Принцип обеспечения безопасности международных полетов и полетов над открытым морем летательных аппаратов.

В соответствии с принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации государства обязаны: а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; б) вести борьбу с АНВ.

Одна из основных задач Чикагской конвенции 1944 г. и создания ИКАО состояла в том, чтобы "международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом" (Преамбула). На это направлены прежде всего единые требования к технике безопасности аэронавигации, которые содержатся в самой Конвенции и в регламентах ИКАО (SARPS), предусмотренных в приложениях к Конвенции и в других документах ИКАО. SARPS способствуют внедрению различными государствами единых или сходных летно-технических норм и правил полетов гражданских ВС, основанных на новейших достижениях в области международной аэронавигации.

Приложением 17 к Чикагской конвенции предусмотрено, что во всех вопросах, связанных с защитой международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (АНВ), первостепенное значение имеет безопасность пассажиров, экипажа, наземного персонала и общества в целом.

Государства в равной мере заинтересованы, во-первых, в обеспечении безопасности международной государственной авиации и, во-вторых, безопасности международных полетов и полетов над открытым морем любых ЛА. В этом отношении существуют многочисленные двусторонние и редкие многосторонние соглашения между государствами (в ином случае такие полеты, за исключением незаконных полетов, в принципе невозможны). Следует исходить из того, что рассматриваемый принцип относится к любым ЛА и к любым международным полетам и полетам над открытым морем.

В соответствии с данным принципом в государствах принимаются многочисленные правореализационные акты, в которых не всегда предмет (объект) регулирования ограничен только гражданской авиацией.

Понятие "безопасность" носит родовой характер. Ему подчиняются два видовых понятия: первое - "безопасность полетов" (англ. - safety) имеет техническое содержание, означающее обеспечение технической надежности ЛА при их производстве и эксплуатации; второе - "авиационная безопасность" (англ. - security) означает безопасность от АНВ.

§ 4. Правовой статус и правовой режим воздушного

пространства

В общем виде воздушным пространством называется околоземное пространство, заполненное атмосферным воздухом, который удерживается (как и сухопутная и водная составляющие Земли) в пределах Земли ее гравитацией. Это не означает, что все объекты (например, Луна и спутники Земли), удерживаемые возле Земли таким же образом, являются частью Земли.

Распространенная точка зрения о том, что внешняя "поверхность" атмосферы и воздушного пространства граничит с околоземной частью космического пространства, требует однозначного определения того и другого с четким пониманием их физического и юридического содержания.

В физическом плане атмосфера подразделяется на тропосферу, нижний слой атмосферы (верхняя граница на высоте 8 - 10 км в полярных широтах, 10 - 12 км в умеренных широтах, 16 - 18 км в тропических широтах); стратосферу (верхняя граница на высоте 50 - 55 км); стратопаузу (переходный слой между стратосферой и мезосферой на высоте 50+/-55 км); мезосферу (верхняя граница на высоте 80 - 85 км); мезопаузу (переходный слой между мезосферой и термосферой на высоте 80 - 90 км); термосферу (верхняя граница около 800 км); экзосферу, сферу рассеяния (верхняя граница на высоте 3000 км).

Из экзосферы - внешнего слоя земной атмосферы быстро движущиеся легкие атомы водорода, из которых почти полностью состоит экзосфера, а температура достигает 3000 К, могут вылетать (ускользать) в космическое пространство. Далее экзосфера постепенно переходит в "ближнекосмический вакуум", заполненный сильно разреженными частицами межпланетного газа (главным образом водорода), а также пылевидными частицами кометного и метеорного происхождения, электромагнитной и корпускулярной радиацией солнечного и галактического происхождения.

Использование сопротивления и подъемной силы воздуха для управляемого аэродинамического полета обычно возможно до высот 60 - 90 км, а при очень больших скоростях и на высотах 100 - 130 км. Высоты в 180 - 200 км являются сферой чисто баллистического полета, направляемого и управляемого лишь с помощью реактивных сил. Если центробежная сила, действующая на ЛА на данной высоте, уравнивается с силой тяжести, ЛА становится искусственным спутником Земли.

