Специальные упражнения. 1. Подача в пределы площадки с места подачи

1. Подача в пределы площадки с места подачи.

2. Подача в правую, левую половины площадки.

3. Подача в ближнюю, дальнюю часть площадки.

4. Соревнования на точность попадания в установлен­ный квадрат.

5. Чередование способов выполнения подачи (верх­няя, нижняя и т. д.).

6. Соревнование на выполнение установленного препо­давателем количества подач.

7. Подачи на точность в зоны 1, 6, 5 и т. д.

8. Подачи на силу (верхняя прямая и боковая),

Нападающий удар

Основной и наиболее распространенный способ вы­полнения нападающего удара— прямой нападающий удар «по ходу», при котором направление полета мяча после удара совпадает с направлением разбега волейбо­листа перед прыжком.

Существует также боковой нападающий удар.

Различают нападающий удар и по способу тактиче­ской реализации—удары с переводом и обманные. Каж­дый из них имеет определенную тактическую направлен­ность. В зависимости от игровой обстановки, т. е. от на­правления и высоты передач, расположения блока и игро­ков защиты противника, нападающий игрок старается выбрать наиболее рациональный для конкретной игровой ситуации способ удара, позволяющий преодолеть блок противника или послать мяч обманным ударом в менее защищенную зону.

Если волейболист владеет только одним способом на-подающего удара, его легко можно нейтрализовать, так как блокирующие быстро приспосабливаются к манере его игры.

Нападающий удар в волейболе наиболее сложен для обучения. Это связано с тем, что для его выполнения не­обходимо обладать хорошими физическими данными, а также научиться совмещать ряд сложных по смысловой и двигательной задаче действий, таких, как разбег, выбор места отталкивания, прыжок с замахом для удара по ле­ тящему мячу в наивысшей точке прыжка. Поскольку все эти действия проходят в пределах 1—3 сек. и условия выполнения нападающего удара постоянно меняются (несвоевременный выход нападающего, неточная переда­ча, влияние сбивающих факторов), то понятно, почему волейболисты довольно долго овладевают этим техниче­ским приемом.

Специальные упражнения. 1. Подача в пределы площадки с места подачи - student2.ru

Специальные упражнения. 1. Подача в пределы площадки с места подачи - student2.ru

Рис. 35

Техника наиболее распространенного прямого напа­дающего удара (по ходу разбега) заключается в следую­щем. Определив возможное направление полета мяча, во­лейболист, постепенно разгоняясь, устремляется к месту отталкивания для выполнения нападающего удара (рис. 35, кадры 1,2). Начало разбега и его скорость зави­сят от расстояния и траектории полета мяча. При послед­нем шаге разбега руки движутся вниз-назад, волейболист выполняет наскок на выставленную вперед правую ногу (кадр 3) и, приставляя левую, приземляется на парал­лельно поставленные стопы, сгибает ноги (кадр 4). Махо­вым движением руками вперед-вверх и разгибанием ног он выполняет прыжок вверх (кадр 5). Левую руку после махового движения задерживает на уровне плеч. Правую руку, осуществляя замах, сгибает в локтевом суставе, плечо отводит назад, туловище прогибает, ноги сгибает в коленных суставах (кадр 6). Удар по мячу осуществля-

ет сгибанием туловища и разгибанием правой руки, ко­торая движется навстречу мячу; левую руку опускает вниз, ноги разгибает (кадр 7). Правая рука, сопровождая мяч (кисть сгибается), опускается вниз (кадры 8, 9). Волейболист приземляется на полусогнутые ноги (кадр 10).

Для того чтобы успешнее и более качественно овла­деть нападающим ударом, занимающийся должен усво­ить следующие положения.

Нападающему необходимо обладать мгновенной ре­акцией, высокой скоростью, высоким прыжком, быть ловким.

Нападающий удар включает разбег, толчок, собствен­но нападающий удар и приземление.

