасности производства полетов
АИС «Надежность-Р»-региональная АИС анализа надежности АТ
ГУО ГА-Государственный уполномоченный орган в сфере ГА
ГЦ БП ВТ-Государственный центр «Безопасность полетов на воздушном транспорте»
РУ ГУО ГА-региональное управление ГУО ГА
АИС «Безопасность-Ф»-федеральная АИС анализа безопасности производства полетов
АИС «Надежность-Ф»- федеральная АИС анализа надежности АТ
Основные функции АИС авиакомпании
АИС «Экипаж»
Накопление и хранение данных по отклонениям и нарушениям в действиях экипажа. Статистическая обработка, систематизация и анализ данных по видам событий (;отклонений, нарушений), этапам полета, типам ВС, причинам, уровням серьезности, периодам летной деятельности и подразделениям АП.
Анализ, оценка и прогнозирование показателей качества деятельности экипажей, выявление неэффективных приемов и неправильных действий на ранней стадии развития негативных тенденций в работе членов экипажа. Индивидуальное планирование процессов контроля полетов.
АИС «Надежность»
Накопление и хранение данных по отказам и неисправностям АТ.
Статистическая обработка, систематизация и анализ данных для контроля уровня надежности АТ и оценки качества работ по сохранению летной годности ВС.
Прогнозирование потребного количества ЗИП.
Контроль состояния авиадвигателей и выявление на ранней стадии развития неисправностей.
Прогнозирование тенденций отклонения диагностических параметров от значений с оценкой вероятных сроков достижения предельно допустимых значений.
Введение каталогов алгоритмов и формирование рекомендаций по поиску и устранению отказов и неисправностей АТ на борту ВС.
АИС СУБП
Сбор, хранение и анализ данных об угрозах БП.
Оценка уровней риска по результатам выявления факторов угрозы БП.
Осуществление мониторинга состояния БП по оценке уровней риска.
Подготовка , анализ и учет эффективности мероприятий по обеспечению приемлемого уровня риска.
13. В каких случаях и кем осуществляется поиск ВС, терпящего бедствие? Состав аварийно-спасательной службы.
Подробнее: Лекция (тема) 9 Расследование АП и инцидентов. А так же по ссылке на сайте (подробная выписка из ФАП) http://ru6uo.narod.ru/Avia/Doc/12.htm
14. Каким образом и кем осуществляется эвакуация ВС с летного поля аэродрома? Технические средства, применяемые при выполнении эвакуационных работ.
Источник: НТЭРАТ ГА - 93 (п. 21.1)