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. дает основания толковать понятие "космическое пространство" (во всяком случае, для целей Договора 1963 г.) таким образом, что оно находится за внешней границей атмосферы.

Выдвигалась также не получившая должной поддержки концепция установления границы с космическим пространством по линии внешнего контура гравитационного поля Земли (260000 км над уровнем моря).

Все эти сведения приходилось принимать во внимание при определении нижней границы космического пространства и верхней границы воздушного пространства. Эта задача усложнялась, кроме прочего, тем, что в физическом отношении не существует иного пространства, кроме бесконечного пространства Вселенной (единого космического пространства). Земля (вместе с ее воздушным пространством), двигаясь вместе с Солнцем и вокруг него, в каждый момент занимает различные точки (участки) космического пространства.

В решении вопроса о разграничении воздушного пространства и космического пространства государства в конечном счете согласились на применение чисто функционального (геоцентрического) подхода, поскольку в физическом отношении такое разграничение бессмысленно: не существует никакого иного пространства, кроме пространства Вселенной.

Такой функционально-юридический подход нашел отражение в Рабочем документе, который в 1979 г. внесла делегация СССР на рассмотрение 22-й сессии Комитета ООН по космосу: "Проект основных положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу разграничения воздушного и космического пространства и правового статуса части космического пространства, в которой проходят орбиты геостационарных спутников".

Данный документ, в частности, предусматривал следующие положения.

1. Надземное пространство выше 100 - 110 км над уровнем моря является космическим пространством.

2. Граница между воздушным и космическим пространством подлежит согласованию между государствами и последующему договорному закреплению на высоте, не превышающей 100 - 110 км над уровнем моря.

3. За космическими объектами одних государств сохраняется право пролета над территориями других государств на высотах ниже 100 - 110 км над уровнем моря для выхода на орбиту и возвращения на Землю на территорию запускающего государства.

4. Часть космического пространства, в которой проходят орбиты геостационарных спутников, неотъемлема от космического пространства в целом, и на нее распространяются все соответствующие положения Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.

5. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было способом.

Соответствующая Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН была принята в том же 1979 г. Но это не снимает проблемных аспектов в данном вопросе.

Во-первых, в данной Резолюции определяется лишь нижняя граница условного (функционально-правового) космического пространства. Что касается рекомендации согласовать и в последующем на договорной основе закрепить границу между воздушным пространством и космическим пространством на высоте, не превышающей 100 - 110 км над уровнем моря, то такой договор универсального порядка так и не заключен на начало 2009 г. Во-вторых, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются документами "мягкого права" (носят рекомендательный характер) и не могут подменять договоры между государствами.

В-третьих, существует вообще иной авторитетный подход к данному вопросу. Имеется в виду определение воздушного пространства, которое в 1970 г. дал Секретариат ИКАО. Согласно этому определению, разработанному "с точки зрения авиации", воздушное пространство - "это только то пространство, в котором воздушный летательный аппарат может быть использован... т.е. расстояние от поверхности Земли, на которой механизм может поддерживаться в результате действия аэродинамических сил, по современным оценкам приблизительно 35 км; однако технические изменения, по-видимому, позволят воздушному летательному аппарату поддерживаться в результате действия аэродинамических сил даже на большей высоте".

В целом считается, что сложилась обычно-правовая норма считать нижним пределом условного космического пространства высоту в 100 - 110 км над уровнем моря. Указанный функционально-правовой подход значительно упрощает вопрос о том, в каких пространственных пределах действуют нормы воздушного права, с одной стороны, и космического права - с другой.

В отношении правового статуса условного воздушного пространства Земли преимуществом пользуется территориальная концепция. В соответствии с ней воздушное пространство разделено на две основные территориальные части. Одна из них - территория государства (см., например: п. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации 1993 г.; ст. 1 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"; ст. 1 ВК РФ (в редакции 2006 г.). Другая территориальная часть - открытое воздушное пространство как часть международной территории общего пользования.

В ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г. говорится о воздушном пространстве над территорией государств-членов, а ст. 2 Конвенции территорией государства называет сухопутную и водную территорию государств-членов. Это дает основания толковать указанные положения таким образом, что Чикагская конвенция не относит воздушное пространство к составу государственной территории, а лишь допускает действие в нем суверенитета государств. Формально это так. Но такое толкование практически не получило поддержки со стороны государств. Показателен в этом плане такой факт: в 1967 г. в повестку дня 6-й сессии Комитета ООН по космосу на основании Резолюции 2222 (XXI) ГА ООН от 19 декабря 1966 г. был включен вопрос об определении верхнего предела государственного суверенитета (вне связи с территориальной природой воздушного пространства). Обсуждение закончилось дискуссией.

Выделяют еще два вида воздушного пространства: воздушное пространство территорий со смешанным режимом (например, над исключительной экономической зоной) и государственное воздушное пространство международного пользования (например, над архипелагом Шпицберген).

Воздушное пространство подразделяется на следующие функциональные части и режимы: верхнее (для полетов по приборам); нижнее (включая визуальные полеты); контролируемое (делится на районы ОВД, состоящие из диспетчерских районов, диспетчерских зон, аэроузловых диспетчерских и аэродромных районов, воздушных трасс, аэродромных зон, коридоров прилета и вылета ВС, зон испытательных полетов, районов взрывных работ, стрельб); неконтролируемое, в котором выделяются консультативные маршруты и консультативные районы и обеспечивается полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение; районы полетной информации (РПИ) трех видов.

Вдоль государственной границы каждое государство, кроме того, устанавливает фиксированную приграничную полосу (в Российской Федерации ее ширина 25 км) со специальным режимом ее использования. Этот пограничный режим распространяется со специфическими аспектами применения также на воздушное пространство над такой полосой.

Государства устанавливают также запретные зоны, зоны ограничения полетов, опасные зоны (в том числе районы пуска и падения ракет и их отделяемых частей), районы полигонов, взрывных работ, противоградовых стрельб, авиационных работ, других специальных районов, необходимых для безопасного осуществления деятельности в воздушном пространстве и обеспечения безопасности лиц на поверхности.

Некоторые государства (США, Канада, Южная Корея и др.) в одностороннем порядке объявили воздушные зоны безопасности (ВЗБ). ВЗБ - это районы воздушного пространства со специальным режимом, устанавливаемые над открытым морем, прилегающим к их территории, протяженностью 200 - 300 морских миль для целей идентификации ЛА, следующих в сторону их территории, а также контроля их полета в целях национальной безопасности.

Международным правом установление ВЗБ не предусмотрено.

Все государства объявляют воздушные (воздушно-морские) зоны безопасности при подготовке к отражению агрессии или при ее отражении.

Структура государственного воздушного пространства обычно утверждается в порядке, установленном правительством государства. При этом тщательно учитываются приоритеты в использовании воздушного пространства государства, подобные тем, которые установлены в ст. 13 ВК РФ (в редакции 2006 г.): отражение воздушного нападения; предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы РФ или вооруженного вторжения на территорию РФ; оказание помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей; предотвращение и прекращение нарушений порядка использования воздушного пространства; выполнение полетов ВС, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства РФ или в порядке, установленном Правительством РФ; выполнение полетов ВС или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации; выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации; осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа; выполнение полетов воздушных судов государственной авиации; выполнение полетов ВС экспериментальной авиации; осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемая на регулярной основе; осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ или иная деятельность, осуществляемая на нерегулярной основе; проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий; выполнение полетов ВС или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей физических лиц.

Если два или несколько государств договариваются о создании "единого воздушного пространства", его структура (как правило, для конкретных видов использования) определяется межгосударственным договором.

Примером могут служить воздушное пространство ЕС и частично государств СНГ. В частности, Минское соглашение "О гражданской авиации и об использовании воздушного пространства" 1991 г. между государствами - членами СНГ, подтверждая полный и исключительный суверенитет государств над их воздушными пространствами, вводит понятие "единое воздушное пространство". Под ним понимается "воздушное пространство Договаривающихся государств, а также районов открытого воздушного пространства, где, согласно международным договорам, обслуживание воздушного движения возложено на бывший СССР" и там, "где Договаривающиеся государства осуществляют свой контроль и юрисдикцию".