Начало разбега зависит от расположения нападающе­го и связующего игроков, а также от траектории и ско­рости полета мяча. Ориентировочно обусловлено: если передача выполнена по средней траектории, то при рас­стоянии между игроками 3—5 м выходить на мяч следует в момент передачи, если расстояние 2—3 м—до переда­чи, если 6—8 м — после передачи.

Скорость перемещения игрока к сетке и прыжка за­висит от траектории полета мяча — чем выше траектория, тем меньше скорость перемещения, и наоборот.

Волейболист корректирует свои действия по отноше­нию к летящему мячу как при разбеге, так и при оттал­кивании: при высокой траектории передачи—в начале разбега, при прострельной передаче—в конце.

При напрыгивании на опору стопу выставленной впе­ред ноги ставят с пятки (стопорящий шаг), что позволяет увеличить высоту прыжка и препятствует чрезмерному продвижению вперед после толчка.

Перед отталкиванием от опоры стопы расположены параллельно.

От быстроты и согласованности выполнения движений при напрыгивании (мах руками вниз-назад, приставле­ние левой (правой) ноги, мах руками вперед-вверх с од­новременным отталкиванием от опоры) зависит высота прыжка, создающая предпосылки для успешного выпол­нения нападающего удара.

При достаточно эффективном замахе правой рукой в прыжке и прогибании туловища ноги сгибают в колен­ных суставах — игрок принимает положение «натянутого лука»,

Удар по мячу выполняют выпрямленной рукой перед туловищем.

Сила нападающего удара зависит от энергичного со­кращения мышц живота, груди и руки и последующего резкого сгибания кисти в лучезапястном суставе и опус­кания бьющей руки вниз.

Готовя себя к выполнению нападающего удара, зани­мающийся должен уметь:

быстро реагировать на движущийся объект (время реакции в пределах 0,20—0,25 сек.);

развивать ускорения на отрезках 3—5 м;

прыгать вверх толчком обеими ногами так, чтобы се­рединой предплечья коснуться верхнего троса волейболь­ной сетки;

стоя на полу, попадать набивным мячом (2 кг) семь раз из десяти в круг диаметром 1 м с расстояния 6 м, за­махнувшись из-за головы.

В ряде методических пособий по волейболу обучение нападающему удару рекомендуется начинать с передач длиной 3—4 м, поскольку считают, что новичку легче со­гласовать свой выход с движением мяча. Опыт работы с новичками показывает, что когда обучение нападающему удару начинается вначале с места или с шага по верти­кально подброшенному мячу, а затем после небольшого разбега по мячу, летящему по средней траектории с не­большого расстояния, то эффект ощутимее.

В начале занятий целесообразно использовать расчле­ненный метод обучения. Для этого рекомендуется обучить занимающихся ударному движению по мячу на месте, затем в прыжке и только потом—в прыжке после раз­бега.

Первоначальный разбег должен составлять не более 3 м под углом к сетке 45—50°. Уместно напомнить о пра­вильном приземлении—следует избегать приземления на пятки почти выпрямленных ног (жесткое приземление), что часто приводит к травмам.

Удары по мячу вначале не должны быть сильными. По мере овладения нападающим ударом целесообразно чередовать сильные и слабые удары.

Ошибки, встречающиеся при выполнении нападающе­го удара:

1. Несвоевременный и неточный разбег (несоответст­вие разбега и прыжка скорости, траектории полета мяча, а также месту отталкивания) — игрок пробегает под мяч.

2. Отсутствует стопорящий шаг при напрыгивании на опору (прыжок в длину).

3. Недостаточно энергичный мах руками перед прыжком.

4. Двойной наскок перед прыжком.

5. Несогласованное движение рук и ног при отталки­вании.

6. Игрок рано прыгает и не достает мяч .

7. Рука при замахе отводится в сторону, замах вы­полняется чрезмерно напряженной рукой.

8. Большой прогиб туловища при замахе.

9. Удар по мячу рукой, согнутой в локтевом суставе.

10. Кисть не накрывает мяч сверху.

11. Отсутствует завершающее движение кистью.

12. Приземление на пятки и отсутствие амортизации при приземлении.

Наши рекомендации