Специальные упражнения. 1. Партнеры располагаются на противоположных сторонах площадки
1. Партнеры располагаются на противоположных сторонах площадки. Один игрок после собственного набрасывания выполняет нападающий удар через сетку, другой в 6—7 м от сетки принимает мяч.
2. Занимающиеся после собственного набрасывания осуществляют нападающие удары через сетку из зон 4 и 2 по диагонали в зоны 5 и 1, где располагаются защитники, которые поочередно принимают мячи, направляя их в зону 3.
3. Трое занимающихся располагаются в зонах 5, 6 и 1 и принимают поочередно нападающие удары из зон 4 и 2.
4. То же, что упр. 3, но нападающие удары выполняют против имитируемого одиночного блока. Защитники играют за блоком, расположившись в зонах 1 и 5.
5. Прием нападающих ударов, выполняемых с далеких от сетки передач. Игроки, принимающие мяч, располагаются за задней линией в зонах 1, 6, 5.
6. Шесть занимающихся организовывают оборону против нападающих ударов, выполняемых поочередно из зон 4, 3, 2. Блок индивидуальный, страховка игроком зоны 6 (1, 5).
7. То же, что упр. 6, но блок групповой; защита при страховке игроком, не участвующим в блоке (4, 3, 2).
8. Два полных состава команд поочередно выполняют по три нападающих удара из любой зоны. Обороняющаяся команда организовывает блок, защиту и контратакует .
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Методика совершенствования технической подготовленности волейболиста достаточно хорошо изложена в специальной литературе, поэтому в данном разделе приведен чисто практический материал—упражнения, направленные на совершенствование приемов техники.
Упражнения для совершенствования техники передач мяча двумя руками сверху.
1. В тройках. На каждых трех занимающихся два мяча. Двое занимающихся поочередно направляют мячи третьему, тот незамедлительно передает мячи обратно. Во время выполнения упражнения расположение игроков меняется. «Обстреливаемый» игрок, приняв мяч, делает резкий поворот на 180° и принимает второй мяч и т. д. (рис. 53).
2. В парах. Занимающиеся расположены на расстоянии 4 м друг от друга. Один игрок с большой скоростью направляет мяч параллельно полу; другой, приняв мяч, передает его обратно по средней траектории,
.
После 15—20 передач игроки меняются ролями. Рекомендуется также увеличивать расстояние между ними.
3. Занимающиеся располагаются по кругу, лицом внутрь его. В центре круга—преподаватель с мячом. Игроки начинают движение приставными шагами влево по кругу. Преподаватель передает им мяч, они принимают его и передают в обратном направлении (рис.54).
4. Занимающиеся располагаются по кругу в затылок друг другу. Один из занимающихся посылает мяч вверх над собой. Следующий игрок, переместившись вперед, также посылает мяч над собой и т. д. (рис. 55).
5. Занимающиеся располагаются в колоннах по одному лицом к стене в 1,5—2 м от нее. Первый игрок выполняет передачу мяча в стену и уходит в конец колонны;
второй принимает мяч и выполняет передачу над собой, затем также уходит в конец колонны; третий передает мяч в стенку и т. д. (рис. 56).
6. В парах. Один игрок посылает мяч влево и вправо от партнера так, чтобы для приема мяча тому приходилось делать перемещения в стороны. Принимающий выполняет передачи в обратном направлении.
7. То же, что упр. 6, но передающий недобрасывает мяч партнеру на 1,5—2 м или набрасывает ему за голову.
Рис 57
8. Занимающиеся располагаются в колоннах в затылок друг другу. Первые игроки передают мяч за голову вторым, вторые—третьим и т. д. Когда мяч доходит до последнего игрока, он одну передачу выполняет над собой, поворачивается на 360° и передает мяч за голову партнеру, стоящему сзади.
9. В парах. Занимающиеся располагаются лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м. Один игрок выполняет высокую передачу над собой, а затем передает мяч партнеру по высокой траектории; партнер повторяет упражнение.
10. Занимающиеся располагаются в две шеренги лицом друг к другу. Расстояние между игроками в шеренгах 2 м. Из одной шеренги мяч передают во вторую и ебратно по ломаной линии (рис. 57).