То есть воздушные пространства государств - членов СНГ в данном случае не образуют некую общую воздушную территорию, а совместно используются в определенных целях. Это сравнимо с действием функционально единых воздушных пространств, устанавливаемых международными организациями по обслуживанию воздушного движения.

Открытое воздушное пространство (международное воздушное пространство общего пользования) не подлежит присвоению и открыто для исследования и использования всеми государствами, как и международная территория общего пользования в целом. Но здесь есть некоторые особенности.

Статья 12 Чикагской конвенции и Приложение 2 к ней, устанавливая императивные требования в отношении полетов в данном пространстве, не затрагивают его правовой статус и общий правовой режим использования. Поэтому в отношении устоявшегося (традиционного) международно-правового режима использования открытого воздушного пространства достаточно ознакомиться с содержанием п. п. 5 и 6 настоящей главы.

Воздушное пространство Арктики, можно считать, распадается на суверенное воздушное пространство (расположенное над землями и островами, являющимися частью территории прибрежных государств) и открытое воздушное пространство (все остальное). Это вытекает из правового содержания действующего здесь "секторального принципа", сформировавшегося вследствие объявления в одностороннем порядке приарктическими государствами своих "секторов" в Арктике к северу от их арктического побережья.

Воздушное пространство Антарктики является открытым воздушным пространством, международной территорией общего пользования в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г.

В новейшие времена с учетом образования единого киберпространства, которое существует независимо от правовой природы иных видов территории и "параллельно" с ними, государства уделяют повышенное внимание, кроме прочего, деятельности в киберпространстве, влияющей на деятельность в воздушном пространстве. В этом контексте в воздушных кодексах и других законодательных актах государств закрепляются нормы, подобные той, которая содержится в ст. 11 Воздушного кодекса РФ. Согласно данной статье под использованием воздушного пространства понимается, кроме прочего, деятельность, в процессе которой "происходят электромагнитные и другие излучения".

В настоящее время настоятельно необходимым становится тщательный учет воздействия любой наземной (и иной) деятельности на деятельность в собственно воздушном пространстве, в частности отрицательных экологических последствий для полетов ЛА.

§ 5. Международно-правовые основы полетов

в воздушном пространстве

5.1. Международные полеты в пределах

государственной территории

Под международным полетом понимается всякий полет, при котором ЛА пересекает границу по крайней мере двух государств. Вылет в открытое воздушное пространство и полет в нем носит "международный характер" с точки зрения применимости к такому полету международных правил и в условном смысле часто квалифицируется как международный.

Государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов любых ЛА.

Согласно ст. 6 Чикагской конвенции "никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции".

Право на регулярные полеты в пределах своей территории (по определенным линиям, с определенной частотой и по заранее устанавливаемому расписанию) государства обычно предоставляют иностранным государствам в соответствии с двусторонними соглашениями о воздушном сообщении.

В 1952 г. Совет ИКАО принял официальное определение регулярных международных воздушных сообщений: серия полетов, которые осуществляются через воздушное пространство более чем одного государства с целью выполнения за вознаграждение перевозок пассажиров, почты и грузов при условии, что все рейсы открыты для общего пользования либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо с такой частотой и регулярностью, которые составляют систематическую серию рейсов.

Полеты, которые не отвечают этим условиям, являются нерегулярными. В соответствии со ст. 5 Чикагской конвенции ВС государств-участников, "не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право, при условии соблюдения положений Конвенции, осуществлять полеты на территорию другого государства-участника или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки".

Вместе с тем каждое государство по соображениям безопасности полетов сохраняет за собой право требовать от ВС, которые намереваются пролетать над районами, являющимися недоступными или не имеющими надлежащих аэронавигационных средств, следовать по предписанным маршрутам или получать специальные разрешения на такие полеты.

