Менеджмент морских ресурсов как новая учебная дисциплина в морских вузах украины

АННОТАЦИЯ.В докладе представлена авторская интерпретация стандартов подготовки, сертификации и несения вахты для моряков на базе положений Манильских поправок к международной конвенции IMO STCW-78. Рассмотрена публичная часть внедряемого в Украине нового учебного курса «Менеджмент морских ресурсов», разработанного Академией Шведского клуба страховщиков, его цели, принципы и модульное содержание. Предлагаются рекомендации по совершенствованию морского образования в Украине.

Украина выбирает левый путь – в Европу. Европа, как и весь цивилизованный мир, выбирает качество. Менеджмент качества в 21-м веке в развитых странах фокусируется на качестве менеджмента, чем и обеспечивает конкурентное преимущество в любом виде деятельности и реализации любого рода процессов. О каких бы системах менеджмента и их качестве мы не говорили, речь в любом случае сводится к системам менеджмента ресурсов, важнейшим и первым элементом которых является развитие и совершенствование человека (организации людей) в целом либо отдельных его составляющих. То есть, все фокусируется на системы менеджмента обучения (education) и подготовки (training) людей - персонала. Представление (performance) этих систем и их результатов на выходе должно быть адекватным времени и месту. Очевидно, что современный магистр факультета менеджмента London Business School вряд ли найдет общий язык в области качества менеджмента с аналогичным выпускником Пхеньянского университета. И пояснений здесь никаких не требуется. Вместе они вряд ли смогут начать и тем более продолжить сколь либо длительный, эффективный и конкурентоспособный бизнес, например, в Южно-африканской республике. И в этом нет большой беды. Но, если, люди, подобные этим двум, садятся за штурвал авиалайнера, например, в роли первого и второго пилота и при этом имеют совершенно разные представления о менеджменте вообще, и качестве менеджмента, в частности, то я не завидую не только пассажирам этого самолета, но и людям всех стран, над которыми он полетит…. Такая же ситуация – на капитанском мостике и в машинном отделении морских судов, совершающих международные рейсы. Смешанные экипажи воздушных и морских судов – это уже давно объективная реальность. В мировом торговом мореплавании количество судов, укомплектованных представителями разных стран, национальностей и культур, превышает 60 процентов! Обучение и подготовка моряков проходит в разных системах образования, базирующихся на разных подходах к менеджменту и к качеству. Международная ассоциация морских университетов со штаб-квартирой в Японии (Токио) более 10 лет пытается внедрить единую учебную программу подготовки моряков в странах-поставщиках наибольших людских ресурсов на международный рынок труда плавсостава. Украина к этим странам как раз относится, только своих моряков до сих пор учит по советским учебным планам и программам. Международная морская организация со штаб-квартирой в Лондоне с 1978 года пытается урегулировать стандарты подготовки, сертификации и несения вахты на судах для всех моряков путем принятия новых версий международной конвенции STCW. Но славянский, а тем более китайский менталитет, позволяют присоединиться к любой конвенции, сочиненной в Лондоне, а потом ее вообще не выполнять или выполнить, но «на свой манер». Передовые ученые мира работают над решением проблемы кросскультурных отношений и, наиболее продвинутые из них – представители США, Великобритании, Сингапура, уже приблизились к презентации новой методики и нового оценочного коэффициента культурных способностей любого человека - тест CQ-test по аналогии с уже существующими тестами IQ-test и EQ-test. Исследователи-прикладники и продвинутые менеджеры транснациональных корпораций, включая область международной логистики и транспортировки, разработали и реализуют учебно-тренинговые курсы, призванные обеспечить безопасность (надежность и качество) воздухо- и мореплавания через развитие и совершенствование коммуникативной компетенции взаимоотношений людей с разной культурой. До недавнего времени эти учебные программы, и тренинги назывались Bridge Resource Management (BRM), Bridge Team Management (BTM), Engine Team Management (ETM). Сейчас их объединяют под названиями «Менеджмент экипажа» - Crew Resource Management (CRM), в основном в авиации, и «Менеджмент морских ресурсов» - Maritime Resource Management (MRM). В широком смысле эти учебные курсы, тренинги и связанные с ними научные исследования призваны создать такую коммуникационную культурную среду на борту судна и в отношениях с береговыми (земными) операторами, которая минимизирует все риски несчастных случаев и исключает человеческие ошибки, право на которые имеет любой человек.

Далее рассматривается современная версия учебного курса «|приморское|Менеджмент морских ресурсов» - MRM|(бывший учебный курс||бриджа| BRM – Bridge Resource Management - Менеджмент ресурсов мостика|), разработанная Академией Шведского клуба страховщиков на транспорте. Она| включает принципы из Руководства в отношении организации несения вахты на судне и менеджмента ресурсов мостика (BRM)| Международного Кодекса|кодекса| STCW с учетом Манильских поправок, принятых в 2010 году и вскоре становящихся обязательными|. Его цель|цель| - гарантировать, что надежная практика менеджмента ресурсов |нормальные||поддерживается ежедневными|каждый день,каждодневные| практическими действиями|практики|. Обеспечивающие эту цель|закрытые,охваченные| принципы включают: признание значимости смысла (сути)|стойкой| хорошего менеджмента и командной работы;|кооперации| готовность членов экипажа менять поведение в нужном (положительном)|позитивном| направлении; |указании,руководстве|осознание|понимание| важности использования, изучения и знания общей терминологии, относящейся к менеджменту. Академия Шведского Клуба страховщиков на транспорте на средства немецких фондов через представительство в Украине немецкой же судоходной компании Marlow Navigation Co. Ltd. уже зашла на рынок Украины в 2010 году с этим новым видом услуги – обучение и тренинг по курсуMRM. Этот курс, по сути, является практической коммерческой реализацией в судоходном бизнесе, во-первых, известной из теории менеджмента управленческой идеи«Новых человеческих отношений», «магическое слово» которой – «качество решения», во-вторых, перенесением методик и инструментов менеджмента человеческих ресурсов из отрасли гражданской авиации (CRM Course) на морской флот.Лицензионное соглашение с Академией Шведского Клуба в Украине заключили несколько национальных организации, которые уже являются провайдерами этого курса и имеют в своем штате сертифицированных лидеров по проведению тренинговMRM в Украине. Стоимость 4-дневного курса обучения составляет не менее $500 с кандидата на международный сертификат. Более того, Министерство образования и науки Украины своим приказом от 25 октября 2010 г., № 1001 создало рабочую группу и планирует сделать этот учебный курс обязательным во всех морских учебных заведениях с 2011/2012 учебного года. Рабочая группа осуществляет свою деятельность на базе Херсонского государственного морского института. Насколько успешно она, эта группа, работает неизвестно. Информация, как всегда, закрыта. Однако и так понятно, что предстоит проделать достаточно серьезную научную, методическую и дидактическую работу, поскольку современные методы менеджмента как и принципы психологии организаций и поведения людей в морских государственных вузах и частных учебно-тренажерных центрах Украины находятся в зачаточном состоянии. Размыта даже терминология. Например, на сайте самого «крутого» одесского учебно-тренажерного центра и сегодня висит приглашение для моряков пройти достаточно дорогие платные курсы по «Ресурсам управления мостиком»? Это так, в этом центре, перевели название международного учебного курса для моряков «Bridge Resource Management». Вероятнее всего, так его и читают в Одессе, как перевели!

_______________________

Подробный материал по этой теме - см. на главной странице сайте и в разделе меню «Избранное»

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Оцените в процентном отношении количество «подфлажных» судов, укомплектованных моряками-представителями разных стран, национальностей и культур, в мировом торговом мореплавании.
  2. Как называется новый оценочный коэффициент культурных способностей любого человека?
  3. Что минимизируют учебные курсы и тренинги по коммуникационной культуре на борту судна и в отношениях с береговыми (земными) операторами? Перечислите их.
  4. Какие принципы обеспечивают достижение цели современной версии учебного курса «|приморское|Менеджмент морских ресурсов» - MRM|?
  5. Является лиучебный курс «|приморское|Менеджмент морских ресурсов» обязательным для офицеров морских судов, совершающих международные рейсы?|

См. подробности в разделах «Новости», «Гостевая» «Избранное» (сборники научных трудов автора) на сайте http://krivoshchekov.at.ua

«…Ему 40 лет, а он всё ещё молодой специалист. Ему 60, а он опыта набирается…».

(Аркадий Райкин в период развитого социализма в СССР)

«…Ему ещё нет 23 лет, а он уже магистр, не имея ни одного месяца опыта работы в

Наши рекомендации