11. В парах. Занимающиеся располагаются на расстоянии 4 м лицом друг к другу. Один игрок выполняет высокую передачу за голову партнеру, тот в прыжке передачей возвращает мяч. После 10 передач игроки меняются ролями.
12. Занимающиеся располагаются в колоннах в зоне
2 и по одному игроку—в зонах 4 и 6. Мяч передают из зоны 6 в зону 2, а оттуда в зону 4, затем снова в зону 6. Игрок зоны 2 после передачи перемещается в конец колонны (рис. 58).
13. То же, что упр. 12, но колонна занимающихся расположена в зоне 4. Передачу выполняют из зоны 6 в зону 4, оттуда в зону 2, затем в зону 6.
14. В парах. Занимающиеся располагаются в зонах 2,
3 и 4. Из зоны 2 мяч поочередно передают в зону 3, оттуда за голову в зону 4, затем в обратном направлении в зо-
Рис. 58 Рис. 59
ну 2 (рис. 59). После определенного количества передач игроки меняются зонами.
15. То же, что упр. 14, но мяч передают из зоны 4 в зону 3, затем в зону 2 и в обратном направлении в зону 4 (рис. 60).
16. То же, что упр. 14, но в зоне 3 мяч передают за голову в прыжке.
17. То же, что упр. 15, но в зоне 3 мяч передают за голову в прыжке.
18. Занимающиеся располагаются в колоннах в зонах 2 и 4. Мяч из зоны 2 передают в зону 4 и обратно. Игрок зоны 2, выполнив передачу, перемещается в конец колонны, расположенной в зоне 4, и наоборот (рис. 61).
19. Занимающиеся располагаются в колоннах в зонах 6 и по одному игроку в зонах 3 и 2. Из колонны игрок передает мяч сразу на удар игроку зоны 2 и перемеща-
Рис. 60 |
Рис. 61 |
ется в ту же зону. В зоне 2 игрок имитирует нападающий удар, а затем выполняет откидку в зону 3 и перемещается в зону 3. Из зоны 3 игрок передает мяч в зону 6, а сам перемещается в конец колонны (рис. 62).
20. То же, что упр. 19, но из зоны 6 мяч передают в зону 4, оттуда в зону 6 с последующей передачей в зону 4 (рис. 63).
Упражнения для совершенствования техники подач.
1. Игроки поочередно подают по пять верхних прямых подач в быстром темпе, стараясь попасть в пределы площадки.
2. Игроки поочередно подают по пять верхних боковых подач на силу, стараясь попасть в пределы площадки.
3. Совершенствование верхней прямой нацеленной подачи в зону 1.
4. Совершенствование верхней прямой нацеленной подачи в зону 6.
5. Совершенствование верхней прямой нацеленной подачи в зону 5.
6. Совершенствование верхней боковой нацеленной подачи в зону 6.
7. Совершенствование верхней боковой нацеленной подачи в зону 5.
8. Совершенствование верхней боковой нацеленной подачи в зону 1.
9. Совершенствование верхней прямой нацеленной подачи в пространство, расположенное между зонами 5 и 6; 6 и 1; 4 и 3; 3 и 2.
10. Совершенствование верхней боковой подачи на силу в зону 1.
11. Совершенствование верхней боковой подачи на силу в зону 6.
12. Совершенствование верхней боковой подачи на силу в зону 5.
Упражнения для совершенствования техники приема подач.
1. Трое занимающихся располагаются в зонах 5, 6 и 1. Остальные подают нацеленную подачу на указанных игроков, а те должны принять мяч и направить его в зону 2.
2. То же, что упр. 1, но мяч после приема подачи передают в зону 4.
3. То же, что упр. 1, но подачу выполняют на силу.
4. То же, что упр. 2, но подачу выполняют на силу.
5. Трое занимающихся располагаются в зонах 5, 6 и 1, принимают мячи после нацеленных подач и передают их двумя руками сверху на удар в зону 2.
6. То же, что упр. 5, но передачу выполняют в зону 4.
7. Шесть занимающихся располагаются на площадке и принимают подачи, направляемые в более уязвимые места.