Практика применения ст. 5 Чикагской конвенции различна. Чаще всего для выполнения таких полетов требуется разрешение, хотя, как правило, в упрощенной, по сравнению с регулярными полетами, форме. Отдельные страны допускают на свою территорию нерегулярные полеты по уведомлению (диспетчерскому разрешению). Для нерегулярных полетов в целях коммерческой деятельности на данной территории разрешение требуется всегда.

Особой формой применения разрешительного порядка в данном вопросе является многосторонний международный договор. Так, 30 апреля 1956 г. в Париже было подписано многостороннее Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе, участниками которого стали члены Европейской конференции гражданской авиации (ЕКАК).

По данному Соглашению не занятым в регулярных воздушных сообщениях гражданским ВС договаривающихся государств предоставляется право осуществлять погрузку и выгрузку на их территориях без применения каких-либо правил, условий и ограничений по ст. 5 Чикагской конвенции. Этим Соглашением соответствующие государства фактически нарушают положения ст. 5 Чикагской конвенции, участниками которой все они являются.

В соответствии с ВК РФ любые полеты в воздушном пространстве РФ выполняются на основе международных договоров РФ или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 79).

Если соглашение России о воздушном сообщении предусматривает возможность выполнения полетов по конкретной договорной линии с использованием соответствующих коммерческих прав, то такие сообщения могут выполняться как регулярно, так и нерегулярно. Аналогичной практики придерживаются и другие страны, если иное прямо не оговорено в соглашении.

Влет на иностранную территорию без разрешения является правонарушением и, за исключением случаев действия "непреодолимой силы", влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность экипажа (командира ЛА), а также (в отдельных случаях) международную ответственность государства регистрации (эксплуатанта) ЛА.

По условиям ст. 12 Чикагской конвенции государства обязаны принимать меры для того, чтобы каждое ВС, совершающее полет или маневрирующее в пределах его территории, а также каждое ВС, несущее его национальный знак, где бы оно ни находилось, соблюдало действующие на этой территории правила и регламенты, касающиеся полетов и маневрирования ВС.

Полеты иностранных ЛА должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям). За исключением разрешенного транзитного пролета, каждый ЛА должен, если это требуется в соответствии с правилами конкретного государства, совершать посадку в назначенном аэропорту или в другом месте с целью прохождения таможенного и иного контроля.

При этом могут быть проверены также удостоверения членов экипажа и другие документы, наличие которых на борту обязательно.

Каждое государство может запрещать перевозку на иностранных ЛА через свою территорию военного снаряжения и военных материалов. В интересах соблюдения "общественного порядка и безопасности" может быть запрещена перевозка и других материалов, но при условии, что в этом отношении не будет проводиться различий между своими ЛА, занятыми в международных сообщениях, и ЛА других государств, а также при условии, что не будут устанавливаться ограничения, которые могут препятствовать перевозке и использованию на ЛА аппаратуры, необходимой для эксплуатации ЛА или навигации, для обеспечения безопасности членов экипажа и пассажиров.

Правила полетов изложены в приложении 2 к Чикагской конвенции. Эти правила действуют с учетом соответствующих национальных правил. Например, в РФ действует Инструкция по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства (ИВП) - планов полетов ВС, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ (Приказ Министерства обороны РФ от 30 ноября 2001 г. N 483).

Важнейшим среди правил полетов является требование, согласно которому ЛА, намеревающийся войти в контролируемое воздушное пространство, должен получить диспетчерское разрешение от службы УВД, ответственной за данное воздушное пространство.

Режим запретных зон, зон ограничений полетов, опасных зон (районы пуска и падения ракет, их отделяемых частей), районов полигонов, взрывных работ, противоградовых стрельб, авиационных работ, специальных районов, других специальных элементов, устанавливаемых для осуществления деятельности в воздушном пространстве, регламентируется особо.

Пункт "а" ст. 9 Чикагской конвенции 1944 г., в частности, предусматривает, что государство может устанавливать запретные зоны в пределах своей территории при условии, что их режим будет одинаково действовать в отношении ВС, выполняющих регулярные полеты, данного государства и аналогичных ВС других государств - участников Конвенции.

Правом на архипелажный пролет обладают все ЛА над традиционными международными морскими путями либо в пределах специальных воздушных коридоров, устанавливаемых архипелажным государством, при условии получения соответствующего разрешения.

Несмотря на то что Чикагская конвенция 1944 г. применяется в отношении международной гражданской авиации и в п. "а" ст. 3 Конвенции подчеркивается, что "настоящая Конвенция будет применяться только в отношении гражданских воздушных судов и не будет применяться в отношении государственных воздушных судов", в п. "с" той же статьи устанавливается: "Никакое государственное воздушное судно Договаривающегося Государства не будет совершать полеты над территорией другого Государства или совершать посадку на ней без разрешения, полученного на основе специального соглашения или иным образом и в соответствии с изложенными в нем условиями".

Таким же правилом государства руководствуются в отношении полетов над их территорией любых других государственных ЛА.

Кроме того, в соответствии со ст. 8 Чикагской конвенции "никакое воздушное судно, способное совершать полеты без пилота, не должно совершать полеты без пилота над территорией Договаривающегося Государства без специального разрешения этого Государства или не в соответствии с условиями такого разрешения. Каждое Договаривающееся Государство обязуется при полете такого воздушного судна без пилота в районах, открытых для гражданских воздушных судов, обеспечивать такое управление полетом, чтобы избежать опасности для гражданских воздушных судов".

5.2. Особенности полетов над международными проливами

Существует несколько видов проливов. К одним из них относятся проливы, соединяющие районы открытого моря или ИЭЗ и имеющие значение мировых водных путей: Балтийские, Гибралтарский, Ла-Манш (Английский канал), Мозамбикский, Корейский, Дрейка, Па-де-Кале (Дуврский), Сингапурский, Магелланов, Баб-эль-Мандебский и др. Пролет над ними подчиняется всем нормам и правилам, действующим в отношении открытого моря, если эти проливы не перекрываются территориальными водами прибрежного государства. В последнем случае действует правило "транзитного пролета", который должен производиться быстро и непрерывно и единственно с целью перелета из одной части открытого моря (или ИЭЗ) в другую его часть (или ИЭЗ).

Другую категорию составляют проливы, соединяющие открытое море с морями типа Черного и являющиеся единственным выходом из них. Правовой режим таких проливов регулируется особыми международными договорами.

Так, режим проливов Босфор и Дарданеллы определен Конвенцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтре в 1936 г. В соответствии с положениями ст. 23 Конвенции гражданские ВС, осуществляющие регулярные полеты, могут пересекать зону проливов по маршрутам, установленным турецким правительством, при уведомлении об утвержденной в расписании полета дате. При нерегулярных полетах уведомление направляется за три дня до полета. Предоставление Турцией разрешения на полеты над указанными проливами других ЛА основано на учете своих национальных интересов.

Полеты над проливами Балтийского моря (Большой и Малый Бельты и Эресунн, он же Зунд) регламентируются международными конвенциями и специальными правилами, издаваемыми Данией.

Правовой статус воздушного пространства над международными проливами предполагает пользование ими на общих основаниях, без права припроливного государства приостанавливать транзитный пролет. При этом должны соблюдаться правила Конвенции 1982 г., согласно которым припроливные государства устанавливают собственные правила полетов (пролета) в соответствии со ст. ст. 41 и 42 Конвенции 1982 г. Припроливное государство в чрезвычайных ситуациях (война, чрезвычайное положение) имеет право принимать адекватные меры для обеспечения своей безопасности в отношении ЛА, намеревающихся совершить или совершающих транзитный пролет.

5.3. Полеты над открытым морем

При полетах над открытым морем, как и при полетах над государственной территорией, ЛА должен иметь национальные и регистрационные знаки. Им должен управлять (если ЛА управляется) экипаж, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. ЛА не должен совершать преднамеренные маневры и действия, угрожающие безопасности морских судов и других ЛА, установок и сооружений в открытом море, а также находящимся на них лицам и имуществу, загрязнять открытое море.

Над открытым морем положения приложения 2 к Чикагской конвенции действуют без каких-либо исключений. Это объясняется необходимостью поддержания в интересах безопасности воздушного движения единого режима полетов над открытым морем. В пределах государственной территории такой единый режим устанавливает само государство. В отношении открытого моря эту роль взяла на себя ИКАО. Однако в отдельных его районах применяется и ряд национальных правил прибрежных государств, поскольку приложение 2 устанавливает только основные, наиболее общие требования к полетам.

Для обеспечения безопасности влета со стороны открытого моря и регулирования безопасной аэронавигации в отдельных его районах государствам разрешается (в лице, как правило, органов УВД) контролировать определенные участки воздушного пространства над открытым морем.

Некоторые государства, как указывалось, установили так называемые зоны безопасности или зоны опознания, при полете в которых ЛА иностранных государств должны соблюдать особые требования. Так, ЛА, направляющееся в США со стороны открытого моря, должно сообщить свое местонахождение, направление и план полета при вхождении в такую зону. По правилам, установленным Южной Кореей, ЛА, не сообщившие время, маршрут и высоту полета при входе в такую зону, могут быть признаны нарушителями воздушного пространства Южной Кореи.

Для определения четких критериев в обслуживании международных полетов над открытым морем (аэронавигационный контроль и обеспечение полетной информации) ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем: консультативное, контролируемое, опасные зоны, зоны ограниченного режима полетов.

Консультативное воздушное пространство - район над открытым морем, в пределах которого ЛА предоставляются полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской службой лишь в целях оптимального рассредоточения ЛА в данном районе. Как правило, такое воздушное пространство включает районы и маршруты, где диспетчерская служба по каким-либо причинам (к примеру, в силу удаленности от береговой линии) не может управлять воздушным движением, а соответствующее государство не может нести ответственность за безопасность международных полетов.

Контролируемое воздушное пространство - район открытого моря, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает УВД, а соответствующее (прибрежное) государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов. В пределах такого пространства следует выделить контролируемые воздушные трассы и контролируемые аэродромные зоны.

Международные воздушные трассы представляют собой часть контролируемого воздушного пространства в виде коридора шириной 10 - 15 миль. Контролируемые аэродромные зоны над открытым морем устанавливаются прибрежным государством для обеспечения взлета и посадки ЛА. Такие зоны могут иметь протяженность вокруг аэродромов в радиусе до 50 - 60 миль, т.е. выходить за пределы территориальных вод в случаях, когда аэродром расположен на берегу или вблизи от берега. Расширение аэродромной зоны за пределы территориальных вод прибрежное государство вправе производить в одностороннем порядке, однако это не влечет за собой распространения действия государственного суверенитета на эти зоны.

Опасная зона - район открытого моря, в пределах которого может возникать опасность для полетов ЛА.

Зона ограниченного режима полетов - воздушное пространство над открытым морем, в пределах которого производство полетов временно ограничено. Так, государства устанавливают ограничения для плавания и полетов в районах открытого моря во время испытания межконтинентальных ракет.

Часто полеты над открытым морем производятся с использованием спутниковой системы или визуально. Как сообщала "Правда.ру" 20 июля 2007 г., самолеты дальней авиации (стратегические ракетоносцы) ВВС России успешно выполнили задания в Северной Атлантике, в том числе с дозаправкой топлива в воздухе от танкера Ил-78. Перед такими полетами подаются заявки на использование международных трасс. Строгое соблюдение международных договоренностей по использованию открытого воздушного пространства в таких случаях является обязательным.

Большое значение для регулирования международных полетов и над открытым морем имеют документы региональных конференций ИКАО, в соответствии с которыми установлены следующие районы, для которых разрабатываются специальные аэронавигационные планы: Африка - Индийский океан, Средиземное море - Восточная Азия, Северная Атлантика - Северная Америка - Тихий океан, Карибское море - Северная Америка, Европа - Средиземное море.

§ 6. Управление воздушным движением

Согласно ст. 28 Чикагской конвенции 1944 г. на государство возлагается обязанность (насколько оно сочтет возможным):

a) предоставлять на своей территории аэропорты, радио- и метеорологические службы и другие аэронавигационные средства для содействия международной аэронавигации в соответствии со SARPS;

b) принимать и вводить в действие надлежащие стандар<

Наши рекомендации