8. Двое занимающихся располагаются на задней линии площадки и стремятся принять подачу, которую выполняют поочередно остальные игроки.
Упражнения для совершенствования техники нападающих ударов.
1. Совершенствование нападающих ударов из зоны 4 после передачи мяча из зоны 3, направленной по средней и низкой траектории в обход одиночного блока.
2. Совершенствование нападающих ударов из зоны 2 после передачи из зоны 3, направленной по средней и низкой траектории в обход одиночного блока.
3. Совершенствование нападающих ударов из зоны 3 после короткой передачи мяча из зоны 3 и на взлет, в обход одиночного блока.
4. Совершенствование нападающих ударов из зоны 4 после передачи из зоны 2, направленной по высокой траектории в обход двойного блока.
5. Совершенствование нападающих ударов из зоны 2 после передачи из зоны 4, направленной по высокой траектории в обход двойного блока.
6. Нападающие удары из зоны 4 слабейшей рукой после передачи из зоны 3.
7. Нападающие удары из зоны 2 слабейшей рукой после передачи из зоны 3.
8. Нападающие удары на точность из зон 4, 3, 2 после передачи из зоны 3. Нападающий удар выполнять в
квадрат 2Х2 м, обозначенный в различных местах площадки.
9. Нападающие удары на силу из зон 4, 3, 2 в пределы площадки после передачи из зоны 3.
10. То же, что упр. 9, но после передачи из зоны 2.
11. То же, что упр. 9, но после передачи из зоны 4.
12. Нападающие удары с переводом вправо из зоны 4 после передачи из зоны 3.
13. Нападающие удары с переводом влево из зоны 2 после передачи из зоны 3.
14. Нападающие удары с переводом влево-вправо из зоны 3 после передачи из зоны 3.
Упражнения для совершенствования техники блокирования.
1. Блокирование в зоне 2 нападающих ударов из зоны 4, выполняемых поочередно с высоких и средних передач.
2. Блокирование в зоне 4 нападающих ударов из зоны 2, выполняемых поочередно с высоких и средних передач.
3. Блокирование в зоне 3 нападающих ударов из зоны 3, выполняемых поочередно с высоких и средних передач.
4. Блокирование в зоне 2 нападающих ударов из зоны 4, выполняемых с первой передачи. Занимающийся, выполняющий передачу, стоит в зоне 6.
5. То же, что упр. 4, но блокирование выполняют в зоне 4, а нападающий удар — из зоны 2.
6. Совершенствование блокирования далеких от сетки мячей. На одной стороне площадки нападающие игроки выполняют нападающие удары с далеких от сетки передач. На другой стороне им противопоставляется одиночный блок.
7. На одной стороне площадки располагаются трое блокирующих, на другой—трое нападающих, один занимающийся—около сетки для передачи мяча на удар. Нападающие удары выполняют по всей длине сетки. Блокирующим необходимо организовать групповой блок.
8. То же, что упр. 6, но нападающие удары выполняют с краев сетки.
9. То же, что упр. 6, но нападающий в зоне 3 играет с низкой передачи, а нападающие в зонах 4 и 2—с про-стрельных передач. Игрок, блокирующий в зоне 3, должен внимательно следить за действиями передающего
игрока. Как только мяч будет направлен на край сетки, блокирующий зоны 3 незамедлительно перемещается и пристраивается к крайнему блокирующему.
Упражнения для совершенствования техники защитных действий.
1. Защитники располагаются в зонах 5, 6, 1. Прием прямых нападающих ударов из зоны 4 и передача в зоны 2, 3.
2. То же, что упр. 1, но нападающие удары выполняют
из зоны 2.
3. То же, что упр. 1, но нападающие удары выполняют
из зоны 3.
4. Защитники располагаются в зонах 5, 6, 1. Прием боковых нападающих ударов из зоны 4 и передача в зоны 3, 2.
5. То же, что упр. 4, но нападающие удары выполняют
из зоны 2.
6. То же, что упр. 4, но нападающие удары выполняют
из зоны 3.
7. Защитники располагаются в зонах 4, 5, 6, 1 и 2. Нападающие удары выполняют поочередно из зон 4 и 2, принимают их и направляют мяч в зоны 3, 2.
8. То же, что упр. 7, но нападающие удары выполняют
из зоны 3.
9. Два защитника располагаются на задней линии. Нападающие удары выполняют из зоны 4 в незащищенные места. Защитники принимают мяч одной рукой в падении.
Контрольные нормативы по технической подготовке
Важную роль в обучении техническим приемам играют контроль и учет успеваемости занимающихся. Проверка умений, навыков, уровня развития физических качеств занимающихся служит для педагога надежным критерием оценки правильности планирования и организации процесса обучения и тренировки. Для занимающихся точная оценка их успеваемости является хорошим показателем достижений, побуждающим их к дальнейшему совершенствованию.
Сдачу нормативов следует организовать так, чтобы во время выполнения задания одним учеником остальные не стояли в ожидании, а были заняты—одни помогали
Таблица 14 Оценка технической подготовленности по контрольным упражнениям
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | |||||||
мальчики | девочки | |||||||||
«5» | «4» | «3» | «2» | «5» | «4» | «3» | «2» <2» | |||
Передача мя | 1. Поточная передача мяча двумя | |||||||||
мяча | руками сверху в стенку с расстоя | |||||||||
ния 3 м (кол-во раз) | ||||||||||
2. Передача мяча дву мя руками | ||||||||||
сверху с собственного набрасывания | ||||||||||
из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установ | ||||||||||
ленное в зоне 3 (10 попыток) | ||||||||||
3. Передача мяча двумя руками сверху | ||||||||||
из зоны 4 через сетку в квадрат | ||||||||||
3х3 м, расположенный в зоне 6; | ||||||||||
мяч предварительно передан из | ||||||||||
зоны 3 (10 попыток) | ||||||||||
4. Передача мяча двумя руками | ||||||||||
сверху из зоны 3 в кольцо, | ||||||||||
установленное в зоне 4, с пред | ||||||||||
варительной передачи мяча из зоны | ||||||||||
5 (10 попыток) | ||||||||||
5. Передача мяча двумя руками | ||||||||||
сверху в прыжке из зоны 4 | ||||||||||
через сетку в квадрат 3 х 3 м, рас | ||||||||||
положенный у лицевой линии в зоне | ||||||||||
6, с предварительной передачи | ||||||||||
мяча из зоны 3 (10 попыток) | ||||||||||
6. Передача мяча двумя руками сверху | ||||||||||
из зоны 2 в кольцо, установ | ||||||||||
ленное в зоне 4, с предварительной | ||||||||||
передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) | ||||||||||
100 Продолжение
Технический прием | Контрольные упражнения | Лет | Оценка | |||||||
мальчики | девочки | |||||||||
«5» | «4» | <з» | Й» | «6» | »4* | «3» | *2» | |||
7. Передача мяча двумя руками сверху | ||||||||||
в прыжке из зоны 4 через сетку впрямо | ||||||||||
угольник 2х3м, расположенный у | ||||||||||
лице вой линии в зоне 6, с предвари | ||||||||||
тельной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | ||||||||||
II. Подача мяча | 1. Нижняя прямая по дача в пределы | |||||||||
площад ки (10 попыток) | ||||||||||
2. Нижняя прямая подача на точность | ||||||||||
(по 5 попыток в левую и правую | ||||||||||
половину площадки) | ||||||||||
3. Верхняя прямая подача в пределы | ||||||||||
площадки (10 попыток) | ||||||||||
4. Верхняя прямая подача на точность | ||||||||||
(по 5 попыток в правую и левую | ||||||||||
половину площадки) | ||||||||||
5. Верхняя прямая подача на точность | ||||||||||
по за данию (по 5 подач в левую и | ||||||||||
правую половину площадки) | ||||||||||
6. Верхняя боковая подача в пределы | ||||||||||
площадки (10 попыток) | ||||||||||
III.Нападающий | 1. Прямой нападающий удар из зоны 4 | — | — | |||||||
удар | в преде лы площадки с передачи из зоны | — | ||||||||
3 (10 попыток) | ||||||||||
2. Нападающий удар из зоны 4 на | ||||||||||
точность(по 5 попыток в зоны 1 и 5) | ||||||||||
с передачи из зоны 3 | ||||||||||
3. Прямой нападающий удар из зоны | ||||||||||
4 на силу в пределы площадки с | ||||||||||
передачи из зоны 3 (10 попыток) | ||||||||||
Продолжение
Технический прием | Контрольные упражнения | Лет | Оценка | |||||||
мальчики | девочки | |||||||||
«5» | «4» | «3» | «2» | «5» | «4»» | »3» | «2» | |||
IV.Блокирование | 1. Блокирование нападающего удара из | |||||||||
| зоны 4 в зону 5 (10 попыток) | — | ||||||||
2. Блокирование нападающего удара | ||||||||||
из зоны 2 в зону 1 (10 попыток) | ||||||||||
3. Блокирование нападающего удара из | ||||||||||
Зоны 3 в пределы площадки | ||||||||||
(10 попыток) | ||||||||||
педагогу, другие опробовали в сторонке контрольные упражнения.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика игры представляет собой целесообразное применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Это организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тактическое мастерство основано на конкретных умениях и навыках, которые дают возможность действовать игроку индивидуально и взаимодействовать с партнерами.
Средствами ведения игры являются все технические приемы и их способы, позволяющие применить более гибкую тактику.
Способами ведения игры называются рациональные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, применяемые в борьбе с противником.
Индивидуальные действия — это самостоятельные действия игрока, направленные на решение отдельных тактических задач.
Групповые действия представляют собой взаимодействия двух или нескольких игроков, выполняющих конкретную задачу.
Командные действия — это взаимодействия всех игроков команды, направленные на выполнение определенных задач в нападении и защите.
Системой игры называется определенная организация взаимодействий игроков команды, основанная на их функциях и расположении на площадке.
Тактические комбинации — это согласованные действия игроков, направленные на создание условий для эффективного завершения атаки (контратаки).
Формы ведения игры—это характер проявления действий команды, выражающийся в изменении темпа игры, умении навязывать противнику свою манеру, свой стиль игры, в тактике замен и перерывов, в игровой дисциплине и умении бороться до конца.
Тактику игры классифицируют на тактику нападения и тактику защиты. Каждый из этих разделов в зависимости от принципа организации действий игрока подразделяется на следующие группы: индивидуальные, групповые и командные. В свою очередь, каждую группу подразделяют в зависимости от форм ведения игры на виды. Например, индивидуальные действия в нападении подразделяют на действия игрока без мяча и с мячом. Виды в зависимости от конкретного содержания игровых действий подразделяют на системы и способы. Например, система игры в нападении через игрока передней линии со второй передачи или система игры в нападении через выходящего игрока задней линии со второй передачи.
Отдельные способы, имеющие особенности в выполнении, подразделяют на комбинации и варианты. Например, способ нападения со второй передачи системы игры через игрока передней линии в зависимости от зоны передающего игрока подразделяют на три варианта—с передачи игрока зон 3, 2, 4.
ФУНКЦИИ ИГРОКОВ
Для организации действий команды необходимо распределить функции между игроками. Деление несколько условно, так как по правилам игры они должны переходить по зонам площадки и действовать на передней и задней линиях. Поэтому в первую очередь важна всесто-
ронняя, универсальная подготовка игроков. Распределение по функциям связано с необходимостью равномерной расстановки сил в команде по линиям и организации ее действий. Таким образом, формирование каждого игрока проходит по двум направлениям: совершенствование в универсальных навыках игры и в навыках, специфических для выполнения своих функций—нападающего (основного и вспомогательного) и связующего игрока.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ КОМАНДЫ
Комплектование команды проводится по принципу подбора игроков с учетом сильных сторон индивидуальной игры каждого для рационального распределения сил по линиям соответственно их функциям и зонам начальной расстановки (зоны 4—1, 3—6, 2—5).
Причем комплектуется не только стартовая шестерка, но и вся команда, в составе которой должны быть игроки, способные выполнять функции стартовой шестерки.
Для любого принципа комплектования команды действительна любая система ведения игры в нападении, однако качественное выражение в каждом конкретном случае будет